Информационно-образовательная среда - условие и средство реализации ФГОС

1
0
Материал опубликован 10 November 2020


ИОС – условие и средство реализации ФГОС


Новый государственный образовательный стандарт задаёт новую планку развития нашего образования. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей. В современных условиях реализация стандарта второго поколения невозможна без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, и всё это определяет новые требования к подготовке учителя.


Расширяются требования, которые предъявляются к содержанию образования. Если мы раньше останавливались на предметном содержании образования, то сейчас содержание должно охватывать все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету о природе, обществе, человеке и систему универсальных учебных действий.

Как же достичь всех этих поставленных задач? Что должно стать основным инструментом в руках учителя? Что должно увлечь ученика и позволит ему реализовывать те новые требования, которые ему стандарт предъявляет к учащемуся. Ответ на этот вопрос даётся в ФГОС, где записано: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного стандарта рассматривается создание в школе информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.


Требования к развитию ИОС предъявлены во многих нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность.


Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной ДО, НОО и ООО.


Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и затратную задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.


Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть максимально задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования.


. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.


При этом информационно-образовательная среда школы понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и современного человека.

В учебном плане нашей школы за счет часов внеурочной деятельности ведется изучение информатики и ИКТ со 2-го класса и продолжается на II ступени обучения с 6 класса. С целью предпрофильной подготовки создано объединение дополнительного образования «Компьютер для журналиста»


На данном слайде показана обеспеченность школьных кабинетов компьютерной техникой.




С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда, в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

стремительный рост информационно-ресурсной базы,

свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,

дистанционность,

мобильность,

возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,

интерактивность,

возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования.


очень часто ставится знак «равенства» между ИОС и внедрением ИКТ в образовательный процесс. Но это далеко не одно и то же. Безусловно, без ИКТ технологий использование формирования современной образовательной среды невозможно, но понятие ИОС гораздо шире, чем понятие ИКТ технологий.


До недавнего времени каждый учитель был носителем информации «последней инстанции». То, что он говорил для ученика было незыблемо, не подвергалось сомнению, потому что практически те же самые определения читал в учебнике и у него не было возможности выйти за пределы этой «жёсткой триады» - учебник, рабочая тетрадь, методические разработки. Сейчас организация образовательного процесса коренным образом меняется. В условиях насыщенной разнообразными ресурсами и разнообразным содержанием ИОС, задача учителя – организовать деятельность ученика по освоению информации, структуризации, презентации этой информации. В условиях информационного века, в котором мы живём, повышение квалификации педагогов становится жизненно-важным, жизненно-необходимым.


Сайт используется для публикации официальной информации, обязательность публикации которой предусмотрена законодательством РФ. Обновление сайта происходит еженедельно. В информационном наполнении сайта участвует педагогический коллектив школы, администрация. В дальнейшем планируем привлекать обучающихся к наполнению сайта.


Учителями созданы собственные сайты – коммуникационные центры, позволяющие преобразовывать, хранить, транслировать информацию для обучающихся, коллег. Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.


В условиях развивающейся информационной образовательной среды школы осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой.


Используя неограниченные ресурсы сети Интернет учащиеся и педагоги могут участвовать не только в очных олимпиадах и конкурсах, но расширяется спектр дистанционных олимпиад и онлайн-конкурсов.


необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры – формирование и развитие УУД, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.


В школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин., а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


20. Сегодня самый эффективный путь презентации педагогического опыта – публичные выступления на различных уровнях, создание собственных образовательных ресурсов и демонстрация их через различные сайты.


21. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- планирование образовательного процесса;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;

Поэтому мы выделяем следующие проблемы:

Недостаточно эффективное использование имеющихся материальных ресурсов

Низкое качество услуг провайдера

Проблемы, связанные с использованием контентной фильтрации


22. в дальнейшем планируем для решения технологических и организационных аспектов:

Актуализация сетевого взаимодействия со школами района с целью эффективной работы по направлению «внеурочная деятельность»

Оснащение рабочих мест педагогов интерактивным оборудованием

Организация локальной сети

Организация электронной приемной

Высокоскоростной доступ к сети Интернет


23. Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Образование в условиях избытка информации, направленность обучения на формирование способности самостоятельного «добывания» знаний требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.

С этой целью ставим следующие задачи:

- освоение педагогами новой техники,

- создание банка программно-методических средств,

- создание единой информационной среды школы,

- внедрение дистанционного обучения,

- обеспечение оперативности взаимодействия в системе «учитель - ученик», «учитель-родитель» через электронный журнал, смс-рассылки, электронную почту,  WhatsApp и Viber

- организация эффективного управления учебно-воспитательным процессом,

- развитие творческих способностей учащихся - проектная деятельность в самых различных областях, интернет-клубы и лаборатории и др.


24. Перспективы деятельности по развитию ИОС отражены в разделе Программы развития школы до 2020 года «Организация работы по информатизации


25. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что развитая ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.

26/data/files/g1604984790.ppt (Информационно-образовательная среда)

Все наши старания направлены для воспитания нового, творчески активного поколения, подготовленного для жизни и деятельности в информационном обществе будущего.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации