Проектная деятельность как инновационная составляющая образовательного процесса
Проектная деятельность
как инновационная составляющая образовательного процесса
Бобырь Елена Владимировна
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева
р.п. Охотск, Хабаровский край
Признанным подходом в становлении самостоятельной творческой деятельности школьника, направленной на решение практических задач в повседневной жизни, выступает деятельностно-ориентированное обучение с новыми организационными формами обучения, центральной из которых является проектная деятельность.
Основой проектной деятельности становятся проектные задачи, которые определяют общие способы проектирования, чтобы получить новый результат. Проектные задачи требуют от учителя постоянного поиска эффективных форм, способов и методов, корректировки своих календарно-тематических планов и рабочих образовательных программ, чтобы включить в них решение проектных задач.
Высокий познавательный интерес моих учащихся определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных творческих, проектных и исследовательских работах. Это способствует:
– формированию общей культуры учащихся;
– активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся;
– развитию творческих способностей школьников;
– повышению качества образования.
Метод проекта очень эффективен и актуален в наше время. Учащиеся получают возможность синтезировать полученные знания, проводить эксперименты, развивать свои коммуникативные данные и творческие способности. Мои учащиеся принимают активное участие в различных видах проектов. Это:
– творческие проекты (оригинальные идеи реализуются в творческих продуктах совместной деятельности (творческий отчет, буклет, стенгазета, журнал, альманах, мультимедийная презентация и т.д.), (приложение 1);
– информационные поисковые проекты (сбор и анализ информации, подготовка и защита выступления в форме доклада, сообщения, реферата), (приложение 2);
– ролево-игровые проекты (такие проекты определяют выбор его участниками определенных ролей с имитацией деловых или социальных отношений), (приложение 3);
– исследовательские проекты (предполагают глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы), (приложение 4).
Содействуя росту познавательной мотивации учащихся, постоянно вовлекаю их в разные виды деятельности и расширяю сферу их интересов. Учащиеся создают групповые и индивидуальные творческие, исследовательские и проектные работы, которые защищают на уровне класса, школы и района, занимая призовые места (приложение 5). Назову темы и цели некоторых из них:
Тема | Цель |
«Золотое сечение в живой природе» | исследовать тайны золотого сечения, выявить ее биологическую значимость, использование в живой природе |
«Мойва. Динамика численности биомассы и промысла нерестовой мойвы в прибрежной зоне Охотского района. Экологический аспект проблемы» | исследовать сырьевые ресурсы и мониторинг дальневосточной мойвы в прибрежной зоне северо–западной части Охотского моря |
«Зеленая аптека в доме» | изучить целебные свойств комнатных растений и их влияние на окружающую среду |
«Зимующие птицы» | изучить разнообразие зимующих птиц и эффективность их привлечения с помощью кормушек |
«Экологическая среда квартиры» | изучить жилое помещение как пример незамкнутой экосистемы и разработать памятку с мерами по созданию экологически безопасной для человека среды обитания |
«Движения в жизни растений» | опытным путем установить наличие тропизмов у растений и внешние раздражители, вызывающие их |
«Дождевые черви – мастера плодородия» | изучить роль дождевых червей в формировании почвы |
«Вторая жизнь ненужных вещей» | научиться находить применение ненужным вещам, создавая условия для сохранения чистоты в доме и окружающей среды |
«Бытовые отходы человечества. Как спасти свой посёлок от мусора» | изучить влияние мусора на окружающую среду и предложить способы борьбы с ним на территории поселка |
«Органические вещества в растительных клетках» | опытным путем доказать наличие в растительных клетках органических веществ (углеводов, жиров и белков) |
«Денатурация белков» | изучить денатурацию белков на примере белка куриного яйца и рассмотреть факторы, вызывающие её |
«Пища, которую мы едим: вред или польза» | изучить рацион питания школьника, определить качество продуктов быстрого приготовления |
«Высокие каблуки и здоровье девушки» | изучить высоту каблуков обуви у учениц 8-11 классов и выявить ее влияния на здоровье девушек |
«Витамины в организме человека» | изучить роль витаминов в организме человека, их многообразие |
«Муравьи – маленькие труженики леса» | выявить роль лесных муравьев в экосистеме леса |
«Экологически чистая защита сада и огорода» | просветить учащихся и педагогов по вопросам экологически чистой защиты сада и огорода |
«Условия прорастания семян» | изучить условия прорастания семян |
«Сезонные явления в живой природе» | изучить сезонные явления в живой природе |
«Особенности образа жизни и поведения домашних животных» | изучить особенности образа жизни и поведения домашних животных (хомяков, кошек, собак, черепах и др.) |
Важным условием проектной деятельности служит наличие чётких, заранее выработанных представлений об этапах создания проекта и его конечном творческом продукте деятельности. В качестве примера одного из творческих проектов, хочу представить мультимедийную презентацию-проект «Сезонные явления в живой природе», выполненную в рамках районного конкурса «Замечательные явления природы», (приложение 1). Данный творческий продукт создан ученицей для дальнейшего использования на уроках биологии, экологии, окружающего мира и природоведения в начальной и средней школе.
Часто практикую уроки защиты проектов для учащихся 9-11 классов на экологические темы (например, «Экология среды обитания человека», «Воспроизводство и повышение продуктивности Охотского моря», «Промысловые виды дальневосточных лесов и их рациональное использование», «Заповедники, заказники и памятники природы Хабаровского края», «Красная книга Хабаровского края», «Экологические проблемы и пути их решения» и др.).
Ежегодно по итогам проведения различных конкурсов в рамках предметных недель, участия в дистанционных творческих инициативах выпускается сборник творческих работ учащихся «Занимательная биология».
Таким образом, благодаря внедрению проектной деятельности в образовательный процесс происходит усиление мотивации самой учебной деятельности, учащиеся получают желание стремиться к саморазвитию и расширять свои знания. Грамотное ведение проектной деятельности в школе, которая представляет собой инновационную методику, способствует достижению поставленных целей образовательного процесса.
Приложение 1.
Творческий проект, презентация "Сезонные явления в природе"PPTX / 28.11 Мб
Приложение 2.
Информационные поисковые проекты, сообщения и докладыDOCX / 2.45 Мб
Приложение 3.
Ролево-игровые проектыPPTX / 3 Мб
Приложение 4.
Фрагмент исследовательского проекта (практическая часть)DOCX / 580.43 Кб
Приложение 5.
Уникальность текста: 100% (https://text.ru/antiplagiat/5ffd1d59926c2)
Ильина Оксана Геннадьевна
Елена Владимировна
Кирилл Александрович Ш.
Елена Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Елена Владимировна
Богданова Ольга Николаевна
Елена Владимировна
Захарова Елена Александровна
Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Елена Владимировна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Елена Владимировна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Елена Владимировна
Самойлова Наталья Владимировна
Елена Владимировна