12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эккардт Галина Анатольевна78
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа

"Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2"

МАОУ "СОШ №2"

Учитель: Эккардт Галина Анатольевна

Информационная карта урока истории

Тема урока: Внутренняя политика Петра : поворот в истории России.

Класс: 11

Цель урока: дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России.

Задачи:

Образовательная:  определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.;

Воспитательная: привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа

Развивающие:

- формировать навыки работы в группах и парах;

умение искать и извлекать нужную информацию в источниках различного типа;

умение ясно, логично и аргументированно точно излагать свою точку зрения

Форма работы: групповая, парная

Учебник: Н.С.Борисов. А.А.Левандовский "История России с древнейших времен до 1914 г" (углубленный уровень), М.Просвещение, 2022 г.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

Учитель информирует учеников о формах работы на уроке.

Принимают информацию

2.Мотивационный

Учитель начинает урок со слов Конфуция о роли личности в истории (слайд 2).

Скажите, можем ли мы представить Бородино без Кутузова, революцию 1917 года без Ленина, перестройку без Горбачёва? Какую точку зрения выбрать в оценке роли личностей? Сложный вопрос. Предлагаю рассмотреть личность, которая оставила неоднозначный след в истории.

Учитель предлагает прочитать высказывания о личности, которую будем рассматривать сегодня на уроке и выделить фразы, слова, которые указывают на эту личность.


Учитель задает вопрос: Почему разговор будет о Петре I?






Ученики читают высказывания, определяют что разговор будет идти о Петре I, приводят фразы, которые подтверждают их ответ.

В 2022 году отмечается 350 лет со дня рождения.

3.Изучение нового материала

1.- Скажите, как можно определить роль руководителя государства в истории? Через что? (обсудите в группах и дайте ответ)




2.В рабочей тетради запишите что такое реформа, назовите, какие бывают реформы и дайте краткую характеристику реформам.


3.Учитель предлагает выполнить задания в рабочей тетради по группам. Каждой группе нужно изучить информацию, сделать записи, сформулировать вывод.

1 группа: Работают по проведению политических реформ.

2 группа: Работают по проведению экономических реформ.

3 группа: Работают с материалом о реформе в армии.

4 группа: Работают с информацией об изменении в социальной структуре.

5 группа: Выясняют значение реформ Петра.

В каждой группе ученики распределяют кто с какой информацией работает. Нужно сравнить факты по каждому направлению (что было до Петра и что изменилось)

1 группа

Политические реформы


Было

Часть 1, стр.208

Стало

Часть 2, стр.23-26

Форма правления



Законодательная власть



Исполнительная власть



Другие органы



2 группа

Экономические реформы


Было

часть 1, стр.213-214

Стало

часть 2, стр.22-23

Производство



Налоги



Торговля



3 группа

Реформа армии

Было

часть 1, стр.211 - 212

стало

часть 2, стр.19-20







4 группа

Социальная структура общества

t1664040471aa.jpg

Часть 2, с.20-21



5 группа работают с текстом (приложение №1)

1.Ученики обсуждают ответ и высказывают свою точку.

-Роль руководителя можно определить через его деятельность, через его реформы.

2.Ученики обсуждают ответ, записывают понятие "Реформа", высказывают свое мнение о реформах. (слайд 3)

3.Ученики работают с материалами учебника, с дополнительными материалами, которые имеются в рабочей тетради, заполняют таблицы, делают выводы.

Каждая группа приводит свои аргументы, которые доказывают или опровергают, что внутренняя политика Петра привела к повороту в истории России.


4.Рефлексия

Ученикам предлагается прочитать стихотворение А.С.Пушкина и выделить слова, которые доказывают или опровергают, что Петру удалось повернуть историю России (стихотворение в рабочей тетради).

Ученики читают стихотворение, выделяют слова, которые доказывают или опровергают, что Петру удалось повернуть историю России.

5.Домашнее задание

На основе учебного материала и дополнительной информации заполнить таблицы в полном объёме и сделать выводы.

Ученики принимают информацию.



Приложение №1.

Текст №1. Петр Великий был решительно настроен реформировать внутреннее устройство России. Он имел простое желание - волей или неволей - протолкнуть российское государство в современную эпоху, сделать её сильной и богатой державой. Продолжая свои военные реформы, он реорганизовал церковную систему, систему образования и отдельные сферы экономики России.

Суть реформ Петра I заключалась в том, что целенаправленная реформаторская деятельность могла не только укрепить его власть, но и повысить эффективность государственного управления, а значит, и улучшить положение народа. Еще одной важной целью петровской реформы было ослабление влияния боярства, одного из привилегированных сословий России, представители которого в большинстве своём отстаивали модель развития страны на основе ее славянской самобытности и выступали против европейского влияния.

Значение петровских реформ трудно переоценить. При Петре I Россия была преобразована в Российскую Империю и стала одним из самых могущественных государств Европы с современной, эффективной военной базой. Его реформы также оказали влияние на внутриполитическое устройство страны, что нашло отклик в российской истории и ощущается до сих пор.

Для решения проблемы обороноспособности страны российский император в 1699 году впервые собрал постоянную армию и вложил значительные средства в ее развитие. В то же время Петру Великому удалось сформировать первый русский военный флот и благодаря этому одержать ряд впечатляющих военных побед, в частности, захватить Османский город Азов в июле 1695 года.

В этот же период, после взятия расположенной неподалеку шведской крепости Ниеншанц, 27 мая 1703 года Петром Великим был основан город Санкт-Петербург. Основание города на берегу Финского залива позволило России закрепить свое присутствие на Балтике, и в 1713 году "Град Петра" стал столицей Российской Империи. Если не считать короткого периода между 1728 и 1732 годами, Санкт-Петербург оставался столицей государства вплоть до ее краха в 1917 году.

И хотя некоторые из своих реформ Петр во многом позаимствовал из-за рубежа, он знал, что Россия не сможет продолжать своё развитие, без создания собственных идей. В этих целях он уделял большое внимание образованию. Под его руководством были созданы первые школы медицины, инженерии, науки, навигации и математики.



Текст №2.

Реформы Петра Первого – тема чрезвычайной важности сегодня. Пётр является символом настоятельной общественной потребности в переменах, причём в переменах кардинальных, быстрых и при этом успешных. Такая потребность, даже необходимость, существует и сейчас. И опыт преобразований тех лет может оказаться бесценным для сегодняшних реформаторов России. Они могут избежать тех перегибов, которые допустил Пётр, стремясь поднять страну с колен. Личность первого императора России, его преобразования и их итоги являются исключительным примером для всех поколений. В истории каждого государства есть переломные моменты, после которых страна встаёт на качественно новую ступень развития. В России было три таких периода: реформы Петра Великого, Великая Октябрьская социалистическая революция и распад Советского Союза. Петровские преобразования, проводимые три века назад, оказали огромное влияние на имперскую эпоху, продолжавшуюся в течение почти двух столетий; в отличие от большинства царей Пётр не был забыт и в советское время.
В результате реформ Петра было создано новое сильное государство, способное конкурировать с передовыми державами Европы. Если бы не было Петра, то не имеющая выхода к стратегически важным морям, не умеющая торговать при новых условиях, необразованная Московия стала бы провинцией Швеции или Турции. Чтобы победить, мы должны были учиться у европейцев. Все цивилизации перенимали опыт других, только две развивались практически самобытно: Индия и Китай. Московия, вобравшая в себя многие положительные и отрицательные черты азиатской культуры во время монгольского ига, сочетала их вместе с остатками Византийской культуры, при определенной доле европейской культуры, проникавшей в страну через немногие торговые связи. Это говорит об отсутствии какой бы то ни было самобытности и до Петра. Пётр же, разделив все негативное, изжившее себя, и прогрессивное, напрочь уничтожил первое и во много раз умножил последнее. Петр Первый заставил страну за четверть века сделать такой огромный шаг вперёд, какой другие страны делали за несколько веков.






Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.