Инклюзивный урок русского языка для обучающихся третьих классов «Окончание и основа»

4
0
Материал опубликован 20 April 2022 в группе

Репина Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 г.Новосибирск

Инклюзивный урок русского языка для обучающихся третьих классов

 

Аннотация. Разработка представляет собой технологическую карту урока русского языка для обучающихся третьих классов – с задержкой психического развития с методическим сопровождением в свете требований ФГОС НОО.

Ключевые слова: технологическая карта урока, инклюзивное образование, требование ФГОС НОО.

В Российской Федерации насчитывается более 1,25 млн учащихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тыс. детей-инвалидов.

Дети с ОВЗ – лица в возрасте до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях для осуществления образовательного процесса в связи со стойкими или временными нарушениями физического и (или) физического и (или) психического развития.

«В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки…».  (Ю.Н. Баусов, С.Л.Рубинштейн, Н.Н. Школьникова)

Грамотно составленный индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ обеспечивает развитие каждого обучающегося.

Эффективными методами коррекционного воздействия на эмоционально-познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья являются: создание игровых ситуаций, использование дидактических игр, включение в работу психогимнастики и релаксации для снятия мышечного напряжения и др.

Для детей с задержкой психического развития характерны медленные темпы формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не доходящие до умственной отсталости вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Наблюдается нарушение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, невозможность сконцентрироваться на учебной задаче, снижение концентрации, объема и избирательности внимания. Ребенок работает 5-15 минут, затем 3-7 минут. отдыхает, в результате чего он выпадает из активности.

Чтобы привлечь внимание, запомнить, важно установить связи между новым и известным материалом, соотнести слова с образами. Облегчает запоминание наличие ритма и рифмы, при этом зрительное и слуховое восприятие осуществляется при чтении вслух.

Совместное обучение, взаимодействие и развитие со здоровыми детьми позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя уверенно наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, навыки и умения. В свою очередь, у здоровых детей при таком взаимодействии вырабатывается доброта, отзывчивость, толерантность к «особенным» детям[1].

Эти дети в основном работают в паре с сильными учениками, которые могут оказать максимальную помощь. Обычно дети с ограниченными возможностями сидят в первых рядах, чтобы учитель мог оказать помощь или дать дополнительную подсказку.

Для учащихся третьего класса составлена ​​карта технологии урока, где дети с ограниченными возможностями здоровья находятся наравне со здоровыми детьми.

Технологическая карта

Класс: 3, (2 ребенка с задержкой психического развития).

Предмет: русский язык, УМК – «Перспектива».

Тема учебного занятия: «Окончание и основа».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Цель: расширить знания детей об окончании слова, его основе .

Задачи:

1. Образовательные:

- Создать условия для формирования знаний об окончании, основе слова, учить находить окончание, основу , выделять их.

– Способствовать развитию логического мышления.

2. Развивающие:

– Создавать условия для развития логического мышления, орфографической зоркости, развитию речи.

– Развивать умение рассуждать.

3. Воспитательные:

– развивать коммуникативные навыки через работу в парах, учить детей быть толерантными

Технологии: ИКТ-технологии, проблемный диалог, здоровьесберегающие

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная.

Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.

Основные понятия: корень, форма слова, окончание, основа слова.

Планируемые результаты:

а) предметные – умение находить и выделять окончание, основу слова; понимание понятия «форма слова».

б) метапредметные – умение анализировать языковой материал, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение;

регулятивные – умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;

умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока

коммуникативные – умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;

в) личностные – осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;

формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Оборудование:

проектор, компьютер, раздаточный материал, компьютерная презентация;

учебник «Русский язык. 3 класс», авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

 

Таблица

Содержание урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

1 мин

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание
, находчивость и смекалка!

Дети успокаиваются, настраиваются на работу.

Цель: психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.

 

 

 

2. Актуализация

знаний

5 мин

 

1. словарная работа. Списать вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Подчеркнуть орфограмму (рис. 1).

С..р..ка, м..л..ко, б..рёза, с..л..вей, г..р..х.

Р

Для детей ОВЗ Карточка- помощница.

Сорока, молоко, берёза, соловей, горох.

t1650475374aa.jpgt1650475374ab.jpgt1650475374ac.jpgt1650475374ad.jpgt1650475374ae.jpg

 

 

ис. 1.

 

- Найдите лишнее слово и объясните почему оно является лишним?

 

Дети списывают с доски вставляют пропущенные буквы.

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопрос.

 

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество

 

 

Познавательные логические УУД:

анализ,

 

 

обобщение,

 

 

 

 

синтез.

2.Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.

Слова «сад - садовый - садовник»

- Прочитайте слова.

- Как мы можем назвать их одним словом?

- Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?

- Найдём и выделим корень в этих словах.

 

 

Для детей ОВЗ Карточка- помощница.

Сад -садовый- садовник.

 

 

Рис.2

 

-Что вы помните об этой части слова «корень»?

- Однокоренными (родственными).

- У них есть общая часть, и они близки по смыслу.

- Корень сад (обозначают дугой).

- Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.

Самостоятельно работают на карточках.

Выделяют корень

3. Формулирование темы урока через разгадывание кроссворда.

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

- Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?

- А хотите узнать?

- Сейчас поработаем в группах. Прочитайте.

На ветви лежат крупной росой.

- Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?

- Измените слова таким образом, чтобы между ними появилась связь и получилось предложение.

- Отметьте ту часть слова, которую вы изменили. Эта часть слова называется окончанием. Для чего служит окончание?

- Что вы узнали об окончании? Сегодня на уроке будем говорить об окончании.

В группе, где сидит ребенок ОВЗ, получают карточку с выделенной неверной частью слова в предложении.

 

На ветви лежат крупной росой.

 

 

 

Рис. 3

- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем. -Да.

Правила работы в группе.

 

- Эти слова не связаны между собой.

 

- На ветвях лежит крупная роса.

 

 

- Окончание служит для связи слов в предложении.

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

целеполагание, прогнозирование (прикидка результата).

Личностные УУД: смыслообразование (осознание, зачем я это делаю), самоопределение (осознаю себя членом группы).

Коммуникативные УУД:

умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество (через работу в статических группах).

 

 

 

Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция.

4. Постановка учебной задачи.

3 мин

- Кто может назвать тему урока?

- Поставим задачу

- чему вы должны научиться?

- мы должны узнать?

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?)

На эти т вопроса мы постараемся найти ответы.

Отвечают на вопрос

Тема урока «Окончание»

Формулируют задачи.

Я хочу узнать…

Регулятивные УУД: целеполагание,

 

планирование

5. Поиск ответов на поставленные вопросы.

4 мин

 

 

 

 

 

Поиск решения проблемной ситуации.

1.Работа с текстом (рис. 4)

t1650475374af.png

Рис. 4.

(Дети читают текст на карточке).

Кот

На крыльце спит пушистый кот Васька. Тёплые лучи согрели кот. Тихо к кот подкрался пёс Шарик. Кот боятся собак. Но Васька спал крепко и не видел приближающегося к нему Шарика.

- Ребята, всё ли понятно в этом письме? -Почему?

- Что нужно для этого сделать?

- Правильно. Нужно поменять окончание у слова «кот». Давайте исправим текст.

 

У детей с ОВЗ, слово кот подчеркнуто.

 

 

 

 

Читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова

меняются окончания (рис. 5). t1650475374ag.png

Рис. 5.

- Что мы меняли: само слово или только его окончания?

- Выпишите слово КОТ в его разных формах.

-Выделим общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.

Ребята, а зачем мы меняли окончания?

 

Работают с текстом

 

 

Предлагают варианты решения проблемы:

- У слов надо поменять последние буквы, концовку слова.

 

 

 

- Дети выделяют окончания.

 

Делают выводы:

/Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.

 

 

Познавательные логические УУД:

доказательство.

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Формулирование правила.

3 мин

- Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор.

Уберите неверный ответ и оставьте верный (рис. 6)..

1. Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.

2. Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.

3. Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.

4. Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.

Рис. 6t1650475374ah.jpg

-Сделаем вывод. По схеме расскажи как найти окончание в слове и выделить его.

Рис. 7t1650475374ai.jpg

 

- Откройте учебники на странице 113. Прочитаем "Узелки на память" в учебнике и сравним их с нашим выводом.

- Обратите внимание! Каждая часть речи изменяется по-разному! Существительные - изменяются по вопросам что? чего? чему? чем? о чём? Прилагательные - какой? какая? какое? какие? К глаголам подставляются слова "я", "ты", "они".

(На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. Неверный ответ исчезает.)

 

 

 

 

 

- Вывод на слайде совпал с нашим выводом.

Регулятивные УУД: фиксация результата.

 

Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение.

 

 

Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике.

 

7.Физкультминутка. 2 мин

Музыкальная ИКТ.

Ученики выполняют двигательные упражнения.

Цель: снять физическое напряжение.

8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова»

6 мин.

- Выполним упражнение № 201 из учебника (устно).

-Прочитаем диалог Ани и профессора Самоварова.

-Что называют основой слова? Почему у неё такое название?

У обучающихся с ОВЗ карточка с примером выделения окончания и основы слова.

t1650475374aj.jpg Рис.8

- Дети читают.

- Размышляют

- Делают выводы.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

9. Закрепление

Работа в парах

5 мин

- Выполним упражнение № 202.

- Прочитайте задание

- Расскажите ваши шаги

t1650475374ak.png Рис. 9

- Вспомним правила работы в парах

У детей с ОВЗ карточка рассуждения. t1650475374al.png Рис. 10

 

Работа в парах.

Выписывают: сад, саду, сада, сады, садов, садам, садах.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

Регулятивные УУД: контроль и коррекция.

10. Самостоятельная работа.

5–7 мин

- Поработаем самостоятельно.

- Задание на слайде.

t1650475374am.png Рис.11

- Спишите. Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Разберите слова по составу.

t1650475374an.gif Самопроверка.

t1650475374ao.png Рис. 12

- Разбор слова по составу проговариваем вслух.

 

 

Дети самостоятельно записывают предложения.

 

 

 

 

САМОПРОВЕРКА

 

Сверяют свои записи с экраном.

 

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения.

 

Личностные УУД: самоопределение.

Самоконтроль.

11. Домашнее задание

2 мин

Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 203 стр.115.

- Как вы это будете делать? Как найдёте окончание?

Размышляют и предлагают свои варианты

Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание.

 

Регулятивные УУД:

планирование.

12. Рефлексия

(подведение итога урока)

2 мин

 

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке.

(На доске висит плакат с тремя вопросами:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?

Что такое основа слова ?

Какие части слова входят в основу?

Какие трудности вам встретились при разборе слова по составу?

Продолжите предложения (рис. 13):

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»

t1650475374ap.gif Рис. 13

 

 

 

 

 

 

 

Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы.

 

Познавательные логические УУД: обобщение.

 

 

Регулятивные УУД:

самооценка.

 

Ссылки на источники

Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 269–271. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.

Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ОВЗ. – Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.

Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. — 382 с. – URL: https://studfiles.net/preview/6014861/page:17/.

Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.