Статья «Биоэнергопластика как инновационная технология в развитии речи детей дошкольного возраста»
Любавина Анна Андреевна
учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида»
г. Казань
Биоэнергопластика, как инновационная технология в развитии речи детей дошкольного возраста
В публикации рассказывается об опыте применения приемов биоэнергопластики у детей с нарушениями речи, а также в качестве пропедевтики речевых нарушений среди дошкольников. Кратко описана методика обучения дошкольников приемам биоэнергопластики.
Дошкольный возраст имеет большое значение в становлении и формировании речи ребенка. Овладение речью происходит в результате согласованной деятельности многих областей головного мозга.
В современном мире мы наблюдаем все большее количество детей с речевой патологией. Нарушения речи многообразны и многогранны. Это и ненормативное произнесение звуков, и наличие в речи аграматизмов, и недостаточный словарный запас, а также нарушения темпа и плавности речи. В коррекционных группах все реже встречаются дети с простой дислалией (нарушением произношения отдельных звуков). На сегодняшний день, более 60% детей логопедической группы нашего дошкольного учреждения имеют неврологическую симптоматику.
Важно отметить, что целевыми ориентирами речевого развития ФГОС ДО в старшем дошкольном возрасте являются такие показатели, как: достаточное овладение устной, диалогической речью, возможность выражать мысли и желания, развитые фонематические процессы.
Дошкольникам с речевыми нарушениями невозможно в полной мере овладеть речевыми навыками без коррекционной помощи. К счастью, логопедии существует большое количество методов и приемов коррекции. Однако, процесс формирования правильных речевых навыков достаточно длителен и однообразен. Проводя традиционные занятия, трудно бывает удержать внимание детей, интерес к коррекционно-образовательной деятельности. Это подталкивает педагогов к поиску новых интересных для детей приемов. Работа с дошкольником непременно должна быть эмоционально насыщенной и разнообразной.
В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Для ее решения я в своей работе активно применяю биоэнергопластику. Ее автором является Ирина Курис. Она использовала биоэнергопластику, как один из элементов психогимнастики. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование биоэнергопластики значительно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков, поскольку работающая ладонь значительно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
В специальной литературе многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности. И.П. Павлов отмечал, что любая мысль заканчивается движением, ссылаясь на тот факт, что многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании, постукивании ручкой по столу и пр. Поэтому важно помнить, что для обучения необходимо движение. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии.
Овладевают упражнениями биоэнергопластики дети постепенно, непременно под руководством педагога. Сначала необходимо познакомить детей со стандартными упражнениями артикуляционной гимнастки, затем к упражнениям перед зеркалом можно подключать ведущую руку ребенка. Как только движения освоены, рука ребенка движется плавно в соответствии с движениями органов артикуляции, то к работе подключается и вторая рука. Так, постепенно дошкольники переходят к одновременному выполнению упражнений органами артикуляции и обоих рук. Как только ребенок справляется и с этой задачей, постепенно можно отходить от зрительной опоры – зеркала. Так, можно уже использовать упражнения биэнергопластики на групповых и подгрупповых формах работы.
Первоочередными в моей работе, как логопеда, являются направления по развиваю артикуляционной и мелкой моторики, однако приемы биоэнергопластики позволяют параллельно решать несколько задач: развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики, нормализация звукопроизношения, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи.
Учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, биоэнергопластика позволяет визуализировать многие абстрактные понятия, такие как звук и артикуляция. А соединение опыта кинезиологии, нейропсихологии и биоэнергопластики позволяет сократить время занятий, расширив спектр коррекционного воздействия.
Для поддержания интереса детей в своей работе я использую авторские сказки, игровые приемы с привлечением различных перчаточных кукол и персонажей. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики применяются во многих лексических темах под разными образами.
Так, оставаясь, в рамках одной лексической темы я и расширяю словарный запас, отрабатываю с детьми грамматические категории, развиваю артикуляционную и тонкую моторику, развиваю фонематические процессы и связную речь, используя авторские печаточные куклы.
На сегодняшний день, в моем кабинете присутствую перчаточные персонажи по темам «Домашние и дикие животные», «Народы мира», «Птицы», «Инструменты» и другие. Перчаточный театр постоянно расширяется, дополняется новыми интересными играми и упражнениями.
Приемы биоэнергопластики нашли отклик и в сердцах воспитателей. Они с интересом используют их в совместной деятельности.
Хочу отметить, что использование элементов биоэнергопластики, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста, является эффективным способом пропедевтики речевых нарушений.
Таким образом, приемы биоэнергопластики являются перспективным направлением работы, которое может успешно использоваться с детьми, имеющими нарушения речи.
Список использованной литературы:
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. -- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.