Статья «Место и роль ИКТ в организации методического кабинета в дошкольном учреждении»
Место и роль ИКТ в организации методического кабинета
в дошкольном учреждении
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток не только на развитие личности современного ребенка, но и мотивирует педагогические кадры на повышение своей ИКТ - компетентности.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или нет, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс не только школ, но и дошкольных учреждений.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность.
Одним из путей повышения ИКТ - компетентности педагогов и качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является методическая работа.
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет.
Методический кабинет ДОУ – это:
· центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогически опыт и т.д.);
· центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства),
· центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении.
Целью деятельности методического кабинета является создание единого информационного и методического пространства.
Задачи методического кабинета:
· создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников;
· создание условий для обучения всех участников образовательного процесса новым технологиям обучения и воспитания;
· диагностирование запросов и корректировка методических затруднений педагогов
· развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому росту, проявления своей педагогической индивидуальности;
· распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 среди необходимых умений для осуществления деятельности по реализации программ дошкольного образования отмечается «Владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста…»
ИКТ – компетентность - понятие охватывает знания, навыки и понимание, необходимые для должного, безопасного и эффективного использования ИКТ в целях обучения и познания в профессиональной деятельности педагогов.
Прежде всего, это общие представления о совокупности используемых программ, т.е. программном обеспечении, которое бывает системное (операционная система windows, драйверы устройств, программы-архиваторы: WinRAR, Win ZIP, антивирусные программы) и прикладное.
Использование средств ИКТ универсального назначения предполагает:
– овладение общепринятыми инструментами работы в личном информационном пространстве на компьютере (файловыми операциями и графическим интерфейсом);
– освоение пользовательских навыков в применении элементарных возможностей офисных технологий;
– использование технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет;
– использование электронной почты и технологий сетевого общения;
– общее представление о мультимедийных и сетевых образовательных ресурсах.
Примеры прикладного программного обеспечения:
Microsoft Word - текстовый редактор, позволяет готовить тексты и создавать рисунки;
Power Point - программа для создания и проведения презентаций;
Paint – графический редактор, позволяет создавать и редактировать рисунки;
Microsoft Excel - Предназначен для обработки данных в табличной форме;
Мультимедиа проигрыватели - предназначены для воспроизводства звука, анимации и видео.
Использование Интернета помогает педагогу в поиске материалов для учебной, методической, воспитательной работы; позволяет обмениваться педагогическим опытом, необходимыми документами; является одним из способов самообразования; делает возможным создания собственных сайтов и сайтов образовательных учреждений.
Еще одним примером использования ИКТ в методическом кабинете, может быть Web-портфолио педагога. (…)
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации. Они подразумевают использование:
- информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение;
- информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти;
- мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.;
- аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски.
Оснащение образовательного учреждения должно способствовать овладению педагогами современными технологиями.
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Однако внедрение ИКТ в систему дошкольного образования возможно лишь при повышении профессиональной информационной культуры самих педагогов.
Необходимо создать и поддерживать в дошкольной образовательной организации атмосферу учащегося сообщества, в котором люди ценят знания, ежедневно учатся друг у друга и поддерживают друг друга.
Если коллективу ДОУ удастся освоить эти направления, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Литература
Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Иван Калаш. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор, -ЮНЕСКО, 2011.
Кулаева А.В., Л.А. Хохлова. Статья «ИКТ-компетентность - требование профессионального стандарта педагога». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10, 2014 г. МЦФЭР образования.
Шишкина М.Е. Возможно ли использование ИКТ в детском саду? Сборник научных статей «Социалогия ИКТ», выпуск I, составитель и отв. Ред.: кандидат социологических наук Н.И. Комарова, http://screen.ru/ikt/index.html