Информационные технологии в процессе обучения как средство повышения познавательной активности на уроках истории в СПО

2
0
Материал опубликован 4 March 2023

Информационные технологии в процессе обучения как средство повышения познавательной активности на уроках истории в СПО.

Козаева Р.С., преподаватель истории и обществознания БПОУ РК «Торгово-технологтческий колледж», г.Элиста, Республика Калмыкия.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.

Указанные документы ставят перед образованием задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, что определяет актуальность содержания даннй работы.

Целью моей педагогической деятельности является: активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Информационная грамотность и культура становиться залогом успешной профессиональной деятельности человека в новом тысячилетии. Человек, эффективно владеющий современными информационными технологиями, имеет новый стиль мышления, он принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

ФГОС требует от преподавателя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, овладения новыми информационными технологиями. Для обучающихся на первый план выступает самостоятельный поиск знаний, заинтересованность в получении и закреплении новых знаний. Для выполнения этих задач необходимы инновационные подходы в образовании. Использование цифровых технологий позволяет изменить весь формат учебного занятия.

Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.

Актуальность заключается в том, что надо научить обучающихся самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать, осваивать новые технологии. На уроке очень важна обратная связь как продукт анализа, рефлексии и наблюдения. Обратная связь может сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости обучающихся и поставленной целью образования. Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание обучающихся на должном уровне.

Одним из методов закрепления полученных знаний является их проверка на уроке. Помимо традиционных методов закрепления изученной темы я использую различные Интернет- сервисы: в частности, https://coreapp.ai/- платформа которая позволяет создавать образовательные материалы онлайн, делиться ими с обучающимися, отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения.

На данном сервисе можно разместить все то, что преподаватели обычно применяют на уроках: видеофайл, презентацию, Word - документ, аудиозапись, картинки и фотографии. В конструкторе есть возможность сделать задания разных типов: упражнение с открытым ответом, задание на заполнение пробелов или распределение информации, тест, опрос, задание с запрограммированным ответом. Есть возможность вставить интерактивное задание из Lerningapp.

На данной платформе все материалы находятся в одном месте, можно делить уроки по темам, проследить, кто из обучающихся, сколько времени провел за изучением того или иного урока, проверить домашнее задание. Преподаватель может оставить комментарий на каждое задание. На данной платформе можно создавать тестовые задания для закрепления изученного материала на уроке, высылать студентам домашние задания.

Стремление к визуальному восприятию, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения когнитивных карт, составленных как самим преподавателем, так и обучающимися. «Ментальные карты» или «интеллект-карты» сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления. В результате их применения гораздо лучше усваивается материал, лучше воспроизводятся полученные знания, развивается образное мышление, память.

Принцип построения любой интеллект-карты – центральный объект и радиально расходящиеся от него логические ассоциативные связи. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Существует много различных сервисов создания интеллект – карт. В работе я использую Coggle, https://www.mindmeister.com/ru, https://xmind.app/xmind8-pro/.

При работе с ментальными картами можно организовать как индивидуальную работу, так и работу в парах и группах. Свёрнутая информация, представленная в графической форме – хорошая опора для развития монологической речи. Ментальные карты можно использовать на различных этапах урока:

1. Актуализация знаний: с опорой на информацию карты обучающиеся вспоминают и повторяют материал.

2. Открытие новых знаний: опираясь на интеллект-карту, преподаватель объясняет материал нового урока. По шаблону, составленному преподавателем, обучающиеся заполняют карту по ходу объяснения учебного материала, т.о. получается конспект по теме.

3. Анализируя текст учебника, обучающиеся дополняют недостающую информацию на карте.

4. Обучающиеся составляют свою карту, работая с учебным материалом самостоятельно.

С большим интересом обучающиеся составляют интеллект-карты в качестве домашнего задания.

Сегодня в практику обучения постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. Поэтому естественным для педагога действием является сознательное включение мобильных устройств обучающихся в образовательный процесс. Смартфон может верным помощником на уроке. Такие возможности дают различные Интенет - сервисы онлайн-тестов и викторин. Они помогают вовлечь в тему обучения, закрепить изученное, проверить усвоенные знания и выявить пробелы, получить обратную связь. Таким сервисом является MyQuiz на который можно зайти с телефона. Это отличный способ задействовать смартфоны и планшеты обучающихся на уроке. Эта платформа позволяет создавать тесты и викторины, а затем приглашать участников и запускать интерактив. Создателям тестов доступны несколько видов вопросов: открытые, с несколькими вариантами ответов, со множественным выбором, вопросы-голосования. Есть даже формат, в котором на вопрос нужно ответить рисунком. Обучающиеся в реальном времени видят свои результаты ответов, система подсчёта очков балльная. По умолчанию баллы начисляются участникам по такому принципу: за каждый правильный ответ игрок получает по 5 баллов. За неверные ответы игроки не получают баллы.

Необходимо отметить, что такой вид работы нравиться обучающимся, это не только проверка знаний, но и некий соревновательный процесс: тот, кто больше набрал баллов, тот лучше знает тему урока.

Таким образом, современные цифровые инструменты и сервисы предоставляют новые возможности для реализации активного вовлечения в обучение, способствует мобилизации творческих сил обучающихся. Применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации