Статья «ИКТ как инструмент формирования УУД»
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, в нашей школе создается система формирования и развития универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Одним из блоков УУД является познавательный блок. Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Благодаря развитию познавательных функций ученик имеет возможность анализировать полученную информацию, проводить аналогии, в конечном итоге – мыслить [1].
Важным элементом формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность являются ориентация школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД (Примерная ООП).
В соответствии с требованиями ФГОС информационно-методические условия реализации основных образовательных программ НОО и ООО обеспечиваются современной информационно-образовательной средой (ИОС).
Средства (техника):
МКОУ СОШ с.Преображенка имеет 2 компьютерных кабинета:
Начальная школа
Основная и старшая школа
Ресурсы (в т.ч. электронные):
Весь необходимый для учебного процесса комплект учебников с электронными приложениями;
Медиатека (лицензионные компакт-диски) для поддержки всех учебных дисциплин;
Лицензионные цифровые образовательные программы;
Доступ учителей и учеников к учебным и развивающим ресурсам сети Интернет (http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru и др.);
Доступ учителей и учеников к печатным и цифровым образовательным ресурсам МКОУ СОШ с.Преображенка;
Доступ учителей и учеников к печатным и цифровым образовательным ресурсам МКОУ СОШ с.Преображенка.
Кадры (ИКТ-компетентность педагогов):
Решающее значение для функционирования информационно-образовательной среды школы имеет мотивационная и функциональная готовность кадров.
Именно через ИКТ-компетенции учителя формируется ИКТ-компетентность обучающихся.
ИКТ-компетентность педагога складывается из уверенного владения средствами ИКТ [2] и современными педагогическими технологиями, в том числе электронными: технологией организации проектной деятельности; технологией организации урока или внеурочного мероприятия с использование ИКТ [3].
Курсы повышения квалификации по ИКТ за последние четыре года прошли 92,3% учителей МКОУ СОШ с.Преображенка (12 из 13).
Количество обучающихся в школе на 01.09.2016г. – 51. Доля обучающихся, вовлечённых в образовательную деятельность с применением ИКТ - 100%.
В соответствии с ФГОС НОО учащиеся начальной школы овладевают следующими общеучебными и логическими действиями:
поиск информации;
знаково-символическое моделирование;
структурирование информации;
анализ и выбор оснований для сравнения и классификации;
подведение под понятие;
установление причинно-
следственных связей;
построение логической
цепочки рассуждений;
выдвижение гипотезы;
доказательство.
Для развития данных УУД с помощью средств ИКТ информационные технологии применяются на всех учебных предметах. При этом развиваются следующие ИКТ-компетентности учащихся начального звена:
Безопасные и эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
Правила электробезопасности при использовании ИКТ, включение и выключение компьютерной техники;
Набор и форматирование текста, используя функции стандартного текстового редактора;
Выполнение простейших рисунков и схем посредством графического редактора Paint;
Использование переносных накопителей информации, правила их безопасного использования;
Ввод информации в компьютер с использованием фотокамеры, сканера, микрофона;
Организация системы папок для хранения собственной информации;
Создание презентаций с помощью мультимедийной программы РоwегРоint;
Поиск информации в соответствующих возрасту электронных справочных пособиях, электронных библиотеках и книгах, контролируемом Интернете;
Формирование навыков прослушивания аудиозаписей и просмотра видео различных форматов;
Вставка медиаобъектов в презентации;
Работа с интерактивной доской.
Формированию ИКТ-компетентности способствует внеурочная деятельность. В частности, проектная и исследовательская деятельность учеников начальной школы.
Разработка проекта (как индивидуальная, так и групповая) и защита своей работы формирует у учащихся личностные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Продуктами этой деятельности являются как предметные (1-4 классы: 63 проекта за учебный год), так и метапредметные (подготовка к школьной УПК «В мир творчества, в мир поиска, в мир науки») проекты.
В основной школе главными результатами образования становится формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности не только учебного, но и социально-творческого характера, подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории, приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей [4].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности учащегося на этапе основного общего образования.
В режиме пилотирования на этапе перехода из начального в основное звено в учебный план МКОУ СОШ с.Преображенка с 2013-2014 учебного года введён новый предмет «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Информационные технологии применяются всеми учителями основной школы. При этом в 5-6 классах добавляются следующие ИКТ-компетентности учащихся:
Соединение устройств ИКТ в единые рабочие блоки;
Использование сканеров для воспроизведения текстовой информации с помощью программ распознавания текста;
Использование средств ИКТ для обработки цифровых фотографий;
Использование средств ИКТ для записи и обработки звуковых файлов;
Использование средств ИКТ для записи и обработки видеофайлов;
Использование электронной почты для информационного обмена в условиях образовательной деятельности с разными участниками образовательного процесса;
Использование инструментов ИКТ для учета, систематизации и обработки учебной информации (социальной статистики, политических процессов, социальных измерений, экономических данных и т.д.)
Полученные ИКТ-компетентности учащиеся основной школы активно используют во внеурочной деятельности, в т.ч. и в проектной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД в МКОУ СОШ с.Преображенка разработано Положение об Индивидуальном итоговом проекте обучающихся.
Важным нововведением является то, что с 2016-2017 учебного года разработка и защита итогового индивидуального проекта является обязательной для всех обучающихся 5-8 класса.
Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в октябре учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Защита проектных работ проходит на учебно-практической конференции «В мир творчества, в мир поиска, в мир науки». 3 мая 2017 года прошла V ежегодная УПК МКОУ СОШ с.Преображенка.
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителям начальной и основной школы необходимо реализовать на практике деятельностный подход в обучении; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.
Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что способствует повышению качества образования.
Литература:
http://pk18.esrae.ru/6-95 - Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 «Митино»;
https://cloud.mail.ru/public/EAjt/1odrR9Rhk - Б.В.Егоров. Базовые компетенции учителя в сфере ИКТ;
Т.Е. Соколова. Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих ФГОС. Лекции 5-8. Москва: «Первое сентября», 2012г.;
ООП ООО МКОУ СОШ с.Преображенка.