Концепция математического образования, как фактор повышения качества изучения математики в современной школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 (МНОГОПРОФИЛЬНАЯ) ИМ.В.М.ДЕГОЕВА
Республика Северная Осетия-Алания
Г.Владикавказ
ДОКЛАД
на тему
«Концепция математического образования, как фактор повышения качества изучения математики в современной школе»
Подготовила: учитель математики
МБОУ СОШ №38(многопрофильная)
Тотикова Лена Сосламбековна
г.Владикавказ
2022 год
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Сейчас состояние качества знаний и образованность оставляют желать лучшего. Молодые учителя неохотно идут в школу; старое поколение преподавателей заканчивает свою миссию. Освоение учениками других точных наук напрямую зависит от качества математического образования. Важность предмета подтверждают слова Михаила Ломоносова – «математику только за то учить надо, что она ум в порядок приводит». В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней, ГИА, ЕГЭ.
Анализируя результаты ГИА по нашей школе прослеживается повышение качества знаний по математике. Это связано с требовательностью учителей предметников, занимающихся не просто «натаскиванием» к экзамену, а систематическим повторением пройденных тем, строгие правила сдачи экзаменов.
В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки. Причины низкого качества знаний учащихся на мой взгляд следующие:
Успешное обучение зависит от многих факторов, но решающее значение имеют качественные учебники и эффективные методы обучения. В советской системе образования каждая тема учебной программы подвергалась серьезнейшему анализу на предмет доступности. Высоким уровнем отличались учебники. Они были стабильными и выдерживали несколько переизданий.
Снижение внимания к структуре и содержанию школьного курса математики, уменьшение времени на изучение математики в школе Количество часов математики от 6 часов сократилось до 5 часов, но объем содержания учебников не уменьшился, даже увеличился. Увеличение объема учебника ведет к перегрузке учащихся, но не позволяет повысить уровень их знаний. В связи с этим нет достаточной возможности хорошо закрепить знания и умения учащихся. Обучение проходит по принципу “галопом по Европам”, успел – хорошо, не успел – либо после уроков, либо никак.
“Сокращение числа часов на математику на 1 час в неделю приводит к снижению успеваемости по другим предметам на 10-25 % (по разным исследованиям)”(.Журнал «Математика в школе» 2003 г.)
Математика перестала быть престижной и необходимой – эта еще одна из причин снижения уровня математических знаний школьников. В настоящее время любой слабоуспевающий ученик может поступить либо в частный вуз, либо в государственный вуз на платные студенческие места, если есть деньги для оплаты поступления и учения. Можно выбрать профессии, где математические знания не требуются. И зачем себя напрягать изучением арифметических знаний, если все подсчеты можно выполнить на микрокалькуляторе.
Понижение качества методической и внеклассной работы учителя математики следующая причина слабой успеваемости учащихся по математике. Я уверена, что результаты обучения во многом зависят от личного обаяния учителя, его профессионализма, творческого дарования, поэтому учитель не может быть случайным человеком в своей работе. Многие математики всю себя отдают обучению и воспитанию подрастающего поколения. Изучают методическую литературу, внедряют инновации в свою работу. Эта не основная масса учителей-предметников. Я считаю, что необходимо качественно повысить внеклассную , внеурочную и олимпиадную работу по предмету
Одной из основных причин стабильного снижения уровня математических знаний является отсутствия интереса к изучению предмета и биологический фактор у большинства учащихся. Статистики и медики констатируют факт: к концу окончания школы остается лишь 5 % здоровых детей, остальные 95 % - не здоровы. Может ли учитель изменить ребенка, у которого по-другому функционирует мозг или нервная система? Нет, это невозможно и не стоит этого делать. Все школьники хотят быть успешными в учебе, хотя бы потому, что в этом случае их хвалят взрослые и это дает достаточно высокий статус в коллективе сверстников. Но не все могут полностью выполнять требования учителя в силу биологических и социально-психологических факторов. В нашей школе учителя планируют уроки в соответствии с технологиями здоровье сбережения. Это не только разнообразие форм и методов (главное не переусердствовать с ними), но и дозировка домашних заданий, смена поз учащихся на уроках (работа в статических парах, в четверках), физминутки, движение во время игровых форм, проветривание класса, использование наглядности на уроках. Все эти меры не новы, мы просто должны об этом думать каждый день, каждый урок и беречь здоровье детей.
В связи с этим Правительство РФ утвердило Распоряжение от 24 декабря 2013 года № 2506 р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации».
Она представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
Цель настоящей Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
С начала года в нашей республике сформирован комплексный план мероприятий по реализации «Концепции развития математического образования в РФ» на 2015-2020 годы. Он должен стать основным документом, по которому будет построено преподавание математики в школе. Основными разработчиками стали председатель Владикавказского научного центра РАН и РСО-Алания ,профессор, доктор физико-математических наук Анатолий Георгиевич Кусраев и заведующая Лабораторией образовательных технологий Южного математического института ВНЦ РАН и РСО-Алания, кандидат педагогических наук Вера Сергеевна Абатурова.
Этот план включает в себя около 50 пунктов, которые затрагивают
как дошкольное и школьное образование, так и сферы дополнительного и профессионального образования.
Одним из пунктов Концепции развития математического образования является создание и дальнейшее развитие республиканской Ассоциации учителей математики, физики и информатики. Предполагается, что в неё войдут лучшие преподаватели точных наук Северной Осетии ,ученые и учителя с высоким кадровым потенциалом. Научные институты республики уже работают над созданием республиканской сети районных центров развития математического образования. К программе будут привлекаться школы, имеющие специализированные математические классы и учреждения дополнительного образования с их математическими кружками.
Кроме этого, в рамках Концепции развития математического образования 11 районных центров развития математического образования Северной Осетии будут оснащены современным телекоммуникационным оборудованием. Впоследствии за центрами закрепится статус стажировочных инновационных площадок.
Повышать интерес детей к математике будут и с привлечением игровых форм: в систему дошкольного образования будут внедряться игры, направленные на развитие мышления, математической грамотности. В летний период для детей откроется Международный математический научно-образовательный форум, который объединит школьников, студентов, аспирантов, учителей и ученых-математиков. Также в это время состоятся летние математические школы и школы точных наук.
В рамках Концепции в Северной Осетии будет создан и «Интерактивный музей математики». На сайте соберут информацию о математиках, участвующих в развитии математики Северной Осетии.
В республике формируется и внедряется в последние годы эффективная модель развития математического образования. Ключевая идея внедряемой модели заключается в реализации единого научно-образовательного пространства — «Школа – Университет – Академия.
Эффективной площадкой для отработки новых образовательных идей и технологий в работе со школьниками, студентами и учителями математики стал Владикавказский центр непрерывного математического образования, Южный математический институт РАН, СОГУ им. К.Л. Хетагурова, Республиканский институт повышения квалификации работников образования. Также, одним из наиболее крупных и значимых научно-образовательных мероприятий стал Владикавказский научно-образовательный математический форум. Он проходит с участием крупных российских и зарубежных специалистов в области математики и дидактики математики и совмещает научно-образовательные мероприятия, как для профессиональных математиков, так и для молодых ученых, учителей и школьников.
Кроме того, что слова не расходятся с делом является проведение Летней школы точных наук, первые модули которой прошли со 2июля по 8 июля. В ней участвовали учителя нашей республики, в том числе я. Лекции читали В.Н.Дятлов, кандидат физико- математических наук с Новосибирского государственного университета, Тимур Гуев, старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Секинаева Б.Ш., Абатурова В.С., Кусраев А.Г.
Успешное начало есть, и я уверена что общими усилиями математическое образование в нашей стране, в нашей республике поднимется на качественно новый уровень. И большую роль в этом сыграет Концепция математического образования.