12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Леонидовна Пыникова35

План-конспект


Учитель: Юлия Леонидовна Пыникова

Класс: 5 общеобразовательный

Предмет: Технология. ИЗО (интегрированное занятие)

Тема раздела: Материаловедение. Рисунок, композиция

Тема урока: Волокна растительного происхождения. Рисунок на ткани.

Цель урока: познакомить с тканями растительного происхождения. Построение композиции. Раппорт

Задачи: - познакомить с классификацией волокон; волокнами растительного происхождения,

- познакомить со свойствами тканей растительного происхождения,

- научить распознавать нити основы и утка; лицевую и изнаночную стороны ткани,

- познакомить с полотняным переплетением,

- учить составлению рисунка и композиции,

- закреплять навыки работы карандашом и акварелью,

- развивать эстетический вкус и аккуратность в работе.

Методы проведения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, объяснение, инструктаж, наблюдение.

Объекты труда: определение свойств тканей из натуральных волокон, определение вида раппорта в рисунке ткани.

Наглядные пособия: лоскуты ткани полотняного переплетения и лупы, таблица «Классификация волокон», ученическое пособие «Растительные волокна. Хлопок. Лен», «Производство ткани». Наглядное пособие «Переплетение»

Метапредметные связи: ИЗО, технология, история, биология, химия

Литература:

Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2017.

Технология.: Обслуживающий труд. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой/. - М. : Дрофа, 2016.

Н.В. Чернякова «Методика преподавания курса «Технология обработки ткани 5-9»я4 Москва Просвещение» 2002

В.И. Стельмашенко, Т.В. Розаренова «Материаловедение швейного производства»; Москва 1987












Ход занятия:

Организационный момент

Вводная беседа. Постановка цели


Актуализация

Новый материал










































Вводный инструктаж


Практическая работа.








Новый материал

































Вводный инструктаж.









Практическая работа.




Текущий инструктаж.




Практическая работа.



Первичное закрепление. Оба учителя




Информация о

д/ задании.

Итог. Рефлексия


Приветствие. Отметить отсутствующих, назначить дежурных.

Мы с вами поговорим о тканях. Что же такое ткань? Это цель сегодняшнего занятия.

Ткань – это материал с которым мы сталкиваемся ежедневно. Из ткани сшита практически вся одежда. Где еще можно встретить ткань? Как она используется?

Ткань – материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей основы и утка между собой. (Определение записать в тетрадь)

Из чего же состоит ткань? (рассмотрение ткани под лупой). Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей – пряжи. Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенных для производства ткани и ниток. (Определение записать в тетрадь)

Сырьем для получения ткани служат текстильные волокна. Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Определение записать в тетрадь) Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, ткани и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические (Работа по таблице).

Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются вмешательства человека в природу.

Химические волокна – это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

Натуральные растительные волокна получают из хлопчатника, льна, пеньки, кенафа и других растений

Хлопчатник – это однолетнее растение деревовидной формы (показ). Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называются хлопком. Волокна хлопка представляют собой сплющенные извитые трубочки (показ образцов из школьного методического пособия). (Определение записать в тетрадь)

Свойства хлопка: отдельные волокна хлопка при рассмотрении невооруженным взглядом представляют собой очень тонкие волоски. Волокна хлопка имеют различную длину от 6 до 52 мм. Зрелые волокна более прочные, нем незрелые. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречается бежевый, зеленый и другие оттенки.

Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность. На ощупь волокна мягкие, тепловатые. Волокна хлопка горят ярко-желтым пламенем, образуя серый пепел. Во время горения ощущается запах жженой бумаги.

Хлопок применяют в производстве ткани, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д

Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы, удобны в носке, легко стираются и утюжатся. (Свойства кратко записать в тетрадь)

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существуют 3 вида льна: лен-долгунец, лен-кудряш, лен-межеумок. Для получения волокон выращивают лен-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 м и диаметром 3-5 мм (показ). (Определение записать в тетрадь)

Свойства льна: толщина волокон льна 15-26 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гадкую поверхность (показ). Впитывают влагу льняные волокна больше, чем хлопковые. Лен переносит больший нагрев утюга, чем хлопок.

Стойкость льна к свету намного выше, чем хлопка. На ощупь волокна всегда прохладные, жесткие. Горит лен так же, как хлопок.

Льняное волокно используют летних для производства костюмно-плательных тканей, белья, скатертей, полотенец и т.д. Льняные ткани имеют гладкую блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются. (Свойства кратко записать в тетрадь)

Практическая работа.

Таблица №1 в учебнике.

Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», лупа, игла ручная, учебник, рабочая тетрадь.

1.Рассм отри волокна льна и хлопка.

2.Сравни их между собой по внешнему виду и на ощупь, вынимая из ткани с помощью иглы.

3.Начерти в тетради таблицу №1.

4.Запиши в таблицу отличительные признаки.

5.Запиши вывод.

 

Производственные этапы изготовления ткани.

волокно → нити (пряжа) → ткачество → суровая ткань (суровьё) → → отделка → готовая ткань (запись в тетрадь).

Первым этапом в производстве тканей является получение нитей (пряжи) из волокон. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, разрыхляют на машинах, очищают от сора, перемешивают, а затем вытягивают в тонкую ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница. (показ). На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на шпули. (показ)

Процесс, в результате которого из волокон получают пряжу, называют прядением, а людей, занимающихся этим делом – прядильщиками. (Сообщение об этой профессии обучающимся, подготовленное заранее или презентация). (Определение записать в тетрадь)

пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань. Рассмотрите на образцах через лупу направление нитей. Вы видите, что нити идут вдоль ткани и поперек, т.е. они переплетаются. Существуют различные виды переплетений нитей. Самое простое – полотняное, в котором нити переплетаются через одну. (Показ. Зарисовка схемы переплетения).

Присмотритесь, нити, идущие вдоль ткани более ровные, поэтому и более прочные, ведь они служат основой ткани. их так и называют нити основы или долевые нити. А нити, расположенные поперек ткани, называют нитями утка'. Обратите внимание, что уточные нити при повороте огибают крайнюю нить основы. Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения. Они более мягкие, гибкие, пушистые. Т.е. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними. Рассмотрев образец ткани, вы видите, что с двух сторон ткани по долевой нити образуются не осыпаемые края – кромки. Кромка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей основы. По направлению нитей основы ткань не тянется, а попрек, по утку тянется хорошо. (Работа в парах по определению долевых и уточных нитей).

Мы с Вами разобрали, как получают ткань на производстве – этот процесс называется ткачеством. А занимаются этим люди профессии ткач. (Сообщение об этой профессии обучающимся, подготовленное заранее или презентация). (Определение записать в тетрадь)

Вот ткачи получили ткань на ткацком станке. Она имеет серый цвет или желтоватый и называется суровье. Поверхность ее шероховатая и поэтому ее подвергают отделке: опаливают, отбеливают, пропитывают специальными составами и, наконец, красят. Все эти операции выполняют на лицевой стороне ткани. Поэтому она более гладкая, на ней меньше узелков и ворсинок. На изнаночной стороне рисунок бледнее. Краску наносят с помощью печатных машин.

Давайте еще раз рассмотрим ткань. Она имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Чем они отличаются?

Ткань сначала отбеливают, затем красят в какой-либо цвет или наносят рисунок.

Рисунок наносится на лицевую сторону ткани. Об этом нам поведает . . . . – учитель ИЗО

Чтобы ткань имела такой красивый вид с различными рисунками и цвета, их нужно разработать и нарисовать эскиз будущего полотна. Этим занимаются художники в мастерских. Они на бумажном полотне прорабатывают рисунок. И мы с вами попробуем себя в роли такого разработчика. Ваша задача – придумать узор для будущей ткани. Продумайте композицию рисунка: повторяется он или располагается на всю ширину ткани; на каком расстоянии находятся элементы рисунка и какого они цвета; фон ткани. Не забудьте применить законы композиции при ее построении. (Показ лоскутов ткани с рисунками и комментарии к ним).

Обратили ли вы внимание, что рисунок повторяется ни один раз? Это особенность называется раппорт (франц. приносить обратно) Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка. Повторяется он многократно с определенной очередностью, периодичностью, друг над другом или по диагонали.

Практическая работа.

Выполнение в набросков в карандаше, индивидуальная помощь обучающимся.

Уточнить выполненный эскиз, подготовить его для работы краской.

Давайте мы придадим нашей ткани цветовую гамму. Каждый элемент должен иметь свой цвет или оттенок, подбираем их с особой тщательностью. Рекомендуемые тона - сочетание теплых и холодных оттенков. (Упражнение на доске на палитре)

Начинать работу необходимо с более светлых тонов. Краску накладывать равномерно. Если необходим контур, обводка ее следует делать того же цвета, но на несколько тонов темнее или черным.

Выполнить элементы в цвете.



С какой группой волокон мы познакомились?

Из какого сырья изготавливают ткань?

Признаки определения направления нитей в ткани? Как определить направление нити основы в ткани?

Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

Как лучше расположить рисунок для создания будущей ткани?


Уборка рабочих мест. Д/задание. Оценивание.

Показ работ. Мини выставка. Комментарии учителя.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.