12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Ирина Геннадьевна56635
Россия, Самарская обл., Самара

Инновационная технология,

как творческая составляющая интегрированного занятия

И.Г.Куликова

Педагог ДО высшей категории

Новой педагогической технологией, активно способной помочь в разрешении стоящих перед обществом и образованием задач, является образовательное конструирование и моделирование. Данная технология позволяет применить наиболее передовые достижения науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития обучающихся, объединяет знания по физике, механике, технологии, математике, основам материаловедения, черчения, радиоэлектроники, ИКТ.

Когда в числе нового оборудования были получены наборы Лего Education WeDo, случилось важное событие – в образовательном учреждении наступило Будущее! То, о чем мечталось и фантазировалось в далеком детстве свершилось! Первым вопросом стал вопрос: Что с этим делать? Данная тема нова для учреждения, изучением ее частично занимаются некоторые образовательные учреждения района, однако широкого обобщения и распространения тема пока не получила.

Выход подсказали сами обучающиеся. Современные технологии так стремительно вторгаются в нашу жизнь, что разобраться с компьютером или электронной игрушкой для нынешнего школьника уже не проблема. То, что поначалу представляло сложность для педагога, для обучающихся оказалось вполне приемлемым. Конструктор Лего с его предоставлением возможности изготовить интеллектуального робота, не просто заинтересовал – восхитил ребят. Прежде всего, это был неподдельный интерес к лего - конструкторам, возникшие вопросы и желание самим их собрать. Тогда в рамках интегрированных уроков технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, математики обучающиеся стали постигать Лего-конструкторы и основы робототехники.

Поначалу обучающиеся разбирали главные составляющие набора: вертушки, датчики, моторчик; получали понимание о характеристиках: размере деталей, числе креплений, разбирались в схемах и вникали в основы моделирования и конструирования. После следовал этап получения логико-математических представлений посредством выполнения действий по алгоритму. Обучающиеся выбирали и отсчитывали детали по образцу и количеству; и пытались определять направление их присоединения.

Роботов учились собирать вместе, учились программировать их, проводить несложные испытания, выявлять и исправлять ошибки, придумывать для них задания.

Педагогу знания и умения дались не просто – путем самообразования. Изучение инструкций, статей и методических рекомендаций, найденных в интернете, привело к пониманию, как использовать наборы Лего Education WeDo в своей работе.

Потребность что-то изобретать и исследовать заложена в ребенке от природы. Получение готовой игрушки, которая не заставляет думать, не будит мысль, порождает потребителей, не творцов. Игрушки-конструкторы – будят творческую мысль, открывает дополнительные возможности для плодотворной деятельности.

Главной задачей, которая была поставлена в результате изучения - не столько вооружить знаниями, сколько «научить учиться», научить находить нужную информацию, использовать ее для реализации своей идеи. Увидеть что-то по-новому, не так, как представлялось раньше.

Решению этих задач в процессе обучения в полной мере помогает использование конструктора Лего Education WeDo.

Активное, заинтересованное вовлечение обучающихся в творческий процесс обеспечивается увлекательной предварительной работой. Например, перед выполнением макета самолета, обучающиеся провели проектно - исследовательскую работу о наземных службах аэропорта. Ребята самостоятельно разделились на группы, распределяли обязанности участника группы. Каждая группа обучающихся подготовила выступление по защите своей части проекта, были рассмотрены интересные факты о работе наземных служб, приведены сведения о строении самолета. Затем каждая группа приступила к выполнению модели самолета. Ребята работали слажено, соблюдая все правила работы в группе, записывали свои наблюдения в маршрутном листе, спорили и доказывали, как усовершенствовать модель при помощи самостоятельно созданной программы, чтобы модель была интересней и функциональней. Каждой группе удалось оживить свою работу, объяснить и доказать, что именно их модель лучшая.

Увлеченному конструированию способствует также введение в занятия соревновательного момента. Игры и соревнования между группами ребята придумывают сами. Изготавливая, например, робота – футболиста, можно заставить его поиграть в футбол. И тогда разворачивается настоящий футбольный матч. Роботы - футболисты устанавливаются на стол, перед ними кладут мячи из бумаги, смотанные скотчем, и в ворота противника летит мяч! До проведения соревнований каждая команда программирует своего футболиста так, чтобы удар был точный и попадал в цель.

Но инженерная мысль на этом не останавливается. А как сконструировать робота-космонавта? А что он может делать? И тогда разворачиваются целые сюжетные картины! Созданные из Лего-конструктора модели ребята используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях по сценариям, которые обучающиеся прописывают самостоятельно. Часто такие игры проводятся по сценариям про авиацию. Так, могут быть смоделированы ситуации или придумываются истории о спасении самолета или про робота – космонавта, запечатленные в рисунках.

Вот, например, как звучит диалог командира воздушного судна с диспетчером:

- Ключ! Зажигание!

- К полету готов. Разрешите взлет.

- Взлет разрешаю.

- Вас понял. Взлетаю!

- Счастливого пути!

Выполнение подобных сюжетно-ролевых игр в процессе конструирования, будит воображение, способствует развитию речевых и коммуникативных навыков, делают занятия более привлекательными.

Наибольший же интерес представил процесс программирования необходимого поведения модели с применением ноутбука. Разумеется, обучающие разобрали только первые шаги подобного алгоритма, но с каким удовольствием и рвением авторы-конструкторы отстаивали собственную правоту! Как, мысля творчески, пытались определить возможное поведение модели в результате переделки её конструкции. Большой воспитательный момент заложен был в понимании, что если модель собрана неверно, она не сможет выполнить ожидаемые от нее действия. А значит, надо не унывать, а выполнить работу верно.

Подводя итоги, хочется отметить сильные стороны занятий конструированием с применением наборов Лего Education WeDo.

К очевидным плюсам Лего-конструктора можно отнести его технологичность. Она заключена в его мобильности, в успешном применении в любом образовательном учреждении, при условии приобретения наборов Лего Education WeDo и нарабатывании методической базы.

Лего-активный помощник для развития пространственного, абстрактно-логического, творческого мышления. Лего-конструктор – активный помощник для формирования речевых и социальных навыков. Так, в ходе конструирования обучающиеся, представляя конструируемые модели, дают информацию об их функциональном назначении, по ходу строительства дают советы по проекту, отвечают на вопросы сверстников о способах крепления, задают свои, меняются деталями. Такое взаимопонимание способствует расширению коммуникативной активности в коллективе, приводящей порой к объединению индивидуальных работ в общий масштабный проект.

Вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс дает возможность самостоятельно манипулировать деталями конструктора, извлекать заложенную в технологии информацию, делать выводы и осуществлять собственный выбор.

Чем больше обучающимся раскрыт его творческий потенциал, тем более он успешен в обучение, тем более развиты его интеллектуальные способности.




Опубликовано


Комментарии (5)

Порошина Ольга Анатольевна, 02.10.19 в 09:06 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную публикацию!
Куликова Ирина Геннадьевна, 02.10.19 в 19:52 1Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за отклик!
Куликова Ирина Геннадьевна, 02.10.19 в 19:53 1Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за отклик!
Колышкина Елена Владимировна, 12.10.21 в 16:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна, за интересную и полезную статью!
Куликова Ирина Геннадьевна, 12.10.21 в 17:52 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за Вашу оценку разработки, Елена Владимировна
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.