Рабочая программа индивидуально группового занятия по биологии, 7 класс

0
0
Материал опубликован 27 July 2017

Пояснительная записка

Факультативный курс «Мир животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете).

От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребенка. Необходимость решения этих задач и вызвала создание курса «Мир животных» (за рамками учебника), где в доступной и интересной форме раскрываются сложные закономерности существования животных. Многие процессы изучаются в ходе лабораторных работ в форме наблюдения, закладки опытов и анализа результатов наблюдения и экспериментов. Простые наглядные опыты с животными позволяют развивать творческие способности детей. Курс может изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии для всех учащихся, так и самостоятельно – факультативно для заинтересованных детей.

Цель курса «Мир животных» - расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности животных, овладение практическими умениями  и формирование у учащихся познавательной,  эстетической и экологической культуры.

Задачи курса «Мир животных»:

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных, многообразии, принципах классификации, значении животных в природе и в хозяйстве, развитии животного мира;

овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Курс рассчитан на 35 часов , 1 час в неделю. Основной формой работы является - лабораторная (практическая) работа, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично - поисковые, исследовательские. Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждому разделу программы. Наиболее полным отчётом является портфолио, где собраны все результаты по исследовательским работам.

Тематический план

7 класс (35ч./1 н.ч.)

Тема

Количество часов

Практические виды занятий

Лаборат.

работы

Экскурсии

НРК

Тема 1. Введение

2

-

-

-

Тема 2. Животные водоемов

8

4

-

2

Тема 3. Животные - паразиты

3

1

-

-

Тема 4. Животные леса

9

2

-

1

Тема 5. Животные степей и пустынь

3

-

-

-

Тема 6. Животные тундры и лесотундры

3

-

-

1

Тема 7. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов

4

-

-

1

Тема 8. Редкие и исчезающие виды животных

5

-

1

3

Итого

35

7

1

9

Содержание учебного материала

Введение

Многообразие животного мира. Общий план строения поз­воночных и беспозвоночных животных, связь строения и функ­ций организма. Влияние на животных факторов неживой и жи­вой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

Животные водоемов

Животные водоемов различных типов. Многообразие вод­ных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Ме­стообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных жи­вотных в ограничении численности жертв и понятие биологиче­ского равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоноч­ных. Биологическая очистка воды.

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.

Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диа­фильмов, диапозитивов.

Лабораторные работы

1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

3. Изучение абиотических и биотических условий водое­ма и их роли в жизни животных аквариума.

4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.

НРК. Многообразие водных животных РК

Школьный аквариум – модель искусственной водной экосистемы

Животные-паразиты

Многообразие паразитических животных (простейшие, чер­ви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы раз­вития и роль в жизни хозяев. Использование явления парази­тизма в защите растений.

Демонстрация влажных препаратов.

Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов).

Животные леса

Население животных подстилки и почвы; особенности строе­ния в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хо­зяйство и животный мир. Население животных травяного яру­са; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.

Лабораторные работы

6. Изучение роющей деятельности земляных червей.

7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

НРК. Сезонные явления в жизни животных РК

Животные степей и пустынь

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных живот­ных в природе. Практическое значение и охрана змей.

Демонстрация влажных препаратов, диафильмов, диапози­тивов.

Животные тундры и лесотундры

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности ис­пользования и охраны фауны Севера.

Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких мле­копитающих.

НРК. Особенности фауны РК

Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое чис­ло видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяй­ственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении чис­ленности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение, удобрений и ядо­химикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности живот­ных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

Особенности поведения и питания животных города. Взаи­моотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и ох­рана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых. Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие по­роды. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.

НРК. Домашние животные РК

Редкие и исчезающие виды животных

Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчез­нувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления их численности. Охрана местообитания. Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Си­стема кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

Экскурсия. Редкие животные и их охрана (зоопарк, крае­ведческий музей, зоомузей).

НРК. Редкие и исчезающие виды животных РК

Красная книга РК. Особо охраняемые территории РК.

Поурочное планирование

урока с начала года/

урока в теме

Тема урока

Введение (2 часа)

1/1

Многообразие животного мира.

2/2

Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

Животные водоемов (8 часов)

3/1

Животные водоемов различных типов. Многообразие вод­ных животных

4/2

Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Ме­стообитание, типы питания, пищевые цепи.

5/3

Роль хищных жи­вотных в ограничении численности жертв и понятие биологиче­ского равновесия.

6/4

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы. НРК Школьный аквариум – модель искусственной водной экосистемы

7/5

Лабораторная работа №1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

8/6

Лабораторная работа № 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

9/7

Лабораторная работа № 3. Изучение абиотических и биотических условий водое­ма и их роли в жизни животных аквариума.

10/8

Лабораторная работа № 4. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства

Животные-паразиты (3 часа)

11/1

Многообразие паразитических животных (простейшие, чер­ви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни.

12/2

Постоянные и временные паразиты. Циклы раз­вития и роль в жизни хозяев. Использование явления парази­тизма в защите растений.

13/3

Лабораторная работа № 5. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов),

Животные леса (9 часов)

14/1

Население животных подстилки и почвы; особенности строе­ния в связи с передвижением и питанием.

15/2

Лесное хо­зяйство и животный мир.

16/3

Население животных травяного яру­са; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом

17/4

Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

18/5

Животные древесного яруса.

19/6

Хищные и растительноядные формы

20/7

Сезонные явления в жизни лесных животных.

21/8

Лабораторная работа № 6. Изучение роющей деятельности земляных червей.

22/9

Лабораторная работа №7. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания

Животные степей и пустынь (3 часа)

23/1

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением.

24/2

Сезонные и суточные изменения в жизни животных

25/3

Роль степных живот­ных в природе. Практическое значение и охрана змей.

Животные тундры и лесотундры (3 часа)

26/1

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды

27/2

Сезонные изменения условий, колебания численности

28/3

Особенности ис­пользования и охраны фауны Севера

Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов (4 часа)

29/1

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое чис­ло видов.

30/2

Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях

31/3

Особенности поведения и питания животных города.

32/4

Домашние животные и Их роль в жизни человека

Редкие и исчезающие виды животных (3 часа)

33/1

Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчез­нувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды.

34/2

Виды, исчез­нувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы

35/3

Си­стема кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания;

основных представителей различных природных сообществ;

принципы составления цепей питания

Учащиеся должны уметь:

анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное

определять черты приспособленности животных к среде обитания

составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев

составлять рассказ о животном, используя план - клише

Литература

Для учителя

АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в
школе: Птицы. — М.: Просвещение, 1983.

Забелин С. И., 3убакин В. А., Кавтарадзе Д. Н.
Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение, 1981.

Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. Н. Биологические экскурсии. — М.: Просвещение, 1983.

Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология для учителя. — М.: Просвещение, 1985.

Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 1982.

Для учащихся

Банников А. Г. Мир животных и его охрана. — М.: Педагогика, 1981.

Кузнецов А. А., Бабенко В. А. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1986.

Петров В. В. Жизнь леса и человек. — М.: Просвеще­ние, 1985.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.