12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
*23 |
Программа дополнительного образования с одаренными детьми дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Собинского района детский сад №1 «Колобок»
Утверждено на заседании
педагогического совета № 1
от «__18_»_августа__2017 года
МБДОУ детский сад № 1 «Колобок»
_____С.С.Сухорукова
для одаренных и способных детей среднего и старшего дошкольного возраста
(литературный кружок с учетом регионального компонента «Юные чтецы»)
Программу разработала рабочая группа педагогов в составе:
Тощева О.А., Титова А.Г., Грачева А.В.,
г. Собинка
Содержание программы | |||
№ | Наименование | Страница | |
1 | Пояснительная записка | 3 | |
2 | Подготовительный этап | 6 | |
3 | Практический этап | 8 | |
3.1 | Организация взаимодействия с социумом (сотрудничество с писателями, поэтами, художниками родного края) | 10 | |
4 | Используемая литература | 13 | |
Приложения к программе (полное содержание приложений на диске) | |||
1 | Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева) | ||
2 | Мониторинг по развитию речи | ||
3 | Критерии оценки к смотру-конкурсу центров развития речи | ||
4 | Анкета для родителей «Развитие речи в кругу семьи» | ||
5 | Паспортизация центров развития в группах | ||
6 | Табель посещаемости кружка детьми | ||
7 | План взаимодействия с социумом | ||
8 | План сотрудничества с писателями, поэтами, художниками Собинского района | ||
9 | Материалы участие одаренных детей ДОУ в районном конкурсе «Певец Владимирских проселков» 2017 г. | ||
10 | Материалы участие одаренных детей ДОУ в VIII-м областном конкурсе «Русская краса» 2017 г. | ||
11 | Материалы участия одаренных детей в первом открытом фестивале-конкурсе среди ДОУ г. Собинского района «Театральная карусель» 2017 г. | ||
12 | Материалы по ознакомлению с русским бытом прошлого столетия в «Русской избе» | ||
13 | Участие одаренных детей в литературной гостиной ДК на презентации книги «Особинка» | ||
14 | Участие в районном конкурсе «Зеркало природы 2017» | ||
15 | Первая детская литературная АКЦИЯ «С любовью к Родине» | ||
16 | Презентации о творчестве поэтов (на электронном носителе) | ||
17 | Материал к занятию «Знакомство с творчеством поэта С.Н.Жучкова» | ||
18 | Детские стихотворения поэтов Собинского района | ||
19 | Упражнения по артикуляции | ||
20 | Методическая литература | ||
21 | Диск с материалами (работа, приложения полностью) |
Пояснительная записка
Маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм – это то, что полезно нашему человеческому организму. Все, что нас окружает: смена дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму. Стихи развивают психические процессы организма ребенка: память, речь, восприятие, помогают легко и весело изучить окружающий мир. Стихи – это зарифмованные строчки. Ребенок, повторяя их, говорит полными предложениями. Заучивание стихотворений развивает долговременную память, которая остается на всю жизнь. И чем раньше начать ее развивать. Тем лучше. К тому же, повторение стихотворений улучшает произношение. Но это техническая сторона создания литературного кружка «Юные чтецы», но существенное значение имеет еще и другой фактор – это воспитание любви к родному краю через художественное слово.
Почему мы, творческая группа педагогов ДОУ, взяли за основу в развивающем направлении литературного кружка «Юные чтецы» региональный компонент, потому, что наш край богат выдающимися творческими людьми в области литературы и изобразительного искусства. Детей необходимо знакомить с их творчеством, организовывать встречи с ними, начиная с дошкольного детства через родную природу, культурное наследие: памятники архитектуры, искусства, художественные традиции и т.д. Надо помочь детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой родине, к своему дому. Научить их воспринимать всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие, национальные и культурные ценности.
Взаимодействие с социумом расширяет возможности глубже знакомить детей с особенностями, обычаями, традициями, историей родного города, красотой малой родины.
Заказчик программы:
Родители (законные представители) воспитанников, с учетом интересов детей
Программное содержание:
Выявить одаренных и способных детей, активизировать их познавательный интерес к литературному искусству через беседу, знакомство с творчеством поэтов Собинского района, через организацию встреч с творческими личностями, участие в литературных конкурсах одаренных и способных детей. Привить детям любовь к малой родине через художественное слово писателей, поэтов, творчество художников Владимирского края, Собинского района.
Задачи:
знакомство детей с произведениями писателей и поэтов, творчеством художников Владимирского края, Собинского района;
создание условий для поддержки творческой инициативы, самостоятельности и самореализации;
создание благоприятной развивающей среды для развития памяти, внимания, мышления, речи.
создание условий, способствующих умению слушать и понимать услышанное, учить стихотворения и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы один учебный год, который включает 30 занятий в год, 1 раз в неделю. Для детей 5-6 лет – 25-30 мин.
Форма организации учебной деятельности:
Групповые, индивидуальные занятия
Планируемые результаты:
Дети с интересом разучивают, рассказывают стихотворения, стремятся, своим чтением, приносить радость слушателям;
Повышается уровень произвольной памяти, внимания у детей, уровень развития речи;
Расширяется кругозор знаний о детской художественной литературе, писателях и поэтах, их произведениях, творчеством художников родного края
Подготовительный этап
Творческой группой педагогов ДОУ был проведен мониторинг семей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по развитию речи, приобщению детей к литературе и чтению в кругу семьи, выявлению способных детей. Также, проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на соответствие условий, способствующих успешной реализации программы, проведена паспортизация групп и помещений. Результаты показали следующее, что 69% семей отдают предпочтение чтению литературы детям, 61 % детей любят и ждут, когда им будут читать, но пересказ услышанного желает лучшего: 31% из опрошенных семей дети с удовольствием пересказывают, 52 % - по просьбе и с помощью взрослого, а 17 % - не придают значения пересказу. Радует, что более 50% семей воспитанников испытывают желание в участии детей в литературных мероприятиях.
Анализ условий показал, что среда создана с учетом ФГОС, но требует развития и пополнения. Проведенная паспортизация в группах позволяет контролировать состояние среды и условий в группах в целом, наполняемость центров развития и способствует более организованной деятельности педагогов при работе с детьми. В ДОУ есть мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с национальным колоритом, русским бытом, где, еще с младшего дошкольного детства прививаются интерес и любознательность к родному краю через УНТ: потешки, стишки, колыбельные песенки.
Для выявления способных и одаренных детей использовали методику экспертных оценок по определению одарённых детей (автор А.А. Лосева) (см. в прил.). Данная методика заключается в следующем: перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дается оценка в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставим 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогают в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, и т.д. Результаты диагностики показали, в нашем учреждении 14 детей имеют ярко выраженные способности в литературной сфере.
Проанализировав все эти аспекты (условия, способности и заинтересованность детей, запрос родителей), перед нашей творческой группой встала задача разработать такую модель или способ, с помощью которого можно воспитать, развить и сохранить в детях любовь к родному краю через творчество поэтов и художников Собинского района, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развить умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, начиная с самых малых ее проявлений: в полете бабочки, стрекотании кузнечика, журчании ручья, развить умение рассказать об этой красоте. Решением стала разработка программы «Юные чтецы» с учетом регионального компонента.
Реализация регионального компонента, который является важнейшим составляющим современного образования, одна из годовых задач нашего ДОУ.
Практический этап реализации программы
Работа в литературном кружке «Юные чтецы» проводится с учетом реализации задач образовательных областей ФГОС ДО, которые тесно взаимосвязаны между собой.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- создание условий для приобщения детей к социально-культурным ценностям своей малой родины;
- воспитание патриотических чувств, любви к своей малой родине через ближайшее окружение.
- расширение представлений о родном крае через художественное слово.
Форма работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Беседы | Доброжелательное отношение к окружающим, соблюдение правил культуры поведения в общественных местах | Познавательная мотивация, понимание чувств и настроение передаваемое в художествен-ных произведениях, положительная самооценка. | Представления о родном крае через экскурсии, беседы, художественное слово Собинских поэтов, писателей, художников. | Эмоциональная отзывчивость; доброжелатель-ность; осведомлен-ность; уверенность. |
Экскурсии | ||||
Посиделки в «Русской избе» | ||||
Участие в литературных мероприятиях: -встречи с поэтами Собинского района, - акции, - конкурсы, - проекты |
В образовательной области «Речевое развитие»:
- развитие интереса и потребности в чтении, эмоционально-образное восприятие произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения и т.д.);
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- воспитание чувства чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном в художественном творчестве (изобразительном, художественно-речевом)
Форма работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Экскурсии | Воспитание умения чувствовать прекрасное | Способность создание образа через восприятие художественного слова. | Высказывание суждения о красоте природы | Любознатель-ность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание. |
Фольклорные фестивали народного творчества | ||||
Календарные праздники |
Форма работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||||
Беседы | Культура речи; формирование бережного отношения к книге; эстетическую культуру. | Инициативность; словотворчество, чувство юмора; интерпретацию литературного образа, чуткость к описаниям, эпитетам. | Умение пользоваться средствами общения; знание литературных произведений Собинских поэтов и писателей; выразительное чтение стихотворений, участие в литературных мероприятиях | Раскрепо щенность; активность; уверенность в себе; инициатив- ность; эмоцио- нальность. | ||
Упражнения по звуко-произношению и артикуляции. | ||||||
Знакомство с творчеством поэтов Собинского района | ||||||
Разучивание стихотворений | ||||||
Участие в литературном мероприятии (встреча с поэтами, участие в литературных конкурсах разного уровня). | ||||||
Речевое творчество/ сочинительство |
3. Организация взаимодействия с социумом (сотрудничество с писателями, поэтами, художниками родного края)
№ | Тема занятия, краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности | Дата проведения | Отметка о реализации |
1 | Вводное занятие Беседа «Как рождаются стихи» Подготовка к литературной гостиной «Особинка»: (по страницам выученных стихотворений) | 13.09.2017 | реализовано |
2 | Участие детей в литературной гостиной, посвященной презентации новой книги Собинских поэтов «Особинка» в ДК г. Собинка | 19.09.2017 | реализовано |
3 | Беседа «Осень в стихотворениях поэтов г. Собинки»: «Таинственный лес», «Листопад» Н.Орлова; «Октябрь» Суфьянова Г.Ф. | 04.10.2017 | реализовано |
4 | Презентация «С.Н.Жучков – детский поэт» Чтение стихотворений С.Н.Жучкова Заучивание стихотворения «Молоток» (С.Н.Жучков) | 11.10.2017 | реализовано |
5 | Беседа по творчеству, образу жизни, увлечениях поэта С.Н.Жучкова Артикуляционная гимнастика (Картотека чистоговорок) Повторение стихотворения «Молоток» (С.Н.Жучков) Выбор стихотворений воспитанниками по желанию | 18.10.2017 | реализовано |
6 | Экскурсия в ДК «Творческая гостиная» Выставка картин Собинского художника Степанова В.И. пейзажи Собинского края Беседа «В чем сходство творчество художника и поэта» | 25.10.2017 | реализовано |
7 | Готовимся к встрече с поэтом: повторение стихотворений С.Н.Жучкова, отработка дикции, четкого произношения, артикуляция (карточка 1-6); | 08.11.2017 | реализовано |
8 | Литературная гостиная в « У нас в гостях поэт» Встреча с детским поэтом Жучковым С.Н. | 15.11.2017 (10.00) | реализовано |
9 | Знакомство с творчеством поэтессы г. Лакинск, Собинского Галиной Усановой Презентация «Творчество поэта и художника» Заучивание стихотворения «Родимый край» | 22.11.2017 | реализовано |
10 | Конкурс чтецов среди воспитанников детских садов: №1, №3, №7. Произведения поэтов родного края. | 29.11.2017 | |
11 | Знакомство с творчеством поэтессы г. Собинки Надежды Орловой Презентация «Творчество поэта и художника» Заучивание стихотворения «Кот обижен» | 06.12.2017 | |
12 | Беседа «Как зимуют звери в лесу» Чтение стихотворения «Волки» Галины Усановой. Артикуляция (карточка 7-12) Заучивание стихотворения «Детки, вешайте кормушки» Г. Усановой (к акции «Покормите птиц зимой». | 13.12.2017 | |
13 | Знакомство с творчеством поэта Владимира Алексеевича Солоухина. Чтение стихотворения «А горы сверкают своей белизной» | 20.12.2017 | |
14 | Беседа «Зимние праздники в России» Надежда Долбилова «Стихи о новогодней елке» Артикуляция (карточка 13-18) | 27.12.2017 | |
15 | Беседа «Зимние явления в природе» Чтение стихотворения Н.Орловой «Крещенские морозы» | 17.01.2018 | |
16 | Знакомство с творчеством поэта г. Собинки Александром Александровичем Курчаковым Презентация «Творчество поэта и художника» Чтение стихотворения «Все прекрасно в этом мире» | 24.01.2018 | |
17 | Знакомство с творчеством Давыдовой О.Г. Презентация «Творчество поэта» Чтение стихотворений автора Выбор стихотворений для заучивания наизусть | 31.01.2018 | |
18 | Беседа «Зимние забавы» Чтение стихотворения «Жизнь развеселая в санках оседланных», «Зимний вальс февраля». | 07.02.2018 | |
19 | Беседа «Зимние месяцы» Заучивание стихотворения «Февраль» Н.Орловой; Артикуляция (карточка 13-18) | 14.02.2018 | |
20 | Беседа «Защитники Отечества» Давыдова О.Г. «Хороший парень», «Он твердо шел стопами деда». Повторение и чтение стихотворений о воинах России. | 21.02.2018 | |
21 | Беседа «Домашние питомцы» Ольга Фильчакова «Котенок» | 28.02.2018 | |
22 | Знакомство с творчеством Дельнова Алексея Ивановича Презентация «Творческий путь поэта» Чтение стихотворения «Начало весны» | 14.03.2018 | |
23 | Конкурс чтецов ко Дню поэзии «Весенняя капель» | 21.03.2018 | |
24 | Подготовка к районному конкурсу чтецов | 28.03.2018 | |
25 | Районный конкурс чтецов в п. Ставрово «Певец Владимирских проселков» | 04.04.2018 | |
26 | Беседа «Весеннее пробуждение природы» Заучивание стихотворения Александра Александровича Курчакова «Сороконожка»; | 11.04.2018 | |
27 | Беседа «Пасхальный звон колоколов»; Суфьянова Г.Ф. «О,Русь», Давыдова О.Г.«Пробуждение» Артикуляция (карточка 19-24) | 18.04.2018 | |
28 | Литературная гостиная « Калейдоскоп художественных слов» Повторение и чтение стихотворений любимых авторов Собинского района | 25.04.2018 | |
29 | Экскурсия к камню-памятнику «Братьям Лосевым» Литературные чтения, посвященные «Моей малой родине». | 02.05.2018 | |
30 | Литературная гостиная «Ступеньки творческих успехов» Вручение грамот и благодарностей активным участникам кружка. | 16.05.2018 |
Используемая литература:
1. ООПДО
2. Сборник стихотворений поэтов Собинского района «Особинка»
3. Сборник стихотворений для детей поэтов Собинского района.
4. Кузьменкова Е.И. «Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет», М. Чистые пруды, 2005
5. Миронова Н. «Как научить ребенка любить литературу» Дошкольное воспитание № 5 - 2005