Статья «Инновационная методическая система преподавателя иностранного языка в рамках наставничества»
«ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ НАСТАВНИЧЕСТВА»
Чекалкина С.Л., преподаватель иностранного языка, высшая категория
БПОУ УР «Воткинский промышленный техникум», г. Воткинск
Аннотация: В инновационной методической системе преподавателя иностранного языка в рамках наставничества внедрение пилотной программы «The Tutors - Наставники», где в качестве наставника выступает студенты старших и младших курсов позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника и привлечь будущих студентов к выбору профессии.
Ключевые слова: инновационная методическая система, наставники, профессиональное образование, выбор профессии, студент.
"INNOVATIVE METHODOLOGICAL SYSTEM OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF MENTORING"
S.L. Chekalkina, foreign language teacher, highest category
Abstract: In the innovative methodological system of a foreign language teacher within the framework of mentoring, the introduction of the pilot program "The Tutors - Mentors", where senior and junior students act as a mentor, allows solving the urgent problem of adaptation to new learning conditions, organizing individual support of the student with the support of a mentor and attracting future students to choose a profession.
Keywords: innovative methodological system, mentors, vocational education, choice of profession, student.
В инновационной методической системе преподавателя иностранного языка в рамках наставничества внедрение пилотной программы «The Tutors - Наставники», реализующего Целевую модель наставничества в образовательной организации БПОУ УР «Воткинский промышленный техникум» в формах «студент-студент» и «студент-будущий студент», где в качестве наставника выступает студенты старших и младших курсов позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника и привлечь будущих студентов к выбору профессии.
Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формирование профессиональных компетенций и «мягких» навыков.
Обеспечение высокого уровня включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы, формирование системы студенческого сообщества представляется особенно эффективным через внедрение Целевой модели наставничества.
Однако реализация программы наставничества в студенческой среде, основанная на принципе «равный — равному» (формы: «студент-будущий студент» и «студент-студент» недостаточны изучены научным сообществом и представляет для нас особый интерес.
Срок реализации программы: сентябрь 2022 — июнь 2023.
Актуальность программы «The Tutors - Наставники» обусловлена следующими факторами:
необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательной организации;
отсутствием форм наставничества «студент-студент» и «студент-будущий студент» в БПОУ УР «Воткинский промышленный техникум» при наличии высокой потребности со стороны обучающихся;
необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность, индивидуального сопровождения;
потребностью производственных предприятий в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills);
потребностью образовательной организации в привлечении и выявлении обучающихся/ будущих студентов к правильному выбору профессии.
Цель программы «The Tutors - Наставники»— адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников программы, создание условий для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся посредством внедрения Целевой модели наставничества в БПОУ УР «Воткинский промышленный техникум» в формах: «студент-студент» и «студент-будущий студент» через проведение мероприятий в период 2022–2023 учебного года.
В ходе реализации программы «The Tutors - Наставники» решается проблема отсутствия в техникуме практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса, а также проблема – привлечение новых будущих студентов. Такая форма наставничества как «студент – будущий студент» предполагает взаимодействие студентов техникума и школьников (будущие студенты техникума), при котором наставники должны находится на более высокой ступени образования и обладать организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими им оказать весомое влияние на наставляемого(-мых), лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Возможные варианты программы - вариации ролевых моделей внутри формы «студент – будущий студент» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника.
Организаторами и ведущими мероприятий (наставниками) выступают студенты техникума. Представлены современные формы работы с обучающимися. Предполагается привлечение стейкхолдеров, выход проекта за пределы образовательной организации, трансляция в СМИ.
Представленные в ходе реализации программы мероприятия направлены на организацию продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент-студент», «учебная группа студентов старших курсов — учебная группа студентов младших курсов», «студент - группа будущих студентов».
В ходе реализации программы были достигнуты следующие результаты:
изучены материалы, нормативные документы, связанные с вопросом наставничества;
рассмотрены основные понятия исследования уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в техникуме и проведён анализ запросов студентов 1 курсов с целью выявления их потребностей в наставнике; проведено анкетирование студентов 2-4 курсов БПОУ УР «Воткинский промышленный техникум» с целью выявления интереса к наставнической деятельности, возможностей стать наставником;
организована работа проектной команды наставников и наставляемых;
проведён (промежуточный) анализ эффективности внедрения программы в студенческой среде техникума.
Анализ данных анкет, беседы, наблюдения, опроса позволяет сделать вывод, что внедряемая практика наставничества даёт положительный результат: наставляемые развили свои «мягкие» навыки, раскрыли творческие, организаторские способности, переходя из категории «зрители» в категорию «соучастники» и «соорганизаторы». В результате реализации программы «The Tutors - Наставники» достигнуты положительные показатели работы: наблюдается повышение уровня адаптированности студентов (рис. 1):
Рис. 1. Динамика показателей адаптации студентов к группе
На 7 % увеличилось количество студентов с показателем «средний уровень адаптированности в группе», на 3 % повысилось количество студентов с показателем «высокий уровень адаптированности в группе». Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой) Рис.1. Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой).
Программа включает работу по нескольким направлениям: профориентационная деятельность, основы лингвистической и финансовой грамотности, здоровьесбережение, культурно-просветительские мероприятия.
Представленная программа является инновационной, уникальной, так как направлена на внедрение новых или значительно улучшенных практик, методов в деятельность образовательной организации, внедрение актуальных практик наставничества. Программа предполагает дальнейшее расширение целевой аудитории, привлечение новых партнёров, увеличение количества мероприятий, варьирование форм организации мероприятий, привлечение обучающихся не только нашего учебного заведения, а также школ нашего города. Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в техникуме сопровождается преодолением первокурсниками различных трудностей: студентам приходится привыкать к новой системе обучения, коллективу, системе отношений с преподавателями, условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами студенты первого курса не в силах справиться самостоятельно. Программа «The Tutors - Наставники» позволяет решить проблему адаптации студентов к жизни в техникуме, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющими профессиональными компетенциями и soft skills.
Список литературы
1. Приказ Министерства Образования и науки Удмуртской Республики от 16.02.2022 г. — № 255 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся образовательных организаций Удмуртской Республики»
2. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003
3. Морин, А. Е. Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 56-58.
4. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149).
5. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестник КемГУКИ. — 2018. — № 18. — С.198.