Инклюзивный урок русского языка для обучающихся третьих классов «Окончание и основа»
Репина Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 г.Новосибирск
Инклюзивный урок русского языка для обучающихся третьих классов
Аннотация. Разработка представляет собой технологическую карту урока русского языка для обучающихся третьих классов – с задержкой психического развития с методическим сопровождением в свете требований ФГОС НОО.
Ключевые слова: технологическая карта урока, инклюзивное образование, требование ФГОС НОО.
В Российской Федерации насчитывается более 1,25 млн учащихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тыс. детей-инвалидов.
Дети с ОВЗ – лица в возрасте до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях для осуществления образовательного процесса в связи со стойкими или временными нарушениями физического и (или) физического и (или) психического развития.
«В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки…». (Ю.Н. Баусов, С.Л.Рубинштейн, Н.Н. Школьникова)
Грамотно составленный индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ обеспечивает развитие каждого обучающегося.
Эффективными методами коррекционного воздействия на эмоционально-познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья являются: создание игровых ситуаций, использование дидактических игр, включение в работу психогимнастики и релаксации для снятия мышечного напряжения и др.
Для детей с задержкой психического развития характерны медленные темпы формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не доходящие до умственной отсталости вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Наблюдается нарушение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, невозможность сконцентрироваться на учебной задаче, снижение концентрации, объема и избирательности внимания. Ребенок работает 5-15 минут, затем 3-7 минут. отдыхает, в результате чего он выпадает из активности.
Чтобы привлечь внимание, запомнить, важно установить связи между новым и известным материалом, соотнести слова с образами. Облегчает запоминание наличие ритма и рифмы, при этом зрительное и слуховое восприятие осуществляется при чтении вслух.
Совместное обучение, взаимодействие и развитие со здоровыми детьми позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя уверенно наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, навыки и умения. В свою очередь, у здоровых детей при таком взаимодействии вырабатывается доброта, отзывчивость, толерантность к «особенным» детям[1].
Эти дети в основном работают в паре с сильными учениками, которые могут оказать максимальную помощь. Обычно дети с ограниченными возможностями сидят в первых рядах, чтобы учитель мог оказать помощь или дать дополнительную подсказку.
Для учащихся третьего класса составлена карта технологии урока, где дети с ограниченными возможностями здоровья находятся наравне со здоровыми детьми.
Технологическая карта
Класс: 3, (2 ребенка с задержкой психического развития).
Предмет: русский язык, УМК – «Перспектива».
Тема учебного занятия: «Окончание и основа».
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Цель: расширить знания детей об окончании слова, его основе .
Задачи:
1. Образовательные:
- Создать условия для формирования знаний об окончании, основе слова, учить находить окончание, основу , выделять их.
– Способствовать развитию логического мышления.
2. Развивающие:
– Создавать условия для развития логического мышления, орфографической зоркости, развитию речи.
– Развивать умение рассуждать.
3. Воспитательные:
– развивать коммуникативные навыки через работу в парах, учить детей быть толерантными
Технологии: ИКТ-технологии, проблемный диалог, здоровьесберегающие
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная.
Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: корень, форма слова, окончание, основа слова.
Планируемые результаты:
а) предметные – умение находить и выделять окончание, основу слова; понимание понятия «форма слова».
б) метапредметные – умение анализировать языковой материал, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение;
регулятивные – умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;
умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока
коммуникативные – умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;
в) личностные – осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;
формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.
Оборудование:
проектор, компьютер, раздаточный материал, компьютерная презентация;
учебник «Русский язык. 3 класс», авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Таблица
Содержание урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационный момент 1 мин |
Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание |
Дети успокаиваются, настраиваются на работу. |
Цель: психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке. |
2. Актуализация знаний 5 мин
|
1. словарная работа. Списать вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Подчеркнуть орфограмму (рис. 1). С..р..ка, м..л..ко, б..рёза, с..л..вей, г..р..х. Р Для детей ОВЗ Карточка- помощница. Сорока, молоко, берёза, соловей, горох.
ис. 1.
- Найдите лишнее слово и объясните почему оно является лишним? |
Дети списывают с доски вставляют пропущенные буквы.
Взаимопроверка.
Ответы на вопрос. |
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество
Познавательные логические УУД: анализ,
обобщение,
синтез. |
2.Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить. Слова «сад - садовый - садовник» - Прочитайте слова. - Как мы можем назвать их одним словом? - Почему мы можем назвать эти слова однокоренными? - Найдём и выделим корень в этих словах.
Для детей ОВЗ Карточка- помощница. Сад -садовый- садовник.
Рис.2
-Что вы помните об этой части слова «корень»? |
- Однокоренными (родственными). - У них есть общая часть, и они близки по смыслу. - Корень сад (обозначают дугой). - Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает. Самостоятельно работают на карточках. Выделяют корень |
||
3. Формулирование темы урока через разгадывание кроссворда. 5 мин
Работа в парах. |
- Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части? - А хотите узнать? - Сейчас поработаем в группах. Прочитайте. На ветви лежат крупной росой. - Можно ли назвать данные слова предложением? Почему? - Измените слова таким образом, чтобы между ними появилась связь и получилось предложение. - Отметьте ту часть слова, которую вы изменили. Эта часть слова называется окончанием. Для чего служит окончание? - Что вы узнали об окончании? Сегодня на уроке будем говорить об окончании. В группе, где сидит ребенок ОВЗ, получают карточку с выделенной неверной частью слова в предложении.
На ветви лежат крупной росой.
Рис. 3 |
- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем. -Да. Правила работы в группе.
- Эти слова не связаны между собой.
- На ветвях лежит крупная роса.
- Окончание служит для связи слов в предложении.
|
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование (прикидка результата). Личностные УУД: смыслообразование (осознание, зачем я это делаю), самоопределение (осознаю себя членом группы). Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество (через работу в статических группах).
Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция. |
4. Постановка учебной задачи. 3 мин |
- Кто может назвать тему урока? - Поставим задачу - чему вы должны научиться? - мы должны узнать? Что такое окончание? Где стоит окончание в слове? Зачем нужно окончание? Как обозначают окончание в словах?) На эти т вопроса мы постараемся найти ответы. |
Отвечают на вопрос Тема урока «Окончание» Формулируют задачи. Я хочу узнать… |
Регулятивные УУД: целеполагание,
планирование |
5. Поиск ответов на поставленные вопросы. 4 мин
Поиск решения проблемной ситуации. |
1.Работа с текстом (рис. 4) Рис. 4. (Дети читают текст на карточке). Кот На крыльце спит пушистый кот Васька. Тёплые лучи согрели кот. Тихо к кот подкрался пёс Шарик. Кот боятся собак. Но Васька спал крепко и не видел приближающегося к нему Шарика. - Ребята, всё ли понятно в этом письме? -Почему? - Что нужно для этого сделать? - Правильно. Нужно поменять окончание у слова «кот». Давайте исправим текст.
У детей с ОВЗ, слово кот подчеркнуто.
Читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова меняются окончания (рис. 5). Рис. 5. - Что мы меняли: само слово или только его окончания? - Выпишите слово КОТ в его разных формах. -Выделим общую часть слова – корень. - Назовите ту часть слова, которая всё время менялась. Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком. Ребята, а зачем мы меняли окончания? |
Работают с текстом
Предлагают варианты решения проблемы: - У слов надо поменять последние буквы, концовку слова.
- Дети выделяют окончания.
Делают выводы: /Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.
|
Познавательные логические УУД: доказательство. |
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.
|
|||
6. Формулирование правила. 3 мин |
- Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор. Уберите неверный ответ и оставьте верный (рис. 6).. 1. Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова. 2. Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова. 3. Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов. 4. Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком. Рис. 6 -Сделаем вывод. По схеме расскажи как найти окончание в слове и выделить его. Рис. 7
- Откройте учебники на странице 113. Прочитаем "Узелки на память" в учебнике и сравним их с нашим выводом. - Обратите внимание! Каждая часть речи изменяется по-разному! Существительные - изменяются по вопросам что? чего? чему? чем? о чём? Прилагательные - какой? какая? какое? какие? К глаголам подставляются слова "я", "ты", "они". |
(На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. Неверный ответ исчезает.)
- Вывод на слайде совпал с нашим выводом. |
Регулятивные УУД: фиксация результата.
Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение.
Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике.
|
7.Физкультминутка. 2 мин |
Музыкальная ИКТ. |
Ученики выполняют двигательные упражнения. |
Цель: снять физическое напряжение. |
8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова» 6 мин. |
- Выполним упражнение № 201 из учебника (устно). -Прочитаем диалог Ани и профессора Самоварова. -Что называют основой слова? Почему у неё такое название? У обучающихся с ОВЗ карточка с примером выделения окончания и основы слова. Рис.8 |
- Дети читают. - Размышляют - Делают выводы. |
Познавательные логические УУД: анализ, синтез. |
9. Закрепление Работа в парах 5 мин |
- Выполним упражнение № 202. - Прочитайте задание - Расскажите ваши шаги Рис. 9 - Вспомним правила работы в парах У детей с ОВЗ карточка рассуждения. Рис. 10 |
Работа в парах. Выписывают: сад, саду, сада, сады, садов, садам, садах. |
Познавательные логические УУД: анализ, синтез. Регулятивные УУД: контроль и коррекция. |
10. Самостоятельная работа. 5–7 мин |
- Поработаем самостоятельно. - Задание на слайде. Рис.11 - Спишите. Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Разберите слова по составу. Самопроверка. Рис. 12 - Разбор слова по составу проговариваем вслух. |
Дети самостоятельно записывают предложения.
САМОПРОВЕРКА
Сверяют свои записи с экраном. |
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение. Самоконтроль. |
11. Домашнее задание 2 мин |
Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 203 стр.115. - Как вы это будете делать? Как найдёте окончание? |
Размышляют и предлагают свои варианты Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание. |
Регулятивные УУД: планирование. |
12. Рефлексия (подведение итога урока) 2 мин
|
Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. (На доске висит плакат с тремя вопросами: Что такое окончание? Где стоит окончание в слове? Зачем нужно окончание? Как обозначают окончание в словах? Что такое основа слова ? Какие части слова входят в основу? Какие трудности вам встретились при разборе слова по составу? Продолжите предложения (рис. 13): «Теперь я знаю….» «Теперь я умею…» Рис. 13 |
Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы. |
Познавательные логические УУД: обобщение.
Регулятивные УУД: самооценка. |
Ссылки на источники
Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 269–271. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.
Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ОВЗ. – Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. — 382 с. – URL: https://studfiles.net/preview/6014861/page:17/.
Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.