Информационно-коммуникационные технологии на уроках обществознания

1
0
Материал опубликован 9 January 2021

Османова Валентина Александровна,

Учитель обществознания

МБОУ «Чайкинская школа-детский сад»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Одна из главных задач образования в соответствие с ФГОС – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Информатизация образовательного процесса – приоритетное направление развития современного образования.

Большую роль в этом играет активное применение ИКТ в учебном процессе, так как:

- использование ИКТ и Интернет-ресурсов способствует повышению качества знаний учащихся, эффективному усвоению учебного материала;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания, помогает сделать учебный процесс разнообразным и увлекательным.

Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;

как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;

как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;

как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;

как средство для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.

В последнее время я пришла к выводу, что на уроке более эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами). Во-первых, каждый преподаватель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)

В своей практике я использую несколько вариантов презентаций: 

лекционная презентация,

«плакаты»,

«тройное действие»,

интерактивные презентации.

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,   докладов, выступлений преподавателя или обучающихся.

Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. На слайды помещаю только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции раскрываю и развиваю. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд демонстрирую на экране не менее 10-15 секунд.

«Плакаты»- это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на преподавателе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий, предлагая студентам при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.

«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит преподаватель, дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.

Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности студентов на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается преподавателем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. На эти же моменты обращаю внимание студентов, когда предлагаю им подготовить презентацию  по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна из форм использования ИКТ, благодаря использованию которой, ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма, иллюстрировать своё публичное выступление, получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач,развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как студент видит и слышит учебную тему.

Я считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ:

1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи мини-теста,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.

2. Без дополнительных затрат времени преподаватель может включить в урок-презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.

3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.

4.  С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.

5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.

6. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока-презентации.

В заключение хотелось бы отметить, что применение мультимедийных технологий в процессе преподавания обществознания приводит к следующим результатам:

-Повышение уровня наглядности на уроке;

-Повышение производительности урока;

-Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники;

-Повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности;

-Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя;

-Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.