Статья «Применение интерактивных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности студентов»

1
0
Материал опубликован 12 November 2021 в группе

«ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»


«Образование не заполнение ведра водой,

а зажжение огня»

Уильям Йейтес


Аннотация. В данной статье показано применение интерактивных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности студентов


Ключевые слова. Учебный процесс, интерактивные технологии, творческая деятельность студентов, система методов, приемов и действий, личностно- ориентированный подход

Текст статьи

Актуальность статьи. С целью активизации познавательной деятельности обучающихся в данной статье представлена модель применение интерактивных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности студентов

Современное общество ставит перед преподавателями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям студентов. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные интерактивные технологии. Они позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Особенностью учебного процесса с применением интерактивных технологий является то, что центром деятельности становится обучающийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между преподавателем и студентом складываются «субъект-субъектные» отношения. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Исходя из всего вышеизложенного, темой исследования является «Применение интерактивных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности студентов».

Длительность работы над опытом: исследуемая проблема изучается мной в преподаваемых классах и группах в урочное и внеурочное время с 1987 года по настоящее время и стала процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности студентов на уроках математики, осуществляемого на основе внедрения интерактивных технологий.

Цель исследования: создание оптимальных условий для формирования базовых компетенций студентов в процессе обучения физике с использованием интерактивных технологий.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие интерактивных технологий и их значение в образовательном процессе;

- разобрать виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении студентов;

- проанализировать технологии передачи информации;

- исследовать формы использования интерактивных технологий на уроках математики с целью повысить интерес к изучению математики на основе использования интерактивных технологий;

- формировать умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

- развить способность конструировать и осуществлять собственную деятельность студентов на уроках и во внеурочной деятельности;

- привить интерес к исследовательской и реферативной работе с применением интерактивных технологий;

- способствовать формированию устойчивого интереса к профессиям технической направленности.

- обобщить применение интерактивных технологий на различных этапах урока.

Предмет исследования: влияние интерактивных технологий на эффективность формирования базовых компетенций и познавательную активность студентов.

Объект исследования: базовые компетенции студентов интерактивных технологий.

Гипотеза исследования: использование интерактивных технологий на занятиях математики будет способствовать формированию базовых компетенций студентов при соблюдении следующих условий:

употребление разнообразных форм интерактивных технологий;

использование интерактивных технологий на разных этапах занятий по физике;

применение интерактивных технологий во внеучебной деятельности по предмету.

Методы исследования:

изучение методической литературы по изучаемой теме;

наблюдение;

анализ;

сравнение;

анкетирование.

Теоретические положения по проблеме применения интерактивных технологий на уроках математики основывались на концепции контекстного обучения А.А.Вербицкого и идеях компьютерного обучения Е.И.Машбица.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий: технология модульного обучения, концепция и технология укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технология программированного обучения, компьютерные технологии обучения, дистанционное образование, «кейс»-технологии, метод проектов и т д.

Использование новейших технологий в современном обществе становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних студентов. Овладение этими навыками протекает намного эффективнее, если происходит на занятиях математики, математики, и находит свое внедрение и развитие по другим дисциплинам, что содействует развитию умений и навыков применять, приобретенных на занятиях знания на практике и в реальной жизни. Однако этот подход выдвигает новые требования к подготовке преподавателя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, вынуждает осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современных информационных технологий.

Понятие «технология» в педагогике может употребляться в четырех значимых аспектах:

а) педагогическая технология, которая содержит в себе все средства педагогического взаимодействия;

б) технологии обучения - система методов, приемов и действий учителя и учеников в процессе обучения;

в) технологии воспитания - система методов, приемов и действий воспитателя и воспитанников в совместной деятельности, в содержание которой включает освоение норм, ценностей, отношений;

г) обучающие технологии - информационные технологии, которые можно использовать для организации процесса обучения.

Все интерактивные технологии в образовании призваны сделать учебный процесс полностью управляемым, потому целесообразно выделить общие правила и принципы технологий обучения:

принцип педагогической целесообразности, который сформулировал еще А. С. Макаренко: ни одного действия педагога не должно быть в стороне от запланированных целей;

взаимосвязь преподавания и обучения. К. Д. Ушинский главной задачей преподавателя считал превращение деятельности студента на его самостоятельную деятельность;

необходимость тематического планирования (оно включает сжатую характеристику конечных результатов);

организация контроля на каждом этапе учебной деятельности студентов;

стимулирование творческой деятельности студентов, ориентация на студента не только знающего, но и умеющего;

разнообразие форм и методов обучения;

в целом при большом количестве определений понятий «технологии обучения», «педагогическая технология» их функционирование можно описать такими важными принципами (голланд. психолог Кларк Ван Парререн):

Принцип 1: вызывать у студентов стойкую мотивацию к обучению (это может базироваться на личном опыте студентов).

Принцип 2: учить диалогически, то есть в сотрудничестве со студентами.

Принцип 3: учить диагностически (постоянное наблюдение за обучением, коррекция, стимулирование).

Принцип 4: вариативность структуры обучения.

Принцип 5: учить в соответствующем темпе, использовать оптимальные средства и способы.

Принцип 6: учить и помогать студентам на уровне их фактических способностей, а не на уровне внешних характеристик ответов студентов при выполнении учебных задач.

Принцип 7: способность студентов к рефлексии и оцениванию своего прогресса.

Принцип 8: обеспечения студентов такими наборами заданий для самостоятельной работы, которые помогают им мыслить.

Принцип 9: стимулирования инициативы и творчества студентов.

Принцип 10: создания таких условий, которые будут способствовать формированию социально интегрированной личности студента. [7, с. 46]

В своей педагогической деятельности я использую различные технологии для обучения студентов дисциплине. Рассмотрим некоторые из них.

Инновационные технологии обучения

Подготовка студентов к жизни, труду и творческой деятельности закладывается в учебных заведениях. Поэтому учебный процесс нужно строить таким образом, чтобы поощрять студентов к самостоятельной творческой деятельности, целью которой являются усвоения новых знаний и их успешное использование на практике. Педагогическая наука и практика направляют свои усилия на поиски путей усовершенствования образования.

Одной из инновационных технологий обшепедагогического характера, которые я использую в современном образовании есть технология личностно- ориентированного подхода. Личностно- ориентированный подход - организация процесса обучения, в основе которой лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, который требует обеспечения развития и саморазвития личности студента, выходя из индивидуального, неповторимого, субъективного опыта, способностей, интересов, ценностных ориентаций, возможностей реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Цель данной технологии я вижу в том, чтобы:

определить жизненный опыт каждого студента, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы, качественные характеристики, которые сначала надо раскрыть, а потом развить в учебном процессе;

формировать позитивную мотивацию студентов к познавательной деятельности, потребность в самопознании, самореализации и самосовершенствовании студентов в пределах социокультурных и моральных ценностей нации;

вооружить студентов механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самоисполнения, необходимым для становления самобытного современного человека, способного вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом. [6, с. 128]

Выводы. На своих занятиях осуществляю личностно- ориентированный подход в обучении. Каждый студент - неповторимая личность с определенными, присущими только ему возможностями, задатками. Поэтому я готовлю разноуровневые задания, пытаюсь помочь каждому студенту.

Активность студентов на занятии - важное условие формирования коммуникативной компетентности. Я пытаюсь активизировать работу каждого. Доброжелательная атмосфера, доверие студентов к преподавателю, заинтересованность дисциплиной - это все помогает вызывать оживленную работу на занятии.

Стремление достичь наилучших результатов в решении образовательных, развивающих и воспитательных заданий побуждает меня к созданию нестандартных занятий. Каждый из них имеет свою композицию и свой сценарий. Провожу занятие - игры, занятие -известные телепередачи, занятия - экскурсии, занятия - поиски, в основу которых положена самостоятельная подготовка студентов.



ЛИТЕРАТУРА:

Андреева В.М., Григораш В.В. Настольная книга педагога. // Х.: Основа, 2006, 352ст.

Использование информационных технологий на уроках математики в основной школе. //Интернет ресурсы.

Мельник Л. С. Формирование ключевых компетентностей методами интерактивной учебы. //Физика в школах Украины. - Основа, 2008, №5, 32ст.

Наволокова Н.П., Андреева В.М. Практическая педагогика для учителя. //Основа, Х.: 2009, 120ст.

Петросян О. Р. Метод проектов на уроках математики. //Физика в школах Украины. - Основа, 2010, №6, 36ст.

  Цодикова С. О. Современные технологии обучения на уроках математики. //Интернет ресурсы.

Шарко В.Д. Современный урок. //К.: 2006, 224ст.

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации