Информационная карта урока истории в 11 классе «Внутренняя политика Петра : поворот в истории России»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа
"Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2"
МАОУ "СОШ №2"
Учитель: Эккардт Галина Анатольевна
Информационная карта урока истории
Тема урока: Внутренняя политика Петра : поворот в истории России.
Класс: 11
Цель урока: дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России.
Задачи:
Образовательная: определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.;
Воспитательная: привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа
Развивающие:
- формировать навыки работы в группах и парах;
- умение искать и извлекать нужную информацию в источниках различного типа;
- умение ясно, логично и аргументированно точно излагать свою точку зрения
Форма работы: групповая, парная
Учебник: Н.С.Борисов. А.А.Левандовский "История России с древнейших времен до 1914 г" (углубленный уровень), М.Просвещение, 2022 г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный | Учитель информирует учеников о формах работы на уроке. | Принимают информацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивационный | Учитель начинает урок со слов Конфуция о роли личности в истории (слайд 2). Скажите, можем ли мы представить Бородино без Кутузова, революцию 1917 года без Ленина, перестройку без Горбачёва? Какую точку зрения выбрать в оценке роли личностей? Сложный вопрос. Предлагаю рассмотреть личность, которая оставила неоднозначный след в истории. Учитель предлагает прочитать высказывания о личности, которую будем рассматривать сегодня на уроке и выделить фразы, слова, которые указывают на эту личность. Учитель задает вопрос: Почему разговор будет о Петре I? | Ученики читают высказывания, определяют что разговор будет идти о Петре I, приводят фразы, которые подтверждают их ответ. В 2022 году отмечается 350 лет со дня рождения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала | 1.- Скажите, как можно определить роль руководителя государства в истории? Через что? (обсудите в группах и дайте ответ) 2.В рабочей тетради запишите что такое реформа, назовите, какие бывают реформы и дайте краткую характеристику реформам. 3.Учитель предлагает выполнить задания в рабочей тетради по группам. Каждой группе нужно изучить информацию, сделать записи, сформулировать вывод. 1 группа: Работают по проведению политических реформ. 2 группа: Работают по проведению экономических реформ. 3 группа: Работают с материалом о реформе в армии. 4 группа: Работают с информацией об изменении в социальной структуре. 5 группа: Выясняют значение реформ Петра. В каждой группе ученики распределяют кто с какой информацией работает. Нужно сравнить факты по каждому направлению (что было до Петра и что изменилось) 1 группа Политические реформы
2 группа Экономические реформы
3 группа Реформа армии
4 группа Социальная структура общества
5 группа работают с текстом (приложение №1) | 1.Ученики обсуждают ответ и высказывают свою точку. -Роль руководителя можно определить через его деятельность, через его реформы. 2.Ученики обсуждают ответ, записывают понятие "Реформа", высказывают свое мнение о реформах. (слайд 3) 3.Ученики работают с материалами учебника, с дополнительными материалами, которые имеются в рабочей тетради, заполняют таблицы, делают выводы. Каждая группа приводит свои аргументы, которые доказывают или опровергают, что внутренняя политика Петра привела к повороту в истории России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия | Ученикам предлагается прочитать стихотворение А.С.Пушкина и выделить слова, которые доказывают или опровергают, что Петру удалось повернуть историю России (стихотворение в рабочей тетради). | Ученики читают стихотворение, выделяют слова, которые доказывают или опровергают, что Петру удалось повернуть историю России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Домашнее задание | На основе учебного материала и дополнительной информации заполнить таблицы в полном объёме и сделать выводы. | Ученики принимают информацию. |
Приложение №1.
Текст №1. Петр Великий был решительно настроен реформировать внутреннее устройство России. Он имел простое желание - волей или неволей - протолкнуть российское государство в современную эпоху, сделать её сильной и богатой державой. Продолжая свои военные реформы, он реорганизовал церковную систему, систему образования и отдельные сферы экономики России.
Суть реформ Петра I заключалась в том, что целенаправленная реформаторская деятельность могла не только укрепить его власть, но и повысить эффективность государственного управления, а значит, и улучшить положение народа. Еще одной важной целью петровской реформы было ослабление влияния боярства, одного из привилегированных сословий России, представители которого в большинстве своём отстаивали модель развития страны на основе ее славянской самобытности и выступали против европейского влияния.
Значение петровских реформ трудно переоценить. При Петре I Россия была преобразована в Российскую Империю и стала одним из самых могущественных государств Европы с современной, эффективной военной базой. Его реформы также оказали влияние на внутриполитическое устройство страны, что нашло отклик в российской истории и ощущается до сих пор.
Для решения проблемы обороноспособности страны российский император в 1699 году впервые собрал постоянную армию и вложил значительные средства в ее развитие. В то же время Петру Великому удалось сформировать первый русский военный флот и благодаря этому одержать ряд впечатляющих военных побед, в частности, захватить Османский город Азов в июле 1695 года.
В этот же период, после взятия расположенной неподалеку шведской крепости Ниеншанц, 27 мая 1703 года Петром Великим был основан город Санкт-Петербург. Основание города на берегу Финского залива позволило России закрепить свое присутствие на Балтике, и в 1713 году "Град Петра" стал столицей Российской Империи. Если не считать короткого периода между 1728 и 1732 годами, Санкт-Петербург оставался столицей государства вплоть до ее краха в 1917 году.
И хотя некоторые из своих реформ Петр во многом позаимствовал из-за рубежа, он знал, что Россия не сможет продолжать своё развитие, без создания собственных идей. В этих целях он уделял большое внимание образованию. Под его руководством были созданы первые школы медицины, инженерии, науки, навигации и математики.
Текст №2.
Реформы Петра Первого – тема чрезвычайной важности сегодня. Пётр является символом настоятельной общественной потребности в переменах, причём в переменах кардинальных, быстрых и при этом успешных. Такая потребность, даже необходимость, существует и сейчас. И опыт преобразований тех лет может оказаться бесценным для сегодняшних реформаторов России. Они могут избежать тех перегибов, которые допустил Пётр, стремясь поднять страну с колен. Личность первого императора России, его преобразования и их итоги являются исключительным примером для всех поколений. В истории каждого государства есть переломные моменты, после которых страна встаёт на качественно новую ступень развития. В России было три таких периода: реформы Петра Великого, Великая Октябрьская социалистическая революция и распад Советского Союза. Петровские преобразования, проводимые три века назад, оказали огромное влияние на имперскую эпоху, продолжавшуюся в течение почти двух столетий; в отличие от большинства царей Пётр не был забыт и в советское время.
В результате реформ Петра было создано новое сильное государство, способное конкурировать с передовыми державами Европы. Если бы не было Петра, то не имеющая выхода к стратегически важным морям, не умеющая торговать при новых условиях, необразованная Московия стала бы провинцией Швеции или Турции. Чтобы победить, мы должны были учиться у европейцев. Все цивилизации перенимали опыт других, только две развивались практически самобытно: Индия и Китай. Московия, вобравшая в себя многие положительные и отрицательные черты азиатской культуры во время монгольского ига, сочетала их вместе с остатками Византийской культуры, при определенной доле европейской культуры, проникавшей в страну через немногие торговые связи. Это говорит об отсутствии какой бы то ни было самобытности и до Петра. Пётр же, разделив все негативное, изжившее себя, и прогрессивное, напрочь уничтожил первое и во много раз умножил последнее. Петр Первый заставил страну за четверть века сделать такой огромный шаг вперёд, какой другие страны делали за несколько веков.