12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Дошкольники»
3

ИНФОРМАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Обращение педагогики в сторону информационной компетентности  дошкольников диктуется интенсивным применением современных информационных технологий в разных сферах общественной жизни, поэтому   основы информационной культуры  стоит закладывать уже в старшем дошкольном возрасте. Это не значит, что детей необходимо сразу знакомить с компьютером. Информационное  мышление  формируется  посредством  развития  речемыслительной  деятельности  через  освоение  разных  видов  информации.  Например,  кластер-технология  в  образовании развивает  вариантность  мышления,  способность  устанавливать  всесторонние  связи  и  отношения  изучаемой  темы  (понятие,  явление,  событие).  Данная  технология  напрямую  связана  с развитием речемыслительной деятельности обучающихся.

Слово  «кластер»  восходит к английскому слову  cluster, clustre,  clyster, означающему  в переводе пучок, гроздь, куст, общий двор и окружающие его дворовые постройки. Впервые  этот термин ввел в научный обиход Майкл Юджин Портер в 1990г. Метод кластеров универсален:  позволяет  работать  с  большим  потоком  информации,  которую  необходимо  усвоить, систематизировать и понять [1]. 

Суть  педагогической  кластерной  технологии  («Кластери»)  –  выделение  смысловых  единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде схемы –  «виноградная гроздь». (тема – смысловые единицы - схема)

Как известно, речь –  средство реализации речевой деятельности, в которой проявляются  отношения  человека  с  внешним  миром.  Мыслительная  деятельность  осуществляется  посредством  мыслительных  операций.  Речемыслительная  деятельность –  это  мыслительная  деятельность, опосредованная речью и выраженная в форме понятий, суждений, умозаключений,  функционирующих  на  базе  языка.  Словесно-логическое  мышление  является  компонентом речемыслительной деятельности. По уровню развития словесно-логического мышления можно судить о речемыслительной деятельности человека в целом.

Цель: развитие речемыслительной деятельности старших дошкольников.

Задачи кластер-технологии:

1. Формирование мыслительной деятельности с использованием информации в виде,  воспринимаемом как речь.

2.  Развитие   словесно-логического     мышления,     образного    восприятия,   лексико- грамматического строя речи.

3.  Воспитание навыков выбора логико-коммуникативной программы и ее реализации.

Модель  организации  образовательного  процесса:  совместная  деятельность  ребенка  и взрослого в процессе игрового обучения (кластер-тренинга).

Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.

Интеграция   образовательных   областей   и   видов   деятельности   детей:   социально - коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Возрастная категория: старший дошкольный возраст.

Ожидаемый результат: 

- Повышение уровня речемыслительной деятельности.

-Формирование определенного уровня лексико-грамматической компетенции.

-Развитие  у  дошкольников  познавательной  активности,  исследовательских  умений  и навыков, творческих способностей.

Этапы обучения кластер-технологии:

1 этап. Ассоциативный.

2 этап. Группировочный.

3 этап. Образно-моделирующий.

4 этап. Схематический.

На ассоциативном этапе ребенку предлагается игра в ассоциации: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок называет в ответ своё слово – ассоциацию (то, что пришло ему в голову сразу после услышанного или увиденного).

При обучении игре в ассоциации полезно использовать следующие варианты игр:

- По сходству (подобию). Инструкция: «Я назову предмет, а ты назови, на что он похож». Например: лампочка – груша, солнце – одуванчик, фонтан – дождь, арбуз – мяч и т.д.

 - По  противоположности.  Инструкция:  «Я  назову  слово,  а  ты  скажи  наоборот».  Например: веселый - грустный, высокий – низкий, хороший – плохой, пол - потолок и т.д.

-  По  пространственно-временному  признаку:  зима  –      снег,  осень  –  дождь,  стол  – стул и т.д.

- По причинно-следственному признаку: гриб – лес, руль – машина, микробы – болезнь и т.д.

На втором, группировочном, этапе ребенку предлагается сгруппировать картинки по  принципу «Разложи картинки на кучки: подходящие с подходяшими». Картинки подбираются педагогом по тем ассоциациям, которые были заявлены ребенком на 1 этапе. Необходимо  уяснить,  что   работа  проводится  над  одним  конкретным  существительным,  поэтому ассоциативные слова будут разнообразными и относящимися только к этому существительному.  В  результате  группировки  получается  несколько  стопок  с  картинками,  объединенными общим признаком или явлением.

Образно-моделирующий этап предполагает объединение нескольких конкретных понятий в видовое. Например, по вкусу, запаху, форме, цвету, игре с предметами и т.д. Ребенку  предлагается подобрать символ к виду: рот –  вкус, глаз –  цвет, нос – запах, игра – ребенок  и т.д. (символы могут быть разнообразными). Далее видовые понятия объединяются в родовые: вкус, цвет, запах, форма – это признаки предмета (сенсорные эталоны), игра, праздники  или действия – это область применения предмета и т.д. Отдельного внимания заслуживают  ассоциации в виде считалок, песен, стихов – словесные образы. 

Важно заметить, что на данном этапе происходит выкладывание картинок на плоскости в вертикальном порядке: от видовых - к родовым, по типу «виноградной грозди». 

Последний, схематический этап, предполагает замену картинок символами, которые располагаются  в  виде  вертикальной  схемы.  Символы  видовых  понятий  соединяются  с  символом  родового понятия с помощью линий. Данный этап сложен для дошкольников с ТНР и требует  специального предварительного обучения по методике Венгера Л.А. [2].

Таким образом, к концу развивающего обучения по кластер-технологии у дошкольников формируется навык построения с логико-коммуникативной программы, что способствует развитию речемыслительной деятельности, благотворно влияет на формирование словесно-логического мышления и развитие лексико-грамматической стороны речи, - что повышает информационную культуру обучающихся.

 

                                             Список литературы

1. Портер М.Е. Международная конкуренция.           Конкурентные      преимущества стран       / Портер М.Е. – М.: Альпина Пабл., 2016. – 947 с.

2. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей  у  детей  дошкольного  возраста  /     Венгер  Л.А. , Дьяченко  О.М. , Говорова  Р.И. , Цеханская  Л.И.  –М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

 

 

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Куликова Ирина Геннадьевна, 17.04.22 в 08:21 2Ответить Пожаловаться
Коллега, хотелось бы примеров. Начиная со второго этапа не уверена, что понимаю правильно. А разобраться было бы интересно - статья заинтересовала
Кияйкина Наталья Федоровна, 17.04.22 в 08:49 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.