Инновационная технология, как творческая составляющая интегрированного занятия (2–5 класс)
Инновационная технология,
как творческая составляющая интегрированного занятия
И.Г.Куликова
Педагог ДО высшей категории
Новой педагогической технологией, активно способной помочь в разрешении стоящих перед обществом и образованием задач, является образовательное конструирование и моделирование. Данная технология позволяет применить наиболее передовые достижения науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития обучающихся, объединяет знания по физике, механике, технологии, математике, основам материаловедения, черчения, радиоэлектроники, ИКТ.
Когда в числе нового оборудования были получены наборы Лего Education WeDo, случилось важное событие – в образовательном учреждении наступило Будущее! То, о чем мечталось и фантазировалось в далеком детстве свершилось! Первым вопросом стал вопрос: Что с этим делать? Данная тема нова для учреждения, изучением ее частично занимаются некоторые образовательные учреждения района, однако широкого обобщения и распространения тема пока не получила.
Выход подсказали сами обучающиеся. Современные технологии так стремительно вторгаются в нашу жизнь, что разобраться с компьютером или электронной игрушкой для нынешнего школьника уже не проблема. То, что поначалу представляло сложность для педагога, для обучающихся оказалось вполне приемлемым. Конструктор Лего с его предоставлением возможности изготовить интеллектуального робота, не просто заинтересовал – восхитил ребят. Прежде всего, это был неподдельный интерес к лего - конструкторам, возникшие вопросы и желание самим их собрать. Тогда в рамках интегрированных уроков технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, математики обучающиеся стали постигать Лего-конструкторы и основы робототехники.
Поначалу обучающиеся разбирали главные составляющие набора: вертушки, датчики, моторчик; получали понимание о характеристиках: размере деталей, числе креплений, разбирались в схемах и вникали в основы моделирования и конструирования. После следовал этап получения логико-математических представлений посредством выполнения действий по алгоритму. Обучающиеся выбирали и отсчитывали детали по образцу и количеству; и пытались определять направление их присоединения.
Роботов учились собирать вместе, учились программировать их, проводить несложные испытания, выявлять и исправлять ошибки, придумывать для них задания.
Педагогу знания и умения дались не просто – путем самообразования. Изучение инструкций, статей и методических рекомендаций, найденных в интернете, привело к пониманию, как использовать наборы Лего Education WeDo в своей работе.
Потребность что-то изобретать и исследовать заложена в ребенке от природы. Получение готовой игрушки, которая не заставляет думать, не будит мысль, порождает потребителей, не творцов. Игрушки-конструкторы – будят творческую мысль, открывает дополнительные возможности для плодотворной деятельности.
Главной задачей, которая была поставлена в результате изучения - не столько вооружить знаниями, сколько «научить учиться», научить находить нужную информацию, использовать ее для реализации своей идеи. Увидеть что-то по-новому, не так, как представлялось раньше.
Решению этих задач в процессе обучения в полной мере помогает использование конструктора Лего Education WeDo.
Активное, заинтересованное вовлечение обучающихся в творческий процесс обеспечивается увлекательной предварительной работой. Например, перед выполнением макета самолета, обучающиеся провели проектно - исследовательскую работу о наземных службах аэропорта. Ребята самостоятельно разделились на группы, распределяли обязанности участника группы. Каждая группа обучающихся подготовила выступление по защите своей части проекта, были рассмотрены интересные факты о работе наземных служб, приведены сведения о строении самолета. Затем каждая группа приступила к выполнению модели самолета. Ребята работали слажено, соблюдая все правила работы в группе, записывали свои наблюдения в маршрутном листе, спорили и доказывали, как усовершенствовать модель при помощи самостоятельно созданной программы, чтобы модель была интересней и функциональней. Каждой группе удалось оживить свою работу, объяснить и доказать, что именно их модель лучшая.
Увлеченному конструированию способствует также введение в занятия соревновательного момента. Игры и соревнования между группами ребята придумывают сами. Изготавливая, например, робота – футболиста, можно заставить его поиграть в футбол. И тогда разворачивается настоящий футбольный матч. Роботы - футболисты устанавливаются на стол, перед ними кладут мячи из бумаги, смотанные скотчем, и в ворота противника летит мяч! До проведения соревнований каждая команда программирует своего футболиста так, чтобы удар был точный и попадал в цель.
Но инженерная мысль на этом не останавливается. А как сконструировать робота-космонавта? А что он может делать? И тогда разворачиваются целые сюжетные картины! Созданные из Лего-конструктора модели ребята используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях по сценариям, которые обучающиеся прописывают самостоятельно. Часто такие игры проводятся по сценариям про авиацию. Так, могут быть смоделированы ситуации или придумываются истории о спасении самолета или про робота – космонавта, запечатленные в рисунках.
Вот, например, как звучит диалог командира воздушного судна с диспетчером:
- Ключ! Зажигание!
- К полету готов. Разрешите взлет.
- Взлет разрешаю.
- Вас понял. Взлетаю!
- Счастливого пути!
Выполнение подобных сюжетно-ролевых игр в процессе конструирования, будит воображение, способствует развитию речевых и коммуникативных навыков, делают занятия более привлекательными.
Наибольший же интерес представил процесс программирования необходимого поведения модели с применением ноутбука. Разумеется, обучающие разобрали только первые шаги подобного алгоритма, но с каким удовольствием и рвением авторы-конструкторы отстаивали собственную правоту! Как, мысля творчески, пытались определить возможное поведение модели в результате переделки её конструкции. Большой воспитательный момент заложен был в понимании, что если модель собрана неверно, она не сможет выполнить ожидаемые от нее действия. А значит, надо не унывать, а выполнить работу верно.
Подводя итоги, хочется отметить сильные стороны занятий конструированием с применением наборов Лего Education WeDo.
К очевидным плюсам Лего-конструктора можно отнести его технологичность. Она заключена в его мобильности, в успешном применении в любом образовательном учреждении, при условии приобретения наборов Лего Education WeDo и нарабатывании методической базы.
Лего-активный помощник для развития пространственного, абстрактно-логического, творческого мышления. Лего-конструктор – активный помощник для формирования речевых и социальных навыков. Так, в ходе конструирования обучающиеся, представляя конструируемые модели, дают информацию об их функциональном назначении, по ходу строительства дают советы по проекту, отвечают на вопросы сверстников о способах крепления, задают свои, меняются деталями. Такое взаимопонимание способствует расширению коммуникативной активности в коллективе, приводящей порой к объединению индивидуальных работ в общий масштабный проект.
Вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс дает возможность самостоятельно манипулировать деталями конструктора, извлекать заложенную в технологии информацию, делать выводы и осуществлять собственный выбор.
Чем больше обучающимся раскрыт его творческий потенциал, тем более он успешен в обучение, тем более развиты его интеллектуальные способности.
Порошина Ольга Анатольевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна