Урок истории в 11 классе «Ликвидация последствий Смуты. Внутренняя политика России в XVII веке»
История. 11 класс (углубленное изучение)
Блок-модуль темы: «Ликвидация последствий Смуты.
Внутренняя политика России в XVII веке» (&19)
Пункт «Великая разруха» (стр. 206)
Задание 1. Составьте перечень
Последствия Смуты:
1) _______________________________
2) _______________________________
3) и т.д.
Задание 2. Составьте таблицу
Действия «лихих людей в начальный период правления Михаила Романова
Атаман Иван Заруцкий | Атаман Лисовский |
| |
Пункт «Царь Михаил Фёдорович (1613 – 1645)» (стр. 207)
Ответьте на вопросы:
1) Какие органы власти стали опорой Михаила Романова?
_____________________________________________________________________________
2) Чьи права царь Михаил Романов расширяет, стремясь укрепить «вертикаль власти»?
_____________________________________________________________________________
3) Какие органы центрального управления получили быстрое развитие?
_____________________________________________________________________________
4) В чём проявляется ограниченное личное участие Михаила Фёдоровича в управлении страной?
_____________________________________________________________________________
5) Кто такой патриарх Филарет?
_____________________________________________________________________________
6) Каким образом участие Филарета в делах способствовало укреплению Московского государства?
_____________________________________________________________________________
Пункт «Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676)» (стр. 209)
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) Кто был воспитателем Алексея Михайловича?
_____________________________________________________________________________
2) Кто позднее занял место главного советника Алексея Михайловича?
_____________________________________________________________________________
3) Каковы черты характера Алексея Михайловича?
_____________________________________________________________________________
4) Каким было прозвище Алексея Михайловича? Почему?
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте перечень
Задачи развития государства при первых Романовых:
1) ____________________________________________
2) ____________________________________________
3) ____________________________________________
4) ____________________________________________
Пункты: «Дворянское войско» (стр. 210), «Полки «иноземного (нового) строя» (стр. 211), «Оружие» (стр. 212), «Крепости» (стр. 212)
Составьте таблицу
Действия первых Романовых в сфере военного дела
Сфера военного дела | Предпринятые действия Романовыми |
1. Дворянское войско | |
2. Полки «иноземного (нового) строя» | |
3. Оружие | |
4. Крепости | |
Задание 3. Составьте перечень
Этапы закрепощения крестьян:
1) 1607 год - __________________________
2) 1637 год - __________________________
3) 1641 год - __________________________
4) 1649 год - __________________________
Пункты: «В поисках новых доходов», «Рост налогов» (стр. 213)
Задание 1. Составьте перечень
Источники пополнения казны государства:
1) ______________________
2) ______________________
3) ______________________
4) ______________________
5) ______________________
Задание 2. Сформулируйте и запишите понятие:
Протекционизм - ___________________________________________________
Задание 3. Дополните схему
1650 год
Счётный приказ Тайный приказ
(Чем занимался?) (Чем занимался?)
Пункты: «Финансовые авантюры» (стр. 214), «Восстание Степана Разина» (стр. 218), «Церковная реформа патриарха Никона» (стр. 219)
Составьте таблицу
Выступления социальных низов при первых Романовых
Название, время, место выступления | Причины | Участники, их требования | Результаты |
1. Соляной бунт | | | |
2. Медный бунт | | | |
3. Восстание Степана Разина | | | |
4. Соловецкое восстание | | | |
Пункт: «Освоение Сибири» (стр. 215)
Ответьте на вопросы:
1) Почему в XVII веке был особый интерес Российского государства к освоению Сибири?
_____________________________________________________________________________
2) Что такое ясак?
_____________________________________________________________________________
3) Каковы итоги морской экспедиции казака Семёна Дежнёва?
_____________________________________________________________________________
4) Каковы итоги экспедиции отряда казаков во главе с Ерофеем Хабаровым?
_____________________________________________________________________________
5) Что дало России освоение Сибири?
_____________________________________________________________________________
Пункт: «Соборное уложение 1649 г.» (стр. 216)
1649 год - _________________________________
Составьте перечень
Особенности Соборного уложения:
1) ______________________________________
2) ______________________________________
3) ______________________________________
4) и т.д.
Вывод:
Какую роль в формировании крепостного права сыграло Соборное уложение?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт: «Церковная реформа патриарха Никона» (стр. 219)
Ответьте на вопросы:
1) В чём суть нововведений патриарха Никона?
_____________________________________________________________________________
2) Кто такие старообрядцы?
_____________________________________________________________________________
3) Кто такой протопоп Аввакум?
_____________________________________________________________________________
4) Кого именовали раскольниками?
_____________________________________________________________________________
5) Почему церковная реформа Никона потерпела неудачу?
_____________________________________________________________________________
6) Какова судьба патриарха Никона?
_____________________________________________________________________________