12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна176
Россия, Челябинская обл., Миасс
3

Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста

Тема моего выступления: «Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста».

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

И действительно, игра в дошкольном возрасте – это основной вид деятельности детей, в процессе которой развиваются психические процессы (речь, воображение, мышление, память, внимание). В игре ребенок развивается физически (развивается его двигательная активность, ловкость, выдержка, умение ориентироваться в пространстве и т.д.). Игра воспитывает ребенка, учит его сочувствию, доброжелательному отношению друг к другу, умению делиться игрушками, оценивать хорошие и плохие поступки своих товарищей по игре и т.д.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

Для каждой такой игры характерны тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх детей младшего возраста наблюдается не сложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий.

Ребенок стремиться определить для себя роль, может на какое то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, не обычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, что бы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Здесь используются дидактические игры типа «Оденем куклу Таню»«У куклы Тани день рожденья»«Уложим куклу Таню спать» и др., драматизируются в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; используются игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений.

Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьмипоследовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс «Возьми Элина ложки и помоги мне их разложить»«Посмотри как Наталья Ивановна аккуратно, красиво раскладывает хлебницы».

Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.

Чрезвычайно эффективен прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами – заменителями. Например, привлекая в качестве помощника любимую детьми куклу Андрюшу, знакомлю их с новыми игрушками. Андрюша приглашает детей в гости, угощает чаем, знакомит со своими друзьями, устраивает путешествия на поезде, автомобиле, разыгрывает сценки-загадки; устраивает в кукольном уголке веселые представления с участием кукол и игрушек в образах животных (медвежонка Вини-Пуха, зайца Степашки и др.).

В этом возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников. В начале он проявляется в отношение к игрушке. Так у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля – два шофера.

И мамы и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает. Так возникает сора – каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Не редко бывает так, что одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребенок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями.

Хорошо зная характеры, интересы детей, я стараюсь  увлечь их совместными действиями с игрушкой. Так, можно сказать девочкам: «Как хорошо – у нашей Танечки две мамы. Лена, возьми сумку, сходи в магазин. Танечка проснется – захочет есть. А ты, Оля, приготовь Танюши кушать».

Тактичное и умелое вмешательство помогло поддержать интерес детей к действию друг друга организовать совместную игру.

Совместная игра доставляет детям радость, так как создает возможности для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.

Таким образом, в работе с детьми младшего возраста с одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек.

Пример: Катю до трех лет подстригали дома, но к празднику мама решила сводить ее в парикмахерскую. Придя на следующий день в д/сад, девочка решила подстричь кукол, мишек, зайцев. Она забрала игрушки у товарищей, усадила перед зеркалом, вытащила расческу и приговаривая«чик, чик, чик, все подстриглись, все красивые, всё, уходите домой» затем она бросила игрушки и пошла строить домик. Зная, что и другие дети делали попытки играть в парикмахерскую решил поддержать эту игру: «Катя, ты парикмахер, да? А что же ты бросила стричь? Смотри, кукла Катя  пришла к тебе в парикмахерскую, и у Кати косички растрепались. Лохматая какая девочка! Давай работать вместе. Это вот твое место: вот столик, зеркало, ножницы. А это мое – у меня тоже все есть. Постепенно дети включились в игру: разобрали кукол, зверят, сели ожидать своей очереди в парикмахерской.

Исполняя в месте с девочкой главную роль, я  прежде всего стремилась поддержать ее интерес к игре, учила выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывая свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решалась задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливал и уточнял свои знания о труде взрослых, но и усваивал нормы общественного поведения.

Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры необходимыми умениями, подсказывать какие то действия, сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводят к распаду игры, к отказу от роли.

Таким образом, на данном возрастном этапе важное значение имеет непосредственное участие в игре воспитателя (игра с одним ребенком и показ в игровой ситуации разнообразных действий с любимой игрушкой малыша, разговор или диалог педагога с образной игрушкой). В играх воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности. При этом он показывает искреннюю заинтересованность происходящим.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.