12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семёнова Ирина Владимировна45
ГПОУ "Шилкинский МПЛ"
Россия, Забайкальский край, город Шилка







Доклад на тему

«ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»














Выполнил: преподаватель

Семёнова И. В.




















СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Теоретические аспекты использования ИКТ при обучении английскому языку

1.1 Общая характеристика применения ИКТ при обучении английскому языку

1.2 Достоинства и недостатки применения ИКТ при обучении английскому языку

2 Особенности использования ИКТ на уроках английского языка

2.1 Методический потенциал использования ИКТ на уроках английского языка

2.2 Разработка урока английского языка с использованием ИКТ

Заключение


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в наши дни роль информационных технологий поистине колоссальна. В связи с этим представляется целесообразным изучить возможности и перспективы применения интернет-технологий в целях образования – для обучения английскому языку.

В последние десятилетия информационные технологии прочно вошли и закрепились во всех сферах человеческой деятельности. Сейчас невозможно представить современную образовательную организацию без постоянного доступа в Интернет. Развитие информационных технологий приводит к укреплению международного сотрудничества, глобализации.

Работы зарубежных и российских исследователей показали, что компьютеризация обучения и использование информационно-коммуникационных технологий носит перспективный характер в обучении иностранным языкам, современные информационные технологии дат возможность оптимизировать методы работы с учениками и повысить качество и результаты обучения иностранным языкам.

Вопрос эффективного применения интернет-технологий в процессе образования и самообразования интересует многих исследователей в педагогической практике и науке. Зарубежные ученые К. Маклин, Б. Хантер, С. Пейперт в числе первых начали разрабатывать целостную систему компьютеризированного обучения. Результаты исследования показали, что интернет-технологии возможно применять во всех образовательных дисциплинах.

Российские ученые также уделяют большое внимание возможности использования компьютерных и Интернет-технологий в обучении иностранным языкам. Среди них О.П. Крюкова, Э.Д. Носенко и П.И. Сердюков, которые отмечают, что использование современных технологий способствует повышению качества образования.

1 Теоретические аспекты использования ИКТ при обучении английскому языку


1.1 Общая характеристика применения ИКТ при обучении английскому языку


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, обучение английскому языку должно быть направлено на становление коммуникативной культуры обучающихся и формирование коммуникативной компетенции.

Нашей задачей становится создание среды и условий для практического овладения языком для всех учеников. Педагогу необходимо использовать те методы и средства обучения, которые помогли бы каждому ученику раскрыть свои навыки, проявить активность и стимулировать на творческую работу. Цель педагога – активизировать познавательные способности обучающихся в процессе обучения английскому языку.

По мнению И.Л. Бим, использование современных педагогических технологий с использованием компьютеров и ресурсов сети Интернет позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом уровня обученности учеников и их возможностей.

Рассмотрим определение понятия «информационные технологии». Информационные технологии, согласно Т.В. Карамышевой – это совокупность устройств и методов обработки информации, а также разработка приемов и выявление принципов оптимизации образования с помощью анализа ряда условий, увеличивающих эффективность образования, с помощью применения и конструирования материалов и приемов, а также с помощью оценки используемых методов.

Согласно М.Э. Сергеевой, средства информационно–коммуникационных технологий – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

В данной работе под ИКТ понимаются технические средства, обладающие обучающим потенциалом.

Дидактически свойства ИКТ подробно описываются в работах П.В.Сысоева. Это:

а) многоязычие и поликультурность;

б) многоуровневость;

в) многожанровость;

г) мультимедийность информации;

д) гипертекстовая структура документов;

ж) возможность создания личной зоны пользователя;

з) возможность организации синхронного и асинхронного общения;

и) возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль.

Классификация средств ИКТ Е.С. Штеменко позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.

1. Для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем ( Yandex.ru , Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

2. Для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах;  Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3. Для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. Для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. Для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

6. Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.

В рамках процесса обучения компьютер можно использовать многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типографию, для создания раздаточного материала. 

Так, обобщив опыт исследователей, мы видим следующие преимущества использования компьютера и мультимедийного проектора на уроках английского языка:

качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране; 

с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями; 

в случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

Использование информационных технологий, по мнению М.Э. Сергеевой, необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса: 

создание уроков с использованием ИКТ;

творческая проектная работа учащихся;

дистанционное обучение, конкурсы;

библиотека, ресурсы Интернет;

обязательные занятия по выбору;

социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;

творческое взаимодействие с педагогами.

С помощью использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, по мнению П.В. Сысоева, реализуются принципы наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала.

Данные принципы являются основой обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса. Изучение английского языка становится увлекательным и интересным, так как перед учеником ставится задача не в схоластическом традиционном виде, а в современном и привлекательном.

Как отмечает А.Ф. Сидоренко, ресурсы мультимедиа помогают сделать каждый урок особенным как для ученика, так и для учителя. В данном случае нужно говорить о степени участия того и другого в моделировании урока. Учитель ставит проблему, ученик ищет способы ее решения, учитель предлагает форму работы и частичное наполнение урока, ученик помогает наполнить урок, ведь английский язык – это один из тех предметов, в котором использование информационно-коммуникационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную работу, творческую работу. На базе использования информационно-коммуникационных технологий многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

1.2 Достоинства и недостатки применения ИКТ при обучении английскому языку


М.Э. Сергеева отмечает, для того чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, преподавателями английского языка на уроках активно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.

При этом, отмечает Н.Д. Гальскова, следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные и личностно-ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках ИЯ, по мнению Л.А. Беляевой, дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. 

Л.А. Подопригорова отмечает, что информационно-коммуникационные технологии используются с разной целью и на различных этапах урока:

иллюстративное, наглядное объяснение материала;

самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;

самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

использование тренинговых (тренировочных) программ;

использование диагностических и контролирующих материалов;

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

использование компьютера для вычислений, построения графиков;

использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

использование игровых и занимательных программ;

использование информационно-справочных систем;

организация проектной деятельности учащихся;

дистанционное обучение. 

Такой недостаток как длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов устраняется по мере приобретения педагогом опыта и уверенности использования ИКТ. По мере задействования ЭОР в своих уроках, у учителя создается своя база проверенных образовательных ресурсов.

Следующий недостаток – перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию устраняется правильном определении дидактической роли ИКТ и их места на уроках. В задачи педагога входит анализ нужд и интересов учеников, поэтому при перегруженности урока ИКТ ученикам следует сменить вид деятельности, в зависимости от их уровня владения языком.

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке также устраняется по мере приобретения педагогом опыта и уверенности использования ИКТ.

Проблема отсутствия сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР решается созданием и разработкой собственных оригинальных образовательных ресурсов.

Опасности подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности можно избежать, зная роль ИКТ и их места на уроках английского языка, а также анализируя состояние и нужды учеников на уроке.

Проблема отказа от живого эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного на практике редко встречается, напротив, технологии позволяют провести электронный эксперимент тогда, когда возможности материально-технического оснащения кабинета не позволяют.

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием является большой проблемой сельских и деревенских школ, решить которую возможно только с помощью государственного финансирования.

Вопрос социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете) также является достаточно острой проблемой, поэтому при организации домашнего задания, требующего задействования ИКТ, учитель должен осведомиться, все ли ученики имеют доступ к необходимым средствам и ресурсам.

Проблема риска получения недостоверной информации из сети Интернет решается использованием достоверных аккредитованных ресурсов, проверкой актуальности информации, безопасности и надежности ресурса.

2 Особенности использования ИКТ на уроках английского языка


2.1 Методический потенциал использования ИКТ на уроках английского языка


В настоящее время компьютерные технологии широко распространены, в связи с этим целесообразно проанализировать возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам, в частности, английскому языку.

Информационно-коммуникационные технологии, как отмечает В.П. Мильруд, позволяют решить огромный ряд методических задач:

обучение иностранному языку в режиме онлайн, курсы профессиональной подготовки (образовательные Интернет-порталы, вебинары, курсы, например,Coursera);

доступ к аутентичной информации (текстам, аудио и видеоматериалам): различным порталам (BBC WorldService, YouTube, CNNWorldNews), публицистическим ресурсам (TheNewYorkTimes, WashingtonPost), использование которых возможно как для работы в классе, так и домашней самостоятельной работы;

использование прикладных программ (браузеры, MS Word, MS PowerPoint);

общение с носителями языка в режиме онлайн: различные приложения, интернет-школы (LinguaLeo, Italki);

доступ к интернет-словарям, перевод английского текста для первичного ознакомления (Google Переводчик, Яндекс Переводчик);

доступ к справочной и учебной информации, учебным пособиям, энциклопедиям, справочникам и учебникам (Рубрикон, Википедия);

использование учебных Интернет-ресурсов (веб квест, хотлист). Например, веб-квест – это заранее разрабатываемая учителем игра, для которой необходим индивидуальный доступ учащихся к компьютеру. Каждый ученик играет свою роль и выполняет задания;

средства асинхронной (электронная почта, учебные группы в социальных сетях) и синхронной (мессенджеры, чаты) связи.

тестирование на уровень языка в режиме онлайн (тесты на чтение и аудирование, пробное тестирование TOEFL).

Работа с информационно-коммуникационными технологиями направлена на исследование их возможностей, что расширяет кругозор учащихся, позволяет поддерживать коммуникацию со сверстниками в англоговорящих странах, ученики могут участвовать в онлайн-олимпиадах, конференциях, викторинах и конкурсах, общаться с носителями языка в чатах, видеоконференциях, что позволяет преодолевать культурный шок, языковой барьер и психологическую неуверенность, и боязнь говорить.

Так, И.В. Гиркин отмечает, что возможности использования информационно-коммуникационных технологий безграничны, они позволяют педагогам и ученикам получать необходимую информацию любого характера: заметки из публицистических материалов, страноведческий материал, анонсы и новости из мира политики, науки и культуры. Интернет дает ученикам возможности находить информацию на иностранном языке, так как существует огромное количество сайтов грамматического, лексического, лингвострановедческого характера.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке английского языка, как отмечает Г.К. Селевко, дает возможность получить настоящий опыт межкультурной коммуникации и погрузиться в иноязычную среду посредством возможности использования аутентичных материалов на уроке английского языка, посредством чего реализуется лингвострановедческий подход к изучению английского языка, который направлен на изучение иностранного языка в культурно-историческом контексте, так как язык – живая система, которая отражает культуры и развивается во времени. Использование лингвострановедческого подхода позволяет обучающемуся одновременно с усвоением языка усваивать обычаи, традиции, культуру и менталитет стран, а также знакомиться с фольклором и национальной литературой.

Возможность пользоваться аутентичным контентом (оригинальными англоязычными текстами газет, сайтов, журналов, фильмами на английском языке) очень важна в обучении иностранному языку. Г.К. Селевко считает, что использование интернет-технологий создает эту возможность: учащиеся пользуются видеозаписями, аудиозаписями, текстовыми материалами, что позволяет формировать современную образовательную среду с признаками естественной. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий может результативно осуществляться и в дистанционной, и в очной форме.

Регулярная работа со словарем является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Пополнение словарного запаха необходимо для успешного усвоения языкового материала. Ученик может использовать как электронные, так и печатные словари, но как показывает педагогический опыт, большинство учеников предпочитает пользоваться электронными словарями. Электронный словарь не аналогичен печатному словарю, поскольку имеет ряд функциональных существенных отличий.

Словарь является одним из основных инструментов в обучении иностранному языку: в них содержится справочная информация, такая как употребление предлогов, различные формы глаголов, списки антонимов и синонимов, указания на стилистические особенности слов. Электронные словари – это самостоятельное программное обеспечение, оно отличается от традиционных печатных словарей в структурировании словарной базы и содержательном наполнении, так же они имеют понятный интерфейс, что значительно облегчает поиск и работу со словарем.

Интернет является источников огромного лингвострановедческого и языкового материала. Особенно актуальными для географически удаленных населенных пунктов является возможность дистанционного обучения. Как отмечает Н.Д. Гальскова, это дает возможность реализовать личностный подход к обучению, дает возможность подстроиться под личностные и профессиональные качества обучающихся.

Одним из продуктивных способов развития коммуникативной компетенции является погружение в языковую среду. Использование информационно-коммуникационных технологий для дистанционного обучения позволяет обучаться дистанционно, удаленно погружаться в языковую среду, не затрачивая большого количества средств и времени, и, что не мало важно, позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья получать образование и знания.

Автономность, коммуникативность и интерактивность стоят на первом месте в обучении иностранным языкам. Л.А. Подопригорова считает, что невозможно сформировать коммуникативную компетенцию без коммуникации на иностранном языке. Информационно-коммуникационные технологии позволяют реализовать теоретические навыки и создать учебные ситуации в настоящем акте иноязычного общения с участием носителей изучаемого языка.

Автоматизация процесса образования дает возможность к интерактивному дистанционному изучению языка. Дистанционное обучение имеет отличия по сравнению с заочным образованием и направлена на использование инновационных технологий, которые дают возможность проводить курсы с эффектом присутствия, когда обучение осуществляется в приближенных к реальным условиям, например, онлайн-тестирования и вебинары. Заочному обучению не присуща подобная высокая степень интерактивности.

По мнению С.В. Ушаковой, использование информационно-коммуникационных технологий помогает выстроить образовательный процесс на основе принципов аутентичности, открытости и адекватности. Взаимодействие педагога и ученика при использовании информационно-коммуникационных технологий предполагает высокий уровень персонализации, но основе технологического и индивидуального-личностного подходов.

По мнению А.Ф. Сидоренко, инновационные технологии отличаются полисенсорным воздействием, интерактивностью и возможностью объективизации контроля знаний. Осуществление коммуникации в режиме реального времени, то есть интерактивность, и с ответной оперативной реакцией – это главное свойство информационно-коммуникационных технологий. Реализовать дидактический принцип наглядности позволяет полисенсорный характер воздействия.

Важно отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языка, реализуется общая тенденция развития междисциплинарных связей и осуществляет поиск способов оптимизации процесса преподавания иностранных языков с использованием инновационных технологий.

По мнению Т.В. Карамышевой, следует отметить важность и перспективность использования информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении. Ученики с ограниченными возможностями здоровья имеют потребность в социализации, желание общаться, готовность приносить пользу обществу и работать. Для этого им необходимо получить требуемые навыки и компетенции, в том числе и языковые. Данную проблему можно решить с использование дистанционных средств и методов.

Реализуемое компьютеризированное обучение содействует формированию лексических, грамматических и фонетических навыков, что приводит к формированию коммуникативной компетенции, как считает Л.А. Цветкова, – главной цели изучения иностранного языка. Использование информационно-коммуникационных технологий представляется целесообразным в отработке навыков говорения, письма и аудирования.

Использование информационно-коммуникационных технологий имеет преимущество в обучении иностранному языку: оно имеет возможность практически реализовать задачи дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с приоритетами, интересами и способностями обучаемого.



2.2 Разработка урока английского языка с использованием ИКТ


В рамках исследования был разработан урок английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий. Содержание урока отвечает требованиям основной образовательной программы по английскому языку и может использоваться на уроках английского языка в 10 классе при изучении темы «Holidays».

Предмет: английский язык.

Класс: 10.

Тип урока: урок открытия нового знания о традициях Шотландии.

Технология: проблемное обучение.

Тема урока: «Holidays in Scotland».

Цель: расширение предметных и дисциплинарных знаний.

Планируемый результат:

Предметные знания: знать страноведческие термины; знать лексические единицы на тему «Шотландия»; воспринимать информацию на слух; уметь построить диалогическое и монологическое высказывание с изучаемой лексикой; использовать основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте.

Метапредметные: знать порядок организации учебной деятельности; уметь находить информацию в сети Интернет, анализировать и систематизировать полученную информацию; оценивать информацию; проводить сравнительный анализ.

Личностные УУД: формирование интереса к другим культурам и языкам, традициям и обычаям; формирование потребности к самовыражению и самореализации на иностранном языке через сравнение культуры русскоговорящего и англоговорящего народа.

Регулятивные УУД: видеть практическую значимость информации; умение оценить себя; уметь поставить и решить проблемную задачу.

Познавательные УУД: уметь вести поиск информации; уметь анализировать информацию; уметь отличать истинную информацию от ложной.

Коммуникативные УУД: формирование навыков командной работы; навыков ведения дискуссии; навыков аргументирования.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.

Ресурсы: раздаточный материал; компьютер (если позволяют возможности школы, допустимо работать в парах); интерактивная доска (или компьютер с проектором).

Учитель: Thank you for the lesson! All students worked hard today! You were amazing! I can’t wait to see you again!

Таким образом, был разработан урок английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий: информационно-коммуникационные технологии используются детьми для самостоятельного поиска информации, для получения информации от учителя в формате аудио и видео (на уроке были использованы аутентичные шотландские песни, с помощью проектора были продемонстрированы наглядные материалы, затем дети осуществляли работы с поиском информации в Интернете и работали с переводчиком), с помощью чего достигается цель урока: расширение предметных и дисциплинарных знаний. Мониторинг уровня мотивации происходит посредством сравнения карт самонаблюдения учеников после традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Информационные технологии – это совокупность устройств и методов обработки информации, а также разработка приемов и выявление принципов оптимизации образования с помощью анализа ряда условий, увеличивающих эффективность образования, с помощью применения и конструирования материалов и приемов, а также с помощью оценки используемых методов. К ним относятся: обучающие программы, презентации, игры, текстовые документы, базы данных и таблицы; информационные ресурсы; поисковые системы; электронная почта; интерактивная доска; видео и аудио устройства и многое другое.

Говоря о достоинствах работы обучающихся с информационно-коммуникационными технологиями, следует отметить широкий ряд достоинств, среди которых: общекультурное развитие обучающихся; повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету; возможность реализации индивидуализации обучения; большие возможности наглядного предъявления материала; активизация навыков самостоятельной работы, что обуславливает целесообразность включения ИКТ в образовательный процесс как можно чаще.

Также использование информационно-коммуникационных технологий позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствует формированию лингвистических способностей, создает коммуникативные ситуации, автоматизирует языковые и речевые действия, а также обеспечивает реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся, следовательно, возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.

Включение уроков с использованием современных технологий в образовательный процесс помогает заинтересовать учеников и внести элемент новизны, формирует мотивацию к изучению английского языка и культуры англоговорящих народов, помогает сочетать контроль и самоконтроль учащихся, активизирует навыки самостоятельной работы учеников. В будущем нами планируется разработка методического материала для старших классов: планов уроков, объединённых темой “Holidays” по разным странам с использованием ИКТ и аутентичного страноведческого материала.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.