ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
УДК 004 Информационные технологии
А.Г. Федотова
A.G. Fedotova
Методист, преподаватель
ГБПОУ «Шахтерский педагогический колледж»
г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика
+79493463674
fedotova_a.g@mail.ru
Methodologist, teacher
SBEI «Shakhtersk pedagogical college»
Shakhtersk, Donetsk People's Republic
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION.
Аннотация. Модернизация образования Донецкой Народной Республики имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям.
Annotation: Modernization of education in the Donetsk People's Republic aims to improve its quality, achieve new educational results that are adequate to the requirements of modern society. It is largely due to the fact that the educational process has become less and less consistent with social expectations.
Ключевые слова: информационно образовательная среда, информационные технологии, новые образовательные технологии, компетенции, ИКТ компетенции.
Keywords: information and educational environment, information technologies, new educational technologies, competencies, ICT competencies
В настоящее время предлагаются различные пути решения проблемы качества образования.
Существует разница между качеством образования как процесса и качеством образования как его результата. Качество самого образовательного процесса не гарантирует качества образования в целом, так как его цели могут не в полной мере соответствовать новым запросам общества.
Значение термина «образовательные результаты» во многом меняется. Ориентация на новые образовательные результаты вносит существенные изменения. Прежде всего актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности студентов. Основной целью учебного процесса является не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся.
Выделим основные идеи. Во-первых, потребность в разнообразии образовательной среды. Очевидно, что этому способствует использование инструментов ИКТ. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптируя его к познавательным потребностям и интересам участников. И эту проблему можно эффективно решить с помощью ИКТ.
Существуют и другие (функциональные) подходы к определению содержания компонентов образовательной среды (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.), которые выделяют: предметы среды, источники учебной информации, средства образовательной деятельности и средства коммуникации, как а также содержание (учебно-методическое содержание) образовательной среды.
Ключевым компонентом ИКОС является компьютер. Он становится средством обработки информации, общения, актуализации знаний, самореализации учащихся. Включение компьютеров в учебный процесс меняет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии меняют образовательную среду.
Кроме того, диагностическая функция информационно-образовательной среды реализуется с помощью компьютера, что проявляется как:
- определение уровня отраслевых знаний и умений, на основе которых будут формироваться новые;
- определение сформированности универсальных учебных действий, общеобразовательных умений (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.);
- выявление психологических и физиологических особенностей обучаемых.
С помощью компьютера преподаватель может выполнять нетворческие, рутинные действия, связанные с созданием тестовых заданий, их тиражированием, представлением тестов обучающимся через локальную сеть, что обеспечивает высокую эффективность и продуктивность данного вида работы. Таким образом, можно не только предоставлять обучающимся различные диагностические средства (тесты личности, интеллекта, учебной успеваемости и др.), но и систематизировать, обрабатывать результаты их выполнения и обоснованно разделять обучающихся на отдельные учебные группы для последующей организации занятий: дифференцированного, индивидуального обучения, с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
Следующее действие учителя связано с организацией усвоения учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав информационно-образовательной среды, весьма разнообразны. Во-первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного материала, моделирование задач в изучаемой области и воссоздание мотивационных ситуаций.
Во-вторых, это организация воспитательной деятельности. При этом в рамках принятой нами модели обучения его содержание существенно отличается от традиционного. Знания не передаются в «готовом виде», а формируются путем организации самостоятельных исследований обучающихся. На этом этапе использование компьютера в первую очередь связано с реализацией функции информационного моделирования изучаемых предметов. Это дает возможность «погрузить» учащихся в определенную предметную среду, где разворачивается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность экспериментировать с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений.
Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
Подводя итог, нужно сказать, что информационно-образовательная среда современного образовательного учреждения должна восприниматься не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективная образовательная система.
Список использованных источников:
Аржевская С.А.,Белых Т.В. .[и др.]. – М.: “Планета”;2010. – 192 с. – (Современная школа)
Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
3. Невуева Л.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств // Информатика и образование. 1990. № 3.
4. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
© Федотова А. Г., 2023