Статья «Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения ИКТ»
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Методы и приёмы,
помогающие повысить мотивацию на занятиях»
«Активизация познавательных интересов
младших школьников
посредством применения ИКТ»
«Activation of cognitive interests
of younger schoolchildren
through the use of ICT»
Статью подготовила
Вишняк О.В.,
учитель начальных классов
I prepared the article
Vishnyak O. V.,
primary school teacher
Кемеровская область
г.Новокузнецк
2021
Аннотация: статья рассказывает об использовании ИКТ в учебном процессе обучающихся начальной школы на разных этапах учебных занятий, раскрывает значение использования данной технологии.
Annotation: the article tells about the use of ICT in the educational process of primary school students at different stages of training sessions, reveals the importance of using this technology.
Ключевые слова: ИКТ, учебный процесс, мотивация младших школьников, урок, младший школьник.
Keywords: ICT, educational process, motivation of younger students, lesson, junior student.
Для начального общего образования в условиях введения ФГОС важно формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять свои знания, воспитание у них интереса к учению, потребности в знаниях – это является необходимыми средствами повышения качества образования.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться младшие школьники, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Задача учителя начальных классов заключается еще и в том, чтобы приучить обучающихся думать, проникать в суть явлений, повышать их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебного процесса.
Одной из современной технологий в учебном процессе является использование ИКТ, что позволяет:
- повысить качество усвоения материала обучающимися;
- построить индивидуальные образовательные траектории младших школьников;
- осуществить дифференцированный подход к младшим школьникам с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно обучающихся, обладающих различными способностями и возможностями;
- организовать внеклассную учебную работу;
- представить обучающимся материалы в текстовой форме (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы и др.), в мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу;
- увеличить объем полученной информации и т.д.
Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления;
- формирование приемов мыслительной деятельности.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда обучающиеся под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и занятий внеурочной деятельности и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения и др. Методы и приемы педагог выбирает самостоятельно, ориентируясь на тот арсенал, который есть под рукой школьного учителя. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, музыкальное сопровождение и пр.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве младшего школьника. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. В учебном процессе создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности младших школьников, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления обучающихся.
В заключение хочется сказать, что умелое и разумное использование средств, приемов, методов и технологий улучшают процесс усвоения знаний школьной программы обучающимися начальной школы, позволяет учиться более уверенно, развивая все необходимые компетенции и УУД, что и составит полный портрет выпускника начальной школы, согласно ФГОС.
/data/files/v1629972502.pptx (Вот оно какое, наше лето!)
/data/files/h1629972523.ppt (Выступление для презентации научной работы)
/data/files/q1629972547.ppt (Жизнь и творчество Н.А.Некрасова)
/data/files/h1629972580.pptx (Физическая культура в жизни младшего школьника)
Соколова Елена Борисовна
Вишняк Ольга Вячеславовна
Соколова Елена Борисовна
Калягина Ирина Владимировна
Вишняк Ольга Вячеславовна