Статья «Использование инновационных технологий в психолого-педагогической деятельности»
Статья
«Использование инновационных технологий в психолого-педагогической деятельности» (опыт работы педагога-психолога ДОУ)
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Б. Шоу
В современном образовательном пространстве на сегодняшний день существует множества инновационных технологий, от пресловутой игровой технологии до высокой научно-проектной деятельности.
По мнению Л.А. Сенака, который утверждал, что «...если не знать в какой порт плыть, то ни один ветер не станет попутным", можно сделать много выводов. Каждый современный педагог, любого образовательного учреждения, должен знать: для чего, зачем и почему он использует тот или иной инновационный подход в своей профессиональной деятельности. Ведь уча других, педагог оттачивает свой профессионализм, приобретает новые знания и умения, повышает уровень своих компетенций. А, выбранная им технология, играет огромную роль для обогащения знаний и практического опыта личности ребенка, а также, при тесном сотрудничестве, для развития интеллекта и раскрытия творческого потенциала всех участников образовательных отношений.
О здоровьесберегающих и ИКТ технологиях, используемых мною в работе на протяжении нескольких лет, говорилось мною в методических разработках не раз (средства темной сенсорной комнаты – релакс и су-Джок терапия, музыка- и цвето- терапии, нейрогимнастика и психогимнастика, зрительные и дыхательные упражнения и многое другое).
В данной публикации хочу поделиться с коллегами опытом своей работы по использованию технологий, ориентированных на каждую личность ребенка (личностно-ориентированную, игровую, «ТРИЗ», проектную, технологии кроссенс и стихосложения).
Зная о том, что современных детей привлекают гаджеты, я использую эту информацию во благо гармоничному развитию личности ребенка. Чтобы заинтересовать дошкольников новой и полезной информацией, можно дозировано использовать технологию мультимедиа, которая представляет собой не что иное, как создание и внедрение нового компонента, вследствие чего происходит качественное изменение среды и интенсивное развитие.
Например, познавательные мультфильмы для дошкольников с любимыми героями Смешариками, пришлись по душе всем детям. Применяя данный метод в коррекционно-развивающей деятельности, у детей прослеживается повышение концентрации внимания, интенсивное развитие (памяти, мышления, речи, воображения), легко усваивается ценная и полезная информация (по расширению кругозора и развитию «языка эмоций», по формированию здорового образа жизни и основам безопасности жизнедеятельности).
Предлагаю для ознакомления несколько ссылок на ценные мультфильмы:
«Азбука безопасности - Пожарная безопасность - Все серии | Смешарики»
«Азбука безопасности - Светофоры - Сборник (все серии) | Смешарики»
«Азбука безопасности - Безопасность зимой - Сборник | Смешарики 2D»
«Сборник серий об экологии! | Смешарики 2D»
Проблемно-игровые технологии (интерактивные детские тренинги, кейс-технология) в сочетании с арт-терапией, мандала-терапией и сказкотерапией, позволяют детям развить свои когнитивные способности и воображение, понять себя и свои чувства, ощущения, проработать всевозможные трудности и проблемы.
Использование «ТРИЗ – технологии», которая помогает привить ребенку радость творческих открытий, своей доходчивостью и простотой в подаче материала, позволяет раскрыть когнитивный потенциал.
Несколько слов хочется сказать о долгосрочном проекте с применением технологии стихосложения, кроссенс и песочной терапии, в процессе которого развивается и обогащается социально-личностный опыт всех участников образовательных отношений: детей и их родителей, воспитателей. Данный вид деятельности позволяет развить индивидуальный и коллективный интеллект, мотивировать личность на конечный результат деятельности, установить контакт с окружающей средой и способствует пониманию внутреннего мира личности.
Дистанционная консультативно-просветительская работа с родителями и с педагогами способствует тесному сотрудничеству всех участников образовательных отношений (без затраты лишнего времени и в удобное время для каждого интересующегося полезной информацией, с интересом к созданным презентациям, разнообразным ссылкам для индивидуального просмотра, участию дистанционного родительского собрания на платформе zoom).
Совокупность приемов, применяемых мною в диагностической деятельности, коррекционно-развивающей и консультативно-просветительской работе, позволила качественно выполнить поставленные цели и задачи всех направлений профессиональной деятельности.
Благодаря использованию личностно-ориентированной технологии, которая является ведущей на данный момент в нашем дошкольном учреждении, и успешно реализуется (психолого-педагогическая помощь, комфортные условия для укрепления психического и физического здоровья личности, конструктивные методы и приемы в процессе взаимодействия, разнообразная богатая развивающая среда), уровень качества образовательных услуг постоянно повышается. Задача родителей и педагогов развить и воспитать гармоничную личность, научить ребенка в дальнейшем быть самостоятельным и успешным, обходиться без взрослых.
Завершая свое выступление, трудно не согласиться с английским литератором Э. Хаббардом, который сказал, что цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.
Источники
Интернет ресурс:
1. Инновационные технологии в ДОУ.
https://7sad.ru/wp-content/uploads/2017/03/Innovatsionnye-tehnologii-v-DOU.pdf
2. Философия в образовании.
https://www.sch2000.ru/parents/citation.php
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Болтова Елена Ильинична
Кияйкина Наталья Федоровна