Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
Презентация к выступлению
PPTX / 706.95 Кб
/data/files/t1669646406.pptx (Презентация к выступлению)Выступление на педагогическом совете
Кучукова К.Р., воспитатель
Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования.
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
1 слайд.
В Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.
2 слайд. Основные инновации пятого издания Программы:
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
3 слайд.
Событийное образование – альтернатива традиционному
способу обучения
Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся ребёнком как значимая в его собственном образовании: ребёнок – активный участник происходящего
Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети, и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний.
4 слайд
Цель образовательного события
Цель: усвоение учебных знаний и окружающего мира, развитие свободной творческой личности через:
нетрадиционные формы
повышение познавательной активности детей
вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс
5 слайд
Принципы деятельности педагога
при организации образовательного события:
самое главное – подходить к организации события творчески
предоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций
стараться не сдерживать инициативы детей.
не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно
помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы
стараться избегать оценочных суждений
6 слайд
Ожидаемый результат образовательного события
Формирование целостной, разносторонней эмоционально развитой личности
7 слайд
Уровни организации событийности
в процессе проведения ООД
в процессе режимных моментов
в процессе индивидуальной и групповых форм
8 слайд
Специфика организации событийного образования
Возрастная ступень | Главное и привлекательное в событии (для детей) | Возможные формы (для педагога) |
Дошкольники | Сюжет Игра Познавательно-исследовательская деятельность | Игра – сюжет Событие -праздник Событие -конкурс Событие – познавательная игра |
9 слайд
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий
В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения
Образовательные события способствуют интеграции образовательного процесса
Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на всестороннее развитие личности ребёнка
10 слайд
4. Позволяют систематизировать, обобщить и свести знания детей в единую гармоничную картину окружающего мира;
5. Способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребёнка к обучению;
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность вырабатывать навыки саморазвития и самообучения;
7. Образовательные события способствуют успешной социализации ребёнка.
11 слайд
Этапы организации образовательных событий
1 этап: подготовка к образовательному событию
2 этап: определение тематики (мотивация) образовательных событий
3 этап: определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов
4 этап: проведение образовательного события (практический)
5 этап: рефлексия, эффект от участия в образовательном событии
12 слайд
Примерные темы образовательных событий (Н. В. Федина)
• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества)
• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей)
• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных)
• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра)
• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери)
• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
13 слайд
Ценность образовательного события
Событие создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
14 слайд
Вывод: Образовательное событие в ДОУ представляет обучающий процесс, интегрированный в новое пространство, благодаря чему, помимо образования, он также помогает улучшать социальные навыки его участников.
15 слайд
Спасибо за внимание!