Статья на тему «Современная школьная библиотека: проблемы и перспективы»

1
0
Материал опубликован 7 November 2020

Современная школьная библиотека:

проблемы и перспективы

Каждый, кто учился в школе, знает, что такое школьная библиотека. У кого-то светлые воспоминания связаны с этим местом, а я помню, что там никогда не было нужной книги. Я училась в девяностые годы и школьные библиотеки уже не пополнялись художественной литературой. Сейчас я сама работник школьной библиотеки – всё вижу изнутри, всё понимаю.

С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» задачи школьной библиотеки изменились. Теперь они называются информационно-библиотечными центрами и должны содействовать обучению и воспитанию подрастающего поколения. Библиотекари стали педагогами-библиотекарями, кроме своих традиционных обязанностей, занимаются воспитательной работой, профориентацией, исследовательской и проектной деятельностью и еще много чем. Получается, что обязанностей у школьных библиотекарей стало больше, а рабочего времени меньше.

Самое печальное, что под новыми названиями скрываются всё те же полупустые книжные полки и вежливые бабушки-библиотекари. Большая часть школьных библиотекарей предпенсионного или пенсионного возраста, они отлично знают расстановку по ББК, но никогда не справятся с заполнением таблицы Excel. Впрочем, молодые в этой профессии тоже есть, например, я, но таких меньшинство и, как правило, в школе они надолго не задерживаются. Почему? Потому что есть творческая энергия, есть потенциал, есть горящие глаза, а возможностей, средств, поддержки со стороны администрации - нет. Молодые библиотекари учатся с детьми делать буктрейлеры, создают интернет-викторины, пытаются перейти в онлайн формат. При этом до сих пор не во всех школьных библиотеках Череповца у библиотекаря есть современный компьютер и стабильный интернет. Про компьютеры для посетителей, как предполагает информационно-библиотечный центр, и говорить не приходится.

С художественной литературой всё так же, как было в девяностые. Единственное спасение – проведение акций «Подари книгу школе». На возмущения библиотекарей, отвечают, что есть платформа Литрес Школа и другие подобные источники литературы в электронном виде. Но мы же помним, что компьютеров в библиотеке нет, да и учителя литературы, в большинстве своем, требуют на уроке иметь книгу, а не планшет. Как следствие, в школьную библиотеку чаще ходят ученики начальных классов. Во-первых, их приводит учитель на обязательную экскурсию, а во-вторых, им ещё интересно взять книгу в библиотеке. Чем старше дети, тем меньше читательских формуляров в соответствующей ячейке.

Среди школьных библиотекарей бытует мнение, что скоро эта профессия исчезнет. Думаю, пока существуют учебники в печатном виде, библиотекарей в школе не сократят, поскольку это всё-таки основное направление деятельности. Но рано или поздно учебники станут электронными. В этом случае есть два варианта развития событий: или педагоги-библиотекари перестроят свою работу, освоят новые методы и способы работа, или школьная библиотека исчезнет как явление.

Таким образом, очевидно, что в школьной библиотеке, как и в школе вообще, много проблем: отсутствие литературы, недостаточная компьютеризация и нехватка квалифицированных кадров. А кадры, как известно, решают всё. Так что буду работать, развиваться, учиться новому и стремиться привлечь в профессию молодых и креативных.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации