Статья «Информационно – библиотечный центр – как социокультурное пространство возможностей для детей с ОВЗ и другими нарушениями развития»
«Информационно – библиотечный центр – как социокультурное пространство возможностей для детей с ОВЗ и другими нарушениями развития».
В деятельности школьных библиотек, находящихся в коррекционных учреждениях для детей с ОВЗ, определяющая роль отводится социокультурной адаптации.
Главные задачи обучения и воспитания этих детей – развитие потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие трудовых навыков и умений, социализация.
Наши ученики отличаются незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения, что негативно сказывается на поведении. Сниженная познавательная деятельность, неразвитая речь, недостаток памяти, воображения, внимания и слабая эмоционально – волевая сфера, маленький читательский опыт и смысловое непонимание текста – особенности, вызывающие трудности в становлении детей как читателей.
Главным в жизни детей с интеллектуальными нарушениями является не количество знаний, а необходимое тепло и понимание окружающих. Развиваться таким детям помогает общение, рассказывание и чтение книг, разнообразные творческие мероприятия.
При организации обслуживания детей в нашей библиотеке учтены их особые потребности, детям предоставлены безопасность и комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству.
Сегодня библиотека в школе – это не только «хранилище книг». Пространство трансформируется в читальный и выставочный залы, творческую мастерскую, игротеку, кинозал, фонотеку и медиатеку. В коррекционной школе библиотека – центр притяжения ребенка, нуждающегося в доверительном общении и партнерских отношениях со взрослыми. Такое общение ведется как индивидуально, так и на библиотечных занятиях, и во внеурочной деятельности. При работе учитывается, что у детей с интеллектуальными нарушениями – крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии.
И развитие нашей библиотеки вижу в применении эффективных форм работы. Таких как, досуговые мероприятия, на которых каждый ребенок имеет возможность творчески проявить себя. А главный познавательный способ проведения досуга – чтение. Чтение оказывает не только развивающее воздействие на особого ребенка, но терапевтическое. Поэтому юных читателей с интеллектуальными нарушениями важно вводить в мир художественной литературы эмоционально.
Библиотерапевтическое чтение оказывает корректирующее воздействие, проявляющееся в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, мысли, желания, усвоенные с помощью книги, восполняют нашим детям недостаток собственных образов и представлений.
Одной из эффективных форм работы, органичной частью коррекционно – воспитательного процесса является метод сказкотерапии, который помогает актуализировать социальный и читательский опыт ребенка и создает благодатную почву для развития его воображения, эмоций.
Одна из составляющих привития интереса к чтению наших детей – слушание литературного текста. В библиотеке я много читаю детям вслух и стараюсь это делать артистично и выразительно. Накидываю на голову платок – вот я уже Бабушка – рассказушка, корону из листьев – Тетушка Осень, плащ на плечи – Волшебная Фея. Можно предложить ребенку сказку от лица одного из персонажей – такой приём коррекционно – воспитательной работы развивает воображение. Если концовка сказки не нравится ребенку, можно попробовать предложить пересказать сказочною историю со своим измененным сюжетом. Ребенок сам выбирает сюжетный ход, соответствующий его душевному состоянию и позволяющий снять психическое напряжение.
Очень продуктивной формой работы, считаю проведение библиоспектаклей. Наши дети с удовольствием вспоминают любимых сказочных героев сказок, пробуют себя в роли артистов. Участие в библиоспектаклях приносит ребятам массу положительных эмоций. Дети с удовольствием занимаются театральным творчеством. Данный вид деятельности даёт возможности решать многие педагогические задачи. В плане познания и обучения ребенок глубже познаёт окружающий мир. Участвуя в драматизации конкретных ситуаций, он узнаёт интересные факты из жизни людей или животных. Библиоспектакли позволяют привить устойчивый интерес к художественной литературе. Участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в театральной деятельности становится средством коррекции личностного развития, помогает раскрыть его творческий потенциал, и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
В библиотеке созданы условия для изодеятельности. Дети часто получают задание нарисовать обложку, рекламу книги, портрет сказочного персонажа, волшебные предметы.
Удачным методом работы с нашими детьми, средством коррекции эмоциональных отклонений является музыка. Музыка создает позитивный настрой, дополняет любое мероприятие, бодрит или вносит элемент релаксации. Особенно дети любят сюрпризные моменты под музыку, любят слушать и понимают яркий характер музыки.
Также используется метод игровой терапии. Его цель – дать ребенку быть самим собой в позитивном и комфортном состоянии. С особыми детьми необходимо применение здоровьесберегающих технологий: частой сменой видов деятельности, физкультминуток и музыкальных пауз. Так, любые стихи можно обыграть движениями, «оживить» персонажей. Для неусидчивых детей помогают игры: «Передай добро по кругу», «Скажи другу доброе слово».
Ещё, одной из эффективных форм работы, является творческая работа в стиле бумажной пластики. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Виды работ в технике «бумагопластики», самые простые и доступные для наших детей: это простая аппликация, бумажная мозайка, объемная аппликация, торцевание и оригами.
И очень важной и эффективной формой работы считаю, это применение стиля экопластики. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения детей в нашей школе. Ребята с удовольствием мастерят поделки из засушенных листьев деревьев, семян овощей, косточек фруктов и шишек.
А завершаются наши мероприятия со сладостями, которые так любят дети, под душевные и добрые песни.
Деятельность школьной библиотеки включает в себя организацию библиотечных мероприятий направленных на развитие детей с интеллектуальными нарушениями. Развитие нашей библиотеки в использовании элементов в работе таких методик, как библиотерапевтическое чтение, сказкотерапия, библиоспектакль, изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, творческая работа в стиле бумажной пластики и экопластики.
Миссия библиотекаря коррекционной школы – взрослого человека и педагога – привлечь разнообразными видами деятельности как можно больше ребятишек к удивительному миру книги!
Список используемой литературы:
Боскис Р. М. «Глухие и слабослышащие дети». – М.: Изд-во Советский спорт, 2004.
Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопеда». – М.: Изд-во Просвещение, 1991.
Илина С. Ю. «Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых – девятых классов». – СПБ.: КАРО, 2005.
Красильникова О. А. «Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения». – СПб.: КАРО, 2006.
Никулина И. Н. «Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения». – СПб.: КАРО, 2008.
Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. «Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха». – М.: ВЛАДОС, 2002.