Рабочая программа индивидуально группового занятия по биологии, 7 класс
Пояснительная записка
Факультативный курс «Мир животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете).
От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребенка. Необходимость решения этих задач и вызвала создание курса «Мир животных» (за рамками учебника), где в доступной и интересной форме раскрываются сложные закономерности существования животных. Многие процессы изучаются в ходе лабораторных работ в форме наблюдения, закладки опытов и анализа результатов наблюдения и экспериментов. Простые наглядные опыты с животными позволяют развивать творческие способности детей. Курс может изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии для всех учащихся, так и самостоятельно – факультативно для заинтересованных детей.
Цель курса «Мир животных» - расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности животных, овладение практическими умениями и формирование у учащихся познавательной, эстетической и экологической культуры.
Задачи курса «Мир животных»:
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных, многообразии, принципах классификации, значении животных в природе и в хозяйстве, развитии животного мира;
овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Курс рассчитан на 35 часов , 1 час в неделю. Основной формой работы является - лабораторная (практическая) работа, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично - поисковые, исследовательские. Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждому разделу программы. Наиболее полным отчётом является портфолио, где собраны все результаты по исследовательским работам.
Тематический план
7 класс (35ч./1 н.ч.)
Тема |
Количество часов |
Практические виды занятий |
||
Лаборат. работы |
Экскурсии |
НРК |
||
Тема 1. Введение |
2 |
- |
- |
- |
Тема 2. Животные водоемов |
8 |
4 |
- |
2 |
Тема 3. Животные - паразиты |
3 |
1 |
- |
- |
Тема 4. Животные леса |
9 |
2 |
- |
1 |
Тема 5. Животные степей и пустынь |
3 |
- |
- |
- |
Тема 6. Животные тундры и лесотундры |
3 |
- |
- |
1 |
Тема 7. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов |
4 |
- |
- |
1 |
Тема 8. Редкие и исчезающие виды животных |
5 |
- |
1 |
3 |
Итого |
35 |
7 |
1 |
9 |
Содержание учебного материала
Введение
Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.
Животные водоемов
Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.
Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.
Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.
Лабораторные работы
№ 1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.
№ 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.
№ 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.
НРК. Многообразие водных животных РК
Школьный аквариум – модель искусственной водной экосистемы
Животные-паразиты
Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.
Демонстрация влажных препаратов.
Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов).
Животные леса
Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.
Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.
Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.
Лабораторные работы
№ 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.
№7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.
НРК. Сезонные явления в жизни животных РК
Животные степей и пустынь
Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.
Демонстрация влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.
Животные тундры и лесотундры
Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.
Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких млекопитающих.
НРК. Особенности фауны РК
Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов
Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение, удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.
Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых. Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.
НРК. Домашние животные РК
Редкие и исчезающие виды животных
Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления их численности. Охрана местообитания. Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
Экскурсия. Редкие животные и их охрана (зоопарк, краеведческий музей, зоомузей).
НРК. Редкие и исчезающие виды животных РК
Красная книга РК. Особо охраняемые территории РК.
Поурочное планирование
№ урока с начала года/ № урока в теме |
Тема урока |
Введение (2 часа) |
|
1/1 |
Многообразие животного мира. |
2/2 |
Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира. |
Животные водоемов (8 часов) |
|
3/1 |
Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных |
4/2 |
Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. |
5/3 |
Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. |
6/4 |
Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы. НРК Школьный аквариум – модель искусственной водной экосистемы |
7/5 |
Лабораторная работа №1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. |
8/6 |
Лабораторная работа № 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема. |
9/7 |
Лабораторная работа № 3. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума. |
10/8 |
Лабораторная работа № 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства |
Животные-паразиты (3 часа) |
|
11/1 |
Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. |
12/2 |
Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений. |
13/3 |
Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов), |
Животные леса (9 часов) |
|
14/1 |
Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. |
15/2 |
Лесное хозяйство и животный мир. |
16/3 |
Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом |
17/4 |
Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада. |
18/5 |
Животные древесного яруса. |
19/6 |
Хищные и растительноядные формы |
20/7 |
Сезонные явления в жизни лесных животных. |
21/8 |
Лабораторная работа № 6. Изучение роющей деятельности земляных червей. |
22/9 |
Лабораторная работа №7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания |
Животные степей и пустынь (3 часа) |
|
23/1 |
Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. |
24/2 |
Сезонные и суточные изменения в жизни животных |
25/3 |
Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей. |
Животные тундры и лесотундры (3 часа) |
|
26/1 |
Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды |
27/2 |
Сезонные изменения условий, колебания численности |
28/3 |
Особенности использования и охраны фауны Севера |
Синантропные и домашние животные, животные |
|
29/1 |
Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. |
30/2 |
Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях |
31/3 |
Особенности поведения и питания животных города. |
32/4 |
Домашние животные и Их роль в жизни человека |
Редкие и исчезающие виды животных (3 часа) |
|
33/1 |
Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. |
34/2 |
Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы |
35/3 |
Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания;
основных представителей различных природных сообществ;
принципы составления цепей питания
Учащиеся должны уметь:
анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
определять черты приспособленности животных к среде обитания
составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
составлять рассказ о животном, используя план - клише
Литература
Для учителя
АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в
школе: Птицы. — М.: Просвещение, 1983.
Забелин С. И., 3убакин В. А., Кавтарадзе Д. Н.
Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение, 1981.
Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. Н. Биологические экскурсии. — М.: Просвещение, 1983.
Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 1982.
Для учащихся
Банников А. Г. Мир животных и его охрана. — М.: Педагогика, 1981.
Кузнецов А. А., Бабенко В. А. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1986.
Петров В. В. Жизнь леса и человек. — М.: Просвещение, 1985.