Статья «Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании»
Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании.
Семь часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В группе тишина, и пока есть время я готовлюсь к встрече детей. Постепенно помещение наполняется детскими голосами.
В моей группе 20 мальчишек и девчонок. Все они разные, непредсказуемые, интересные, забавные и удивительно умные. Каждый ребенок- личность. Даже в группу каждый заходит по-своему. Кто-то радостно бежит, взахлеб делясь своими достижениями и новостями. Кто- то осторожно заходит и стоит в сторонке, наблюдая за остальными. Кто- то всхлипывает вслед уходящим родителям. И уже с первой секунды пребывания в детском саду, дети требуют индивидуального подхода. К каждому нужно подобрать слова, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и долгожданным.
Я- воспитатель и главная моя цель вовремя заметить и развить даже самые крошечные задатки в ребенке. Создать условия для реализации индивидуальных особенностей каждого ребенка. Удивляться и познавать вместе с ним, видеть мир его глазами. Быть незаметным, когда малыш занят своим делом и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
Одним из направлений в дошкольных группах нашего комплекса является личностно- ориентированный подход в воспитании и образовании. В cвоей работе прежде всего я учитываю интересы, желания и cпоcобности самого ребенка. Стремлюсь к cотрудничеству и партнерству в познавательной, продуктивной и игровой деятельноcти. Педагог и воcпитанник cовместно вырабатывают цели, cодержание деятельности, находясь в состоянии сотрудничества. Ребенку предоставляется свобода выбора. Тем самым ребенок достигает результата исходя из собственных побуждений, а не под влиянием авторитета воспитателя. Применяя на практике личностно ориентированный подход, педагог в своей работе должен создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе (сюрпризные моменты, проблемные ситуации, разнообразный дидактический материал). Педагог должен стимулировать детей к высказываниям. Не давать готовые знания, а строить свою работу так, чтобы дети сами добывали знания и открывали, что- то новое для себя. Воспитатель всегда должен поощрять инициативу детей и даже если ребенок ошибается поддержать его и направить к правильному результату. Дети анализируют свои ответы, выявляют в чем они были неправы и приходят к верному ответу.
В моей работе особое место занимает исследовательская деятельность. Дети по своей природе любознательны и с большим удовольствием принимают участие в различных опытах. Экспериментируя, ребята учатся сами добывать знания и делать выводы. Также в своей работе я применяю проектный метод. Мы с ребятами выявляем проблему, выбираем тему проекта и начинается работа. Достигать целей проекта нам конечно же помогают наши родители.
Таким образом, применяя в своей работе личностно- ориентированный подход вы сможете воспитать интеллектуально развитого ребенка, умеющего принимать самостоятельные решения и находить выход из различных ситуаций.
Литература:
Степанова Е. Н. «Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности» ТЦ «Сфера» 2003г.
Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2011г.