«Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе»

1
0
Материал опубликован 25 December 2019



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18"(ГБОУ РК "Школа-интернат № 18")











«Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе»










Подготовила воспитатель:

Аксёнова Елена Владимировна






Пгт. Повенец

2019г



Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками. Очевидно, что психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев их целесообразности, исходя из принципа природосообразности образования. Психологическое благополучие и здоровье детей, подростков и всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.


Миссия специальной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями в развитии – это обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможностей при коррекционно-развивающей работе. Создание условий для воспитания социально-адаптивной личности и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме.

В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.

Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды являются:
– создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, спален и т.д.; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы, освещающей успехи каждого и класса - города в целом;

– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой может воспользоваться любой воспитатель;

– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;

– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности;

- вовлечение в Детскую организацию «Ростки» и «Подростки» основывающуюся на самоуправлении;

- ведение «Портфолио» учащегося.
Управление школой осуществляется на основе принципов самоуправления коллектива и единоначалия. Руководство деятельностью школы осуществляется директором школы, а высшим органом управления является Педагогический совет, который собирается четыре раза в год. Педагогический совет обращает особое внимание на воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать; на оздоровительные стороны обучения и воспитание детей с психосоматическим состоянием; на ученическое самоуправление как одну из форм саморазвития личности; на технологию организации коррекционного сопровождения воспитательной работы.
В школе-интернате функционирует детская организация «Подростки»(5-9 классы).

ДО «Подростки» - это добровольная ученическая организация, целью которой является вовлечение учащихся в значимую и полезную деятельность, формирование необходимых социальных навыков и установок. Учиться жить осознанно, в социуме, получать знания, выражать и проявлять свои стремления, способности и интересы, которые помогут в выборе профессии, адаптации к условиям современного общества, создание благоприятных условий для самореализации, самоопределения, для укрепления нравственного и физического здоровья.

Организация школьного самоуправления:
Детское самоуправление в школе-интернате имеет свою специфику. Учитывая состояние здоровья наших воспитанников самоуправление носит определенную структуру.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать

свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. Задача педагогов – строить эту жизнь вместе с детьми, предоставляя им все больше самостоятельности. Именно поэтому в интернате адаптирована следующая структура детского самоуправления.
Высшим органом самоуправления является школьное ученическое собрание, во главе которого стоит президент, избираемый открытым голосованием воспитанников и педагогов интерната сроком на один год.

Структура Самоуправления содержит 3 уровня:

1 уровень – Президент. В его функции входит руководство деятельностью всех уровней Самоуправления.
2 уровень – Вице - Президент контролирует строгое соблюдение всеми воспитанниками Устава школы - интерната.
3 уровень – Парламент, в который входят – Министерство по спорту и ЗОЖу; Пресс-центр; Министерство культуры; Министерство образования; Министерство по правам и обязанностям учащихся; Министерство общественно-полезной деятельности – ежедневно контролирует работу санитаров по организации и соблюдению всех режимных моментов; помогают педагогам школы в профилактике здорового образа жизни (детская преступность, токсикомания, курение и алкоголизм); обеспечивает контроль чистоты территории, закрепленной за каждым классом; посещаемость, успеваемость; освещение всех этапов работы в СМИ, ведение рейтинговых карт по всем направлениям и т.д. Каждый член административного корпуса Самоуправления имеет памятку «Школьника – организатора».

Ученическое Самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива, осуществляет контроль за выполнением принимаемых указов и распоряжений, самостоятельно планирует «Свое завтра».

Особое место в планировании отведено КТД (коллективно-творческим делам). В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;
– результат (подводят итоги).
Педагоги максимально содействую тому, чтобы каждый ученик ежедневно включался в разнообразную деятельность. Организована агитбригада, которая принимает участие во всех школьных КТД школы, города и области. За период работы ДО «Подростки» образовались традиции проведения праздников внутри школы:
• День рождения;
• День самоуправления (вступление в детскую организацию «Ростки» и «Подростки», Инаугурация президента школьной страны);
• День Здоровья;
• Ярмарки и акции;
• Праздник Чести и достоинства школы.
ДО «Ростки» и «Подростки» имеют свою символику: герб, гимн, флаг. Два состава знаменной группы, а также функционируют поисковые группы.
В течение всего времени ведется рейтинговая карта «Звёздный путь» всех классов по всем направлениям учебно-воспитательной работы. В каждом классе – разработана также структура управления.

Мы считаем, что такая структура ученического самоуправления – «ПУТЬ К УСПЕХУ». Именно она помогает развивать навыки управленческой деятельности, самостоятельности в постановке цели и ее реализации, в стремлении к здоровому образу жизни, аккуратности, бережливости, красивой и правильной речи. Все полученные в интернате навыки способствуют тому, что наши воспитанники не боятся столкнуться с трудностями в социуме и смогут найти свою дорогу в жизнь.
С целью индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса в школе – интернате, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации разработан и функционирует «Портфолио ученика», который служит для сбора информации о продвижении учащихся в учебной и других видах деятельности, для повышения общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личных качеств, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
Основными задачами ведения «Портфолио» являются:
• Повышение качества образования в школе – интернате;
• Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
• Развитие навыков рефлексивно и оценочной (само оценочной) деятельности школьника;
• Формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать, организовывать свою учебно-воспитательную деятельность;
• Создание ситуации успеха для каждого ученика;
• Содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Структура и содержание Портфолио учащегося:
1.Титульный лист
1раздел - Мой портрет
2 раздел - Портфолио достижений
3 раздел – Портфолио работ
4 раздел – Портфолио отзывов
5 раздел – Копилка
Портфолио учащегося разработано исходя из интеллектуальных и возрастных особенностей учащихся школы и разделено по трем ступеням – младшее звено; среднее звено; старшее звено.
Старшее звено:
Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления. При оформлении должны соблюдаться следующие требования:
• Систематичность и регулярность ведения Портфолио;
• Достоверность сведений представленных в Портфолио;
• Аккуратность и эстетичность оформления;
• Разборчивость при ведении записей;
• Целостность и завершенность представленных материалов;
• Наглядность.
В конце учебного года проводится анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки личных достижений учащихся. По результатам оценки Портфолио учащихся школы производится годовой образовательный рейтинг. Учащийся может презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на Педсовете. Презентация может проходить в форме выставок Портфолио. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, воспитатели, учителя – предметники, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учитель-дефектолог, логопед, администрация школы, родители.

В процессе коррекционно-воспитательной работы школы – интерната, воспитательная система предстает перед нами, как упорядоченная совокупность компонентов данного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), дающая общий эффект. Воспитательная система отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как целостный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.
Наши перспективы:
– совершенствование форм ученического самоуправления;
– развитие самостоятельности, творчества, ответственности, уверенности.


Используемый материал:

1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
2. А.С.Метелягина. Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001.
3. Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем: Межвузовский сборник научных трудов; [В.В. Полукаров, Е.А. Стародубов ]. – Пенза.,2001.
4. Бабайцева В.Ю. Личностно - ориентированная подготовка будущих учителей к воспитательной работе // Онтологический подход к развитию личности. - М., 2001.
5. Богуславский С.Р. Реальность воспитательной системы. // Творческий мир воспитания. - М., 2001.
6. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы: [Характеристики форм воспитательной работы в школе и рекомендации по их проведению] // Воспитание школьников. - 2001.
7. Миронова Г.В. Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. Уфа, 2001
8. Педагогические технологии в практике обучения и воспитания: Учебно –методическое пособие // Л. А. Мосунова, Л.Г. Юнгблюд. Киров. 2001.
9. Полукаров В.В. Клубная деятельность в воспитательной системе школы // Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем. - Пенза, 2001.
10. Сборник законодательных актов «Образование в РК» Алматы, 2003.
11. Системный подход в воспитании и развитии поликультурной личности учащихся в условиях этнокультурного образовательного пространства. // Материалы областной научно – практической конференции. Караганда,2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.