12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фидарова Бэла Ирбековна90
Фидарова Бэла Ирбековна, педагогический стаж 45 лет, из них 22 года в должности руководителя учреждения дополнительного образования, 40 лет в должности методиста.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
2

Инклюзивное образование: инфраструктурные, кадровые и методические аспекты организации в УДО. Выступление на педагогическом совете

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»








Инклюзивное образование:

инфраструктурные, кадровые и методические аспекты организации в УДО

(выступление на заседании педагогического совета)



Исполнила:

методист Фидарова Б.И.















Владикавказ, 2021г



Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира. Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия - вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Национальная стратегия действия в интересах детей (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Цели реализации стратегии инклюзивного образования заложены и Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Федеральной целевой программой «Доступная среда». Таким образом, инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в образовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном коллективе, а не в специально выделенной группе в образовательном учреждении. Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование - образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует:

погружению «особого» ребенка в среду сверстников;

включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;

приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;

проявление творческой инициативы и самостоятельности;

определению своей значимости и ценности.

Сфера дополнительного образования детей располагает богатым творческим потенциалом для успешной социальной интеграции детей с особенностями в развитии. В то же время говорить о достаточности имеющихся кадровых, инфраструктурных и методических ресурсов в учреждениях системы ДОД не приходится. Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается, как правило, на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ - по развитию специальных знаний, практических умений и жизненных компетенций;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;

- компетентность педагога с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации педагогов образовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда - доступность кабинетов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Непосредственно проектирование модели инклюзивного образования в учреждении дополнительного образования предполагает создание и реализацию специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, включающих:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного объединения:

- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- повышение практической значимости образования за счет сокращения объема обязательного для изучения материала, разделения содержания образования на «общекультурное» и «профильное», 

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

-  организация занятий, внеучебных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

- организация работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни объединения;

- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном объединении;

-  формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

4. Повышение профессиональной компетенции педагога, получение специальных знаний в области инклюзивного образования.

На сегодня в Центре обучаются пятеро детей с инвалидностью. Это 1 ребенок в Школе раннего развития, 2 девочки в вокальной студии «Рухсана» и 2 девочки в объединении «Я познаю мир». Для троих разработаны адаптированные образовательные программы. Особенно серьезные проблемы у Тотиковой Амины, в вокальной студии «Рухсана». У ребенка умственная отсталость, большие проблемы с речью. Но у нее есть прогресс. Первое полугодие девочка занималась только индивидуально. Сейчас педагог сочетает индивидуальные и групповые занятия, девочка лучше идет на контакт, воспринимает задания, хотя и отвлекается на присутствующих. Есть прогресс и у Пухаева Дамира, обучающегося Школы раннего развития. Он занимался в прошлом году, но не освоил программу. В этом году он заново обучается по тем же дисциплинам и усваивает материал значительно лучше. Две другие девочки успешно осваивают обычные образовательные программы на одном уровне с другими ребятами и не нуждаются в адаптированных программах.

С целью организации инклюзивного образования в Центре необходимо:

Разрабатывать адаптированные образовательные программы, учебные планы и другое методическое обеспечение образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью;

При разработке методического обеспечения и обучении ребенка использовать рекомендации ИПР ребенка;

Продолжить работу по организации «безбарьерной» среды в Центре «Нарт»;

По возможности создавать средства архитектурной доступности в Центре «Нарт»;

Ввиду отсутствия в штате Центра должностей «Психолог», «Дефектолог» и др., необходимых для психолого- педагогического сопровождения образовательно- воспитательного процесса, использовать возможности сетевого взаимодействия учреждения с Центром «Доверие»;

Учебный процесс строить в атмосфере психологического комфорта, сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, проводить воспитательную работу с обучающимися, направленную на формирование толерантного отношения к «особенным» детям;

Использовать все возможности для формирования позитивной мотивации к учебной деятельности у детей с ОВЗ и инвалидностью, привлекать их к участию в конкурсных учебных и внеучебных мероприятиях; использовать адекватные возможностям детей способов оценки их учебных достижений;

Организовать взаимодействие с родителями «особенных» обучающихс в духе взаимоподдержки и понимания, совместной ответственности за ребенка;

Использовать возможности самообразования для повышения профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.

В заключении хочется отметить, что дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки. В этой связи предполагается активное использование инклюзивного потенциала дополнительного образования детей, содержание которого изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и результаты дополнительного образования детей определяются при участии самих детей на основе сделанного ими выбора. Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.