Информационные технологии в психолого-педагогической деятельности
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподаватель ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» Рязанов Денис Михайлович
Аннотация: современное общество находится на той стадии развития, где главную роль играют информационные технологии, во всех сферах жизнедеятельности используются компьютер, интернет, психолого-педагогическая деятельность не исключение. Процессы образовательной деятельности характеризуются широким внедрением современных информационных и коммуникационных технологий, информационные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Статья носит обзорный характер, представлены теоретические основы использования информационных технологий в психолого-педагогической деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, педагогическая деятельность, психология, информационно-коммуникационные технологии, образовательные технологии.
Стремительная информатизация социальной и профессиональной сфер, изменение роли человека в системе оперирования информационным потоком детерминируют социальный заказ на подготовку информационно компетентных специалистов. Информатизация различных аспектов деятельности современного человека, таким образом, вносит изменения и в сферу образования, когда использование информационных технологий в образовательном процессе выступает как логичный ответ требованиям профессионального сообщества.
На сегодняшний день готовность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач становится одним из компонентов его профессиональной компетентности, а перед педагогическим вузами стоит задача обновления подходов к проектированию и реализации образовательных программ подготовки педагогических кадров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.
Сегодня, на уровне генеральной парадигмы, принято понимать, что новые технологии предоставляют ряд возможностей, которые могут трансформировать преподавание и улучшить возможности обучения. Также утверждается, что хорошее использование технологий может помочь педагогам быть более профессионально успешными, повышая эффективность обучения их учащихся. Хотя, возникают и некоторые вопросы, связанные с методологией интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебную среду, в части воздействия на работу педагога и, скорее даже не повышением, а изменением требований к его профессионально-педагогической деятельности. «В настоящее время в нашей стране создаются условия для того, чтобы уровень информатизации образования повышался путем внедрения информационных технологий» [1, с. 90].
Профессиональная деятельность психологов и педагогов характеризуется богатством профессиональных задач, которые ставит перед ними быстро изменяющаяся жизнь общества. Способность гибко адаптироваться к новым задачам становится одной из ключевых компетенций специалистов психолого-педагогической деятельности. Именно использование информационных технологий способствует конструктивному решению задач, поставленных перед специалистами.
Под информационными технологиями профессиональной деятельности педагога профессионального обучения понимается «интеграция электронных средств и способов их реализации, используемых в профессиональной подготовке педагога профессионального обучения; способов и средств сбора, хранения, передачи и обработки информации с целью получения новых сведений о конкретном явлении или объекте» [2, с. 56].
Проблемы и вопросы, связанные с использованием информационных технологий в психолого-педагогической деятельности, регулярно встречаются на страницах профессиональной периодической печати, среди авторов, которых в последние годы уделяют этой проблеме особое внимание можно выделить Е. А. Бакулину, И. Д. Бабчук, С. Х. Биджиеву, О. И. Ваганову, О. А. Васильеву, Н. П. Гончарук, Ю. С. Ефименко, Н. Н. Саятину, М. Г. Сергеева, В. Б. Трухманова и др.
Исследователь И. Д. Бабчук, говорит о том, что «сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса. Использование информационных технологий активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяет проводить дистанционное обучение» [3, с. 60].
В профессиональном стандарте педагога в этой связи уделено существенное внимание проблеме формирования компетентности педагога в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). В данном документе особо выделены требования к уровням ИКТ-компетентности педагогических работников. В настоящее время идет обсуждение следующего документа – Проекта уровневого стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР), в которой предполагает введение нескольких уровней квалификации педагогических работников в зависимости от выполняемых трудовых функций, так же от степени использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Исходя из этого, одной из приоритетных задач педагогического образования является актуализация в содержании образования подготовки студентов педагогических вузов к использованию информационных технологий, что обеспечивает формирование его профессиональной компетентности.
Согласно Е. А. Бакулиной «На сегодняшний день готовность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач становится одним из компонентов его профессиональной компетентности, а перед педагогическим вузами стоит задача обновления подходов к проектированию и реализации образовательных программ подготовки педагогических кадров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.» [4, с. 2].
Говоря о теоретических основаниях моделирования профессионально-педагогических изменений деятельности преподавателя средствами ИКТ, необходимо отметить, что первыми к этим вопросам обратились не педагоги, а специалисты по компьютерным технологиям, которые предложили активную интеграцию ИКТ в учебный процесс, обращая внимание на то, что ИКТ технологии могут стимулировать развитие интеллектуальных навыков учащихся, могут способствовать активизации усвоения знаний, несмотря на это, М. Г. Сергеева отмечает, что «внедрение ИКТ зачастую встречает противодействие со стороны представителей педагогических коллективов. Теоретические и прикладные поиски преодоления этого пассивного, а иногда и активного сопротивления ведутся уже давно» [5, с. 291].
На сегодняшний день в образовании используется огромный потенциал информационных технологий, начиная от современной компьютерной техники и заканчивая мультимедийными образовательными энциклопедиями и виртуальными лабораторными работами.
В качестве основных преимуществ использования виртуальных лабораторных работ по мнению С. Х. Биджиевой выступают «высокий уровень безопасности в использовании; гибкость и простота адаптации к любым объектам, также универсальность и многофункциональность; возникновение возможности проведения экспериментального исследования, которое в обычных условиях невозможно или связано с большими временными и материальными затратами» [6, с. 45].
Несмотря на все плюсы использования в педагогической деятельности, не удалось избежать и минусов, так в своем исследовании, направленном на изучение познавательных, информационных и психологических барьеров и затруднений, с которыми сталкиваются студенты в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности в интернет-среде, исследователи Н. П. Гончарук и Е. И. Хромова выделили негативные особенности при использовании учащимися интернет-технологий. «Стремление найти нужную информацию как можно скорее, без анализа ее качества и соответствия поставленным учебным задачам; быстрое переключение с одной темы на другую; систематическая смена критериев поиска информации в связи с огромным количеством источников в Интернете. Все это приводит к поверхностному характеру поиска, восприятия, переработки информации в сети Интернет, а также затрудняет концентрацию внимания, процессы запоминания, сохранения и последующего использования информации» [7, с. 110].
Информационные технологии в процессе обучения могут использоваться как средство активизации самостоятельной деятельности обучающихся: работа над различными проектами с использованием компьютера, исследованиями. В рамках принципа современной системы образования «образование в течение всей жизни» информационные технологии незаменимое средство его реализации.
Если в педагогической деятельности все более или менее ясно, то потенциал использования информационных технологий в психологии вызывает вопросы, так ли необходимы информационные технологии психологам? Ответ очевиден.
В психологии современные информационные технологии значительно расширили возможности обработки имеющихся данных во всех исследованиях. Информационные технологии в психологии применяются для:
– формирования справочных систем и базы данных;
– моделирования психических процессов и явлений на этапе исследования;
– обработки результатов;
– организации экспериментов;
– автоматизации и обработки первичных данных.
Важным инструментов в работе психолога являются различные программы, которые могут быть специальными, разработанными для психологических исследований, так и общедоступными многофункциональными. Важно отметить, что эти программы позволяют повысить эффективность работы.
Ю. С. Ефименко, пишет «сегодня постоянно происходит совершенствование и разработка новых компьютерных технологий, которые направленны на повышение качества оказания психологической помощи в ее наилучшем и современном» [8, с. 205]. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако важно, чтобы специалист смог грамотно воспользоваться информационными технологиями для того, чтобы не допустить ошибку. Следовательно, он должен быть компетентен в применении компьютерных технологий.
С информационными технологиями сталкивается любой специалист, работающий в сфере спорта. Например, диагностирует состояние здоровья обучающихся, изучает психологическую, техническую и функциональную 74 подготовленность к тем или иным упражнениям. Это позволяет эффективнее управлять процессами оздоровительной деятельности и достигать лучших результатов. Используя программы Photoshop, Excel, Auto Cad можно рассчитать биомеханические показатели техники двигательных действий (пространственные, пространственно-временные, временные, определить общий центр тяжести массы), увидеть материал в цифровом, графическом виде, увеличить количество и скорость обработки видеокадров, получить более полную информацию о количественной структуре движения.
Исследователь О. А. Васильев рассматривал вопросы развития физического потенциала человека при внедрении в процесс обучения информационных технологий, в результате сделал следующий вывод: «повысить эффективность работы преподавателя и результаты обучающихся возможно благодаря всестороннему использованию новых технологий, в том числе и компьютерных» [9, с. 76].
С развитием информационных технологий стали доступны различные курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, онлайн - вебинары. Информационные технологии позволяют педагогам и психологам обмениваться опытом, получать свежие новости о появлении новых тенденций в образовании, иными словами идти в ногу со временем, что делает учебный процесс эффективным.
Как отмечает В. Б. Трухманов, «использование педагогом информационных технологий открывает новые возможности совершенствования мониторинга образовательного процесса: выявлять взаимосвязи различных его составляющих, прогнозировать тенденции в их развитии, выстраивать корректную стратегию учебно-воспитательной работы» [10, с. 225].
Таким образом, информационные технологии предоставляют возможность: рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающегося в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, отличающихся способностями и стилем учения; построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения. Информационные технологии способны создать среду, интересную как педагогам, так и обучающимся.
Подводя итоги можно сказать, что развитие информационных технологий и материальной базы дает большие возможности в психолого-педагогической деятельности. В процессе информационного прогресса умение владеть компьютерными программами становится обязательным для специалиста любой сферы.
Умение пользоваться информационными технологиями дает возможность визуализировать, структурировать и интерпретировать результаты своей деятельности. С одной стороны, применение информационных технологий делает обучение более доступным для понимания различными категориями обучающихся. С другой – предъявляет более высокие требования к уровню подготовки специалистов психолого-педагогической деятельности, которые должны уже не только владеть профессиональными навыками, но и уметь применить их в соответствии с современными достижениями технологий.
Список использованной литературы
Бабчук И. Д. Информационные технологии в педагогической деятельности / И. Д. Бабчук // Вестник современных исследований. – 2018. – № 9.1 (24). – С. 60–61.
Бакулина Е. А. Практико-ориентированное обучение бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности / Е. А. Бакулина, О. А. Бакаева, Е. А. Тагаева и др. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7, № 6. – С. 42.
Биджиева С. Х. Информационные цифровые технологии в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся / С. Х. Биджиева, Ф. Ю. Боташева, Л. М. Эльканова // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2019. – Т. 7. № 4 (27). – С. 40–41.
Ваганова О. И. Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения / О. И. Ваганова, И. Р. Воронина, Е. А. Челнокова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. № 3 (32). – С. 55–59.
Васильев О. А. Информационные технологии в педагогической деятельности специалистов О. А. Васильев // Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. – С. 73– 77.
Гончарук Н. П. Дидактические и психологические аспекты использования интернет технологий в высшем профессиональном образовании / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 106–116.
Ефименко Ю. С. Информационные технологии в психологии Ю. С. Ефименко // Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – С. 204–206.
Саяпина Н. Н. Использование информационных технологий в функционировании образовательной организации / Н. Н. Саяпина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. –№ 1 (21). – С. 89–94.
Сергеева М. Г. Изменения профессионально-педагогической деятельности преподавателя средствами информационных технологий / М. Г. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № – 63-1. – С. 291–294.
Трухманов В. Б. Возможности информационных технологий совершенствования мониторинга образовательного процесса в русле требований ФГОС / В. Б. Трухманов, Е. Н. Трухманова // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12. – С. 220–225.
Диденко Артем Вячеславович