ИНФОРМАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Обращение педагогики в сторону информационной компетентности дошкольников диктуется интенсивным применением современных информационных технологий в разных сферах общественной жизни, поэтому основы информационной культуры стоит закладывать уже в старшем дошкольном возрасте. Это не значит, что детей необходимо сразу знакомить с компьютером. Информационное мышление формируется посредством развития речемыслительной деятельности через освоение разных видов информации. Например, кластер-технология в образовании развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Данная технология напрямую связана с развитием речемыслительной деятельности обучающихся.
Слово «кластер» восходит к английскому слову cluster, clustre, clyster, означающему в переводе пучок, гроздь, куст, общий двор и окружающие его дворовые постройки. Впервые этот термин ввел в научный обиход Майкл Юджин Портер в 1990г. Метод кластеров универсален: позволяет работать с большим потоком информации, которую необходимо усвоить, систематизировать и понять [1].
Суть педагогической кластерной технологии («Кластери») – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде схемы – «виноградная гроздь». (тема – смысловые единицы - схема)
Как известно, речь – средство реализации речевой деятельности, в которой проявляются отношения человека с внешним миром. Мыслительная деятельность осуществляется посредством мыслительных операций. Речемыслительная деятельность – это мыслительная деятельность, опосредованная речью и выраженная в форме понятий, суждений, умозаключений, функционирующих на базе языка. Словесно-логическое мышление является компонентом речемыслительной деятельности. По уровню развития словесно-логического мышления можно судить о речемыслительной деятельности человека в целом.
Цель: развитие речемыслительной деятельности старших дошкольников.
Задачи кластер-технологии:
1. Формирование мыслительной деятельности с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь.
2. Развитие словесно-логического мышления, образного восприятия, лексико- грамматического строя речи.
3. Воспитание навыков выбора логико-коммуникативной программы и ее реализации.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность ребенка и взрослого в процессе игрового обучения (кластер-тренинга).
Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально - коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня речемыслительной деятельности.
-Формирование определенного уровня лексико-грамматической компетенции.
-Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, творческих способностей.
Этапы обучения кластер-технологии:
1 этап. Ассоциативный.
2 этап. Группировочный.
3 этап. Образно-моделирующий.
4 этап. Схематический.
На ассоциативном этапе ребенку предлагается игра в ассоциации: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок называет в ответ своё слово – ассоциацию (то, что пришло ему в голову сразу после услышанного или увиденного).
При обучении игре в ассоциации полезно использовать следующие варианты игр:
- По сходству (подобию). Инструкция: «Я назову предмет, а ты назови, на что он похож». Например: лампочка – груша, солнце – одуванчик, фонтан – дождь, арбуз – мяч и т.д.
- По противоположности. Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи наоборот». Например: веселый - грустный, высокий – низкий, хороший – плохой, пол - потолок и т.д.
- По пространственно-временному признаку: зима – снег, осень – дождь, стол – стул и т.д.
- По причинно-следственному признаку: гриб – лес, руль – машина, микробы – болезнь и т.д.
На втором, группировочном, этапе ребенку предлагается сгруппировать картинки по принципу «Разложи картинки на кучки: подходящие с подходяшими». Картинки подбираются педагогом по тем ассоциациям, которые были заявлены ребенком на 1 этапе. Необходимо уяснить, что работа проводится над одним конкретным существительным, поэтому ассоциативные слова будут разнообразными и относящимися только к этому существительному. В результате группировки получается несколько стопок с картинками, объединенными общим признаком или явлением.
Образно-моделирующий этап предполагает объединение нескольких конкретных понятий в видовое. Например, по вкусу, запаху, форме, цвету, игре с предметами и т.д. Ребенку предлагается подобрать символ к виду: рот – вкус, глаз – цвет, нос – запах, игра – ребенок и т.д. (символы могут быть разнообразными). Далее видовые понятия объединяются в родовые: вкус, цвет, запах, форма – это признаки предмета (сенсорные эталоны), игра, праздники или действия – это область применения предмета и т.д. Отдельного внимания заслуживают ассоциации в виде считалок, песен, стихов – словесные образы.
Важно заметить, что на данном этапе происходит выкладывание картинок на плоскости в вертикальном порядке: от видовых - к родовым, по типу «виноградной грозди».
Последний, схематический этап, предполагает замену картинок символами, которые располагаются в виде вертикальной схемы. Символы видовых понятий соединяются с символом родового понятия с помощью линий. Данный этап сложен для дошкольников с ТНР и требует специального предварительного обучения по методике Венгера Л.А. [2].
Таким образом, к концу развивающего обучения по кластер-технологии у дошкольников формируется навык построения с логико-коммуникативной программы, что способствует развитию речемыслительной деятельности, благотворно влияет на формирование словесно-логического мышления и развитие лексико-грамматической стороны речи, - что повышает информационную культуру обучающихся.
Список литературы
1. Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер М.Е. – М.: Альпина Пабл., 2016. – 947 с.
2. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. , Говорова Р.И. , Цеханская Л.И. –М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна