Статья «Инновационная образовательная деятельность педагогов ДОУ в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
«Инновационная образовательная деятельность педагогов ДОУ в художественно - эстетическом развитии дошкольников»
Идеальная цель образовательной деятельности, к которой в современной действительности стремится каждый педагог ДОУ, – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребёнка.
Согласно ФГОС ДО, художественно - эстетическое развитие предполагает «формирование у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей…» [1].
С целью реализации в полной мере требований ФГОС ДО, в соответствии с приоритетным осуществлением деятельности ДОУ по художественно – эстетическому направлению в МКДОУ д/с № 13 реализуется управленческий проект «Управление инновационной деятельностью в художественно-эстетическом развитии дошкольников», предполагающий активное взаимодействие всех участников образовательных отношений. В ходе реализации проекта в ДОУ создаются условия, способствующие художественно - эстетическому развитию воспитанников, обеспечивающие самореализацию, эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала.
Проект предполагает пять компонентов системы работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей:
Развивающая предметно-пространственная среда;
Кадровое обеспечение;
Обновление содержания образовательной деятельности;
Взаимодействие с родителями;
Социальное партнёрство.
Постоянный творческий поиск педагогов ДОУ позволяет найти самые разнообразные современные образовательные технологии, способствующие художественно-эстетическому, духовно-нравственному и культурному развитию детей.
Начиная с раннего возраста, воспитатели приобщают малышей к миру прекрасного и обучают их различным нетрадиционным изобразительным техникам, применяя проектный метод, реализуя такие педагогические проекты, как «Знакомство с дымковской игрушкой», с детьми среднего и старшего дошкольного возраста - «Чудесный граттаж», «Мир пластилинографии», «Яркие макароны», «Апсайклинг», «Волшебная соль», «Живут в России разные народы с давних пор». В рамках инновационной технологии «музейная педагогика» реализуется проект «Моя коллекция».
Воспитатели групп раннего возраста стараются разнообразить методы и приемы изобразительной деятельности, аппликации и лепки, а также материалы, которые используют при этом: рисование марлей, вилкой, тычком, ватной палочкой, ватными дисками, солью, манкой и песком, свечой, пёрышком, листьями деревьев, воздушно-пузырчатой плёнкой, пальчиками, ладошками, штампами, нитью, губкой или поролоном, набрызгом, расчёской, восковыми мелками, мыльными пузырями, техники граттаж, пластилинография, обрывная и мозаичная аппликация, айрис фолдинг (радужное складывание), техники монотипии, кляксографии, аппликация из макаронных изделий и круп, поделки из природного и бросового материала – «апсайклинг» и т.д. Применение нетрадиционных техник дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, что так необходимо для полноценного развития малышей.
Художественно-эстетическое развитие воспитанников нашего детского сада не ограничивается только изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью. Педагоги широко применяют информационно-коммуникационные технологии, одна из них – анимационная деятельность, создание мультфильмов. Для создания мультфильмов выбрана техника «стоп-моушн» - оживление неподвижных объектов. Детьми в совместной с педагогами творческой деятельности в рамках мультимедийной студии «Юные мультипликаторы» созданы мультфильмы «Котёнок на дороге» с применением тико-конструирования, «Баба Яга и Правила дорожного движения», «Парад Победы», «Сказ про то, как светофор появился», «Весёлая ферма», эко-мультфильм «Загрязнение атмосферы», «Маленькие герои большой войны» (о животных ВОВ), м/ф по пожарной безопасности «Случай в лесу», мультфильм-поздравление к юбилею детской городской библиотеки «Поздравление книжного червячка», анимационное поздравление для пап «С Днем Защитника Отечества».
Педагогами созданы и систематически пополняются инновационные игровые методические комплекты по авторской технологии «Кэнадроум» (загадка, головоломка) и «Юный кондитер», предполагающие создание очаровательных игрушек-головоломок, занимательных вязаных конструкторов. Молодые воспитатели, пополнившие педагогический коллектив детского сада, активно поддерживают включение инновационных технологий и техник в образовательную деятельность. Ими созданы многофункциональные эстетически оформленные вязаное пособие для сюжетно-ролевой игры «Фрукты, овощи, ягоды, грибы» и развивающая игра из фетра «Магнитная рыбалка», с которыми очень любят играть дети в различные развивающие игры.
Большой популярностью у детей пользуются также виды гимнастики танцевальной направленности, что является одним из эффективных средств вовлечения детей в занятие физическими упражнениями. Одной из популярных форм двигательной активности, которые инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель применяют в образовательной деятельности с нашими детьми, можно назвать «физкультурно - показательные» выступления, которые включают в себя элементы увлекающего детей черлидинга, сочетающего в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика и акробатика), способствующего физической и координационной готовности к выполнению простейших упражнений.
Кроме того, музыкальный руководитель использует в музыкальной деятельности такие образовательные технологии, как анимационные танцы и флешмобы, квесты, игры с инструментами, музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика, ритмопластика, коммуникативные танцы, элементы музыкальной импровизации, музыкотерапия и эстетотерапия, ритмодекламация под музыку и эвритмия. В детском саду с одарёнными детьми занимаются в танцевальной группе «Конфетти», вокальном ансамбле «Весёлые нотки», театральной студии «Лицедеи», изостудии «Волшебная кисточка».
Проведение мастер-классов и консультаций с родителями позволяет обучить их данным техникам и приобщить к совместной с детьми творческой деятельности, что позволяет активно и результативно принимать им участие в конкурсном движении на различных уровнях, получить и обогатить опыт в творческой деятельности, стать в дальнейшем социально успешной личностью. Активными участниками образовательной художественно-эстетической деятельности является 87% родителей воспитанников нашего ДОУ.
«Программа развития МКДОУ д/с № 13 на 2017-2021гг.» предполагает выполнение следующих направлений: п.2. «Совершенствование условий реализации» ФГОС ДО и п. 5. «Организация дополнительных платных образовательных услуг» [2]. В ДОУ ведётся работа в этом направлении.
Ожидаемые результаты управленческого проекта:
1.Повышение качества образования в ДОУ, повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
2.Создание условий, направленных на эмоциональное благополучие каждого ребёнка, посредством включения в образовательную деятельность современных технологий по художественно-эстетическому воспитанию.
3.Получение лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг в МКДОУ д/с № 13.
4.Создание на базе МКДОУ д/с № 13 инновационной площадки «Инновационная образовательная деятельность педагогов ДОУ в художественно-эстетическом развитии дошкольников».
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019г.
2.«Программа развития МКДОУ д/с № 13 на 2017-2021гг.»