Программа дополнительного образования с одаренными детьми дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 11 April 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Собинского района детский сад №1 «Колобок»

Утверждено на заседании

педагогического совета № 1

от «__18_»_августа__2017 года

МБДОУ детский сад № 1 «Колобок»

_____С.С.Сухорукова

для одаренных и способных детей среднего и старшего дошкольного возраста

(литературный кружок с учетом регионального компонента «Юные чтецы»)

Программу разработала рабочая группа педагогов в составе:

Тощева О.А., Титова А.Г., Грачева А.В.,

г. Собинка

Содержание программы

Наименование

Страница

1

Пояснительная записка

3

2

Подготовительный этап

6

3

Практический этап

8

3.1

Организация взаимодействия с социумом (сотрудничество с писателями, поэтами, художниками родного края)

10

4

Используемая литература

13

Приложения к программе

(полное содержание приложений на диске)

1

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)

2

Мониторинг по развитию речи

3

Критерии оценки к смотру-конкурсу центров развития речи

4

Анкета для родителей «Развитие речи в кругу семьи»

5

Паспортизация центров развития в группах

6

Табель посещаемости кружка детьми

7

План взаимодействия с социумом

8

План сотрудничества с писателями, поэтами, художниками Собинского района

9

Материалы участие одаренных детей ДОУ в районном конкурсе «Певец Владимирских проселков» 2017 г.

10

Материалы участие одаренных детей ДОУ в VIII-м областном конкурсе «Русская краса» 2017 г.

11

Материалы участия одаренных детей в первом открытом фестивале-конкурсе среди ДОУ г. Собинского района «Театральная карусель» 2017 г.

12

Материалы по ознакомлению с русским бытом прошлого столетия в «Русской избе»

13

Участие одаренных детей в литературной гостиной ДК на презентации книги «Особинка»

14

Участие в районном конкурсе «Зеркало природы 2017»

15

Первая детская литературная АКЦИЯ «С любовью к Родине»

16

Презентации о творчестве поэтов (на электронном носителе)

17

Материал к занятию «Знакомство с творчеством поэта С.Н.Жучкова»

18

Детские стихотворения поэтов Собинского района

19

Упражнения по артикуляции

20

Методическая литература

21

Диск с материалами (работа, приложения полностью)

Пояснительная записка

Маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм – это то, что полезно нашему человеческому организму. Все, что нас окружает: смена дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму. Стихи развивают психические процессы организма ребенка: память, речь, восприятие, помогают легко и весело изучить окружающий мир. Стихи – это зарифмованные строчки. Ребенок, повторяя их, говорит полными предложениями. Заучивание стихотворений развивает долговременную память, которая остается на всю жизнь. И чем раньше начать ее развивать. Тем лучше. К тому же, повторение стихотворений улучшает произношение. Но это техническая сторона создания литературного кружка «Юные чтецы», но существенное значение имеет еще и другой фактор – это воспитание любви к родному краю через художественное слово.

Почему мы, творческая группа педагогов ДОУ, взяли за основу в развивающем направлении литературного кружка «Юные чтецы» региональный компонент, потому, что наш край богат выдающимися творческими людьми в области литературы и изобразительного искусства. Детей необходимо знакомить с их творчеством, организовывать встречи с ними, начиная с дошкольного детства через родную природу, культурное наследие: памятники архитектуры, искусства, художественные традиции и т.д. Надо помочь детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой родине, к своему дому. Научить их воспринимать всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие, национальные и культурные ценности.

Взаимодействие с социумом расширяет возможности глубже знакомить детей с особенностями, обычаями, традициями, историей родного города, красотой малой родины.

Заказчик программы:

Родители (законные представители) воспитанников, с учетом интересов детей

Программное содержание:

Выявить одаренных и способных детей, активизировать их познавательный интерес к литературному искусству через беседу, знакомство с творчеством поэтов Собинского района, через организацию встреч с творческими личностями, участие в литературных конкурсах одаренных и способных детей. Привить детям любовь к малой родине через художественное слово писателей, поэтов, творчество художников Владимирского края, Собинского района.

Задачи:

знакомство детей с произведениями писателей и поэтов, творчеством художников Владимирского края, Собинского района;

создание условий для поддержки творческой инициативы, самостоятельности и самореализации;

создание благоприятной развивающей среды для развития памяти, внимания, мышления, речи.

создание условий, способствующих умению слушать и понимать услышанное, учить стихотворения и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Объем образовательной нагрузки

Срок реализации программы один учебный год, который включает 30 занятий в год, 1 раз в неделю. Для детей 5-6 лет – 25-30 мин.

Форма организации учебной деятельности:

Групповые, индивидуальные занятия

Планируемые результаты:

Дети с интересом разучивают, рассказывают стихотворения, стремятся, своим чтением, приносить радость слушателям;

Повышается уровень произвольной памяти, внимания у детей, уровень развития речи;

Расширяется кругозор знаний о детской художественной литературе, писателях и поэтах, их произведениях, творчеством художников родного края


Подготовительный этап

Творческой группой педагогов ДОУ был проведен мониторинг семей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по развитию речи, приобщению детей к литературе и чтению в кругу семьи, выявлению способных детей. Также, проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на соответствие условий, способствующих успешной реализации программы, проведена паспортизация групп и помещений. Результаты показали следующее, что 69% семей отдают предпочтение чтению литературы детям, 61 % детей любят и ждут, когда им будут читать, но пересказ услышанного желает лучшего: 31% из опрошенных семей дети с удовольствием пересказывают, 52 % - по просьбе и с помощью взрослого, а 17 % - не придают значения пересказу. Радует, что более 50% семей воспитанников испытывают желание в участии детей в литературных мероприятиях.

Анализ условий показал, что среда создана с учетом ФГОС, но требует развития и пополнения. Проведенная паспортизация в группах позволяет контролировать состояние среды и условий в группах в целом, наполняемость центров развития и способствует более организованной деятельности педагогов при работе с детьми. В ДОУ есть мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с национальным колоритом, русским бытом, где, еще с младшего дошкольного детства прививаются интерес и любознательность к родному краю через УНТ: потешки, стишки, колыбельные песенки.

Для выявления способных и одаренных детей использовали методику экспертных оценок по определению одарённых детей (автор А.А. Лосева) (см. в прил.). Данная методика заключается в следующем: перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дается оценка в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставим 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогают в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, и т.д. Результаты диагностики показали, в нашем учреждении 14 детей имеют ярко выраженные способности в литературной сфере.

Проанализировав все эти аспекты (условия, способности и заинтересованность детей, запрос родителей), перед нашей творческой группой встала задача разработать такую модель или способ, с помощью которого можно воспитать, развить и сохранить в детях любовь к родному краю через творчество поэтов и художников Собинского района, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развить умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, начиная с самых малых ее проявлений: в полете бабочки, стрекотании кузнечика, журчании ручья, развить умение рассказать об этой красоте. Решением стала разработка программы «Юные чтецы» с учетом регионального компонента.

Реализация регионального компонента, который является важнейшим составляющим современного образования, одна из годовых задач нашего ДОУ.


 


 


 

Практический этап реализации программы

Работа в литературном кружке «Юные чтецы» проводится с учетом реализации задач образовательных областей ФГОС ДО, которые тесно взаимосвязаны между собой.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- создание условий для приобщения детей к социально-культурным ценностям своей малой родины;

- воспитание патриотических чувств, любви к своей малой родине через ближайшее окружение.

- расширение представлений о родном крае через художественное слово.

Форма работы

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитательный

Развивающий

Обучающий

Беседы

Доброжелательное отношение к окружающим, соблюдение правил культуры поведения в общественных местах

Познавательная мотивация, понимание чувств и настроение передаваемое в художествен-ных произведениях, положительная самооценка.

Представления о родном крае через экскурсии, беседы, художественное слово Собинских поэтов, писателей, художников.

Эмоциональная отзывчивость; доброжелатель-ность; осведомлен-ность; уверенность.

Экскурсии

Посиделки в «Русской избе»

Участие в литературных мероприятиях:

-встречи с поэтами Собинского района,

- акции,

- конкурсы,

- проекты

В образовательной области «Речевое развитие»:

- развитие интереса и потребности в чтении, эмоционально-образное восприятие произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения и т.д.);

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- воспитание чувства чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном в художественном творчестве (изобразительном, художественно-речевом)

Форма работы

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитательный

Развивающий

Обучающий

Экскурсии

Воспитание умения чувствовать прекрасное

Способность создание образа через восприятие художественного слова.

Высказывание суждения о красоте природы

Любознатель-ность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

Фольклорные фестивали народного творчества

Календарные праздники

Форма работы

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитательный

Развивающий

Обучающий

 

Беседы

Культура речи;

формирование бережного отношения к книге; эстетическую культуру.

Инициативность; словотворчество, чувство юмора; интерпретацию литературного образа, чуткость к описаниям, эпитетам.

Умение пользоваться средствами общения;

знание литературных произведений Собинских поэтов и писателей; выразительное чтение стихотворений, участие в литературных мероприятиях

Раскрепо

щенность;

активность; уверенность в себе; инициатив-

ность; эмоцио-

нальность.

Упражнения по звуко-произношению и артикуляции.

Знакомство с творчеством поэтов Собинского района

Разучивание стихотворений

Участие в литературном мероприятии (встреча с поэтами, участие в литературных конкурсах разного уровня).

Речевое творчество/

сочинительство


 

3. Организация взаимодействия с социумом (сотрудничество с писателями, поэтами, художниками родного края)

Тема занятия, краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности

Дата проведения

Отметка о реализации

1

Вводное занятие

Беседа «Как рождаются стихи»

Подготовка к литературной гостиной «Особинка»:

(по страницам выученных стихотворений)

13.09.2017

реализовано

2

Участие детей в литературной гостиной, посвященной презентации новой книги Собинских поэтов «Особинка» в ДК г. Собинка

19.09.2017

реализовано

3

Беседа «Осень в стихотворениях поэтов г. Собинки»: «Таинственный лес», «Листопад» Н.Орлова; «Октябрь» Суфьянова Г.Ф.

04.10.2017

реализовано

4

Презентация «С.Н.Жучков – детский поэт»

Чтение стихотворений С.Н.Жучкова

Заучивание стихотворения «Молоток» (С.Н.Жучков)

11.10.2017

реализовано

5

Беседа по творчеству, образу жизни, увлечениях поэта С.Н.Жучкова

Артикуляционная гимнастика (Картотека чистоговорок)

Повторение стихотворения «Молоток» (С.Н.Жучков)

Выбор стихотворений воспитанниками по желанию

18.10.2017

реализовано

6

Экскурсия в ДК «Творческая гостиная» Выставка картин Собинского художника Степанова В.И. пейзажи Собинского края

Беседа «В чем сходство творчество художника и поэта»

25.10.2017

реализовано

7

Готовимся к встрече с поэтом: повторение стихотворений С.Н.Жучкова, отработка дикции, четкого произношения, артикуляция (карточка 1-6);

08.11.2017

реализовано

8

Литературная гостиная в « У нас в гостях поэт»

Встреча с детским поэтом Жучковым С.Н.

15.11.2017

(10.00)

реализовано

9

Знакомство с творчеством поэтессы г. Лакинск, Собинского Галиной Усановой

Презентация «Творчество поэта и художника»

Заучивание стихотворения «Родимый край»

22.11.2017

реализовано

10

Конкурс чтецов среди воспитанников детских садов: №1, №3, №7. Произведения поэтов родного края.

29.11.2017

 

11

Знакомство с творчеством поэтессы г. Собинки Надежды Орловой

Презентация «Творчество поэта и художника»

Заучивание стихотворения «Кот обижен»

06.12.2017

 

12

Беседа «Как зимуют звери в лесу»

Чтение стихотворения «Волки» Галины Усановой.

Артикуляция (карточка 7-12)

Заучивание стихотворения «Детки, вешайте кормушки» Г. Усановой (к акции «Покормите птиц зимой».

13.12.2017

 

13

Знакомство с творчеством поэта Владимира Алексеевича Солоухина. Чтение стихотворения «А горы сверкают своей белизной»

20.12.2017

 

14

Беседа «Зимние праздники в России»

Надежда Долбилова «Стихи о новогодней елке»

Артикуляция (карточка 13-18)

27.12.2017

 

15

Беседа «Зимние явления в природе»

Чтение стихотворения Н.Орловой «Крещенские морозы»

17.01.2018

 

16

Знакомство с творчеством поэта г. Собинки Александром Александровичем Курчаковым

Презентация «Творчество поэта и художника»

Чтение стихотворения «Все прекрасно в этом мире»

24.01.2018

 

17

Знакомство с творчеством Давыдовой О.Г.

Презентация «Творчество поэта»

Чтение стихотворений автора

Выбор стихотворений для заучивания наизусть

31.01.2018

 

18

Беседа «Зимние забавы»

Чтение стихотворения «Жизнь развеселая в санках оседланных», «Зимний вальс февраля».

07.02.2018

 

19

Беседа «Зимние месяцы»

Заучивание стихотворения «Февраль» Н.Орловой;

Артикуляция (карточка 13-18)

14.02.2018

 

20

Беседа «Защитники Отечества»

Давыдова О.Г. «Хороший парень», «Он твердо шел стопами деда».

Повторение и чтение стихотворений о воинах России.

21.02.2018

 

21

Беседа «Домашние питомцы»

Ольга Фильчакова «Котенок»

28.02.2018

 

22

Знакомство с творчеством Дельнова Алексея Ивановича

Презентация «Творческий путь поэта»

Чтение стихотворения «Начало весны»

14.03.2018

 

23

Конкурс чтецов ко Дню поэзии «Весенняя капель»

21.03.2018

 

24

Подготовка к районному конкурсу чтецов

28.03.2018

 

25

Районный конкурс чтецов в п. Ставрово «Певец Владимирских проселков»

04.04.2018

 

26

Беседа «Весеннее пробуждение природы»

Заучивание стихотворения Александра Александровича Курчакова «Сороконожка»;

11.04.2018

 

27

Беседа «Пасхальный звон колоколов»;

Суфьянова Г.Ф. «О,Русь»,

Давыдова О.Г.«Пробуждение»

Артикуляция (карточка 19-24)

18.04.2018

 

28

Литературная гостиная « Калейдоскоп художественных слов» Повторение и чтение стихотворений любимых авторов Собинского района

25.04.2018

 

29

Экскурсия к камню-памятнику «Братьям Лосевым» Литературные чтения, посвященные «Моей малой родине».

02.05.2018

 

30

Литературная гостиная «Ступеньки творческих успехов»

Вручение грамот и благодарностей активным участникам кружка.

16.05.2018

 

Используемая литература:

1. ООПДО

2. Сборник стихотворений поэтов Собинского района «Особинка»

3. Сборник стихотворений для детей поэтов Собинского района.

4. Кузьменкова Е.И. «Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет», М. Чистые пруды, 2005

5. Миронова Н. «Как научить ребенка любить литературу» Дошкольное воспитание № 5 - 2005

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.