Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем
Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем
Система обучения XXI века значительно изменилась. Наряду с обычными школами и детскими садами появились частные, высшее образование теперь можно получать платно, набирает обороты дистанционный формат. Цель современной системы образования – это обеспечение права человека на образование. Она реализуется с помощью инновационных педагогических и информационных технологий.
Но без прошлого нет настоящего и не может быть будущего. Мы видим тесную связь основных выводов и требований современной школы с педагогическими идеями К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и др. В их научных трудах реализуется система развивающего обучения.
В этой статье я хотела бы поделиться своими идеями о развитии системы обучения на основе педагогического наследия прошлых лет и современной реализации идей К.Д.Ушинского в области педагогики.
- Основополагающая идея педагогической теории Константина Дмитриевича Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Сейчас получить образование стало намного проще. Есть платное и бесплатное обучение. Каждый может выбрать ВУЗ на свой вкус. Константин Дмитриевич пишет: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
2. Реформирование народной школы. Просвещение должно быть передано обществу. Именно оно должно выступать его активным организатором. Так, в наши дни образование действительно передано обществу. У него много возможностей.
- Труд – основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д. Действительно, труд очень важен. И в наше время тот, что не умеет трудиться, не добьётся успеха. Важно приучать ребёнка к труду уже с малых лет. Сейчас это реализуется в школах и детских садах.
4. Традиции и родной язык. Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь». В любую эпоху важно знать язык своей страны. А без знания традиция своей страны человек не может считаться его полноправным гражданином, патриотом. Очень важно знать историю своей родины. Сейчас традиции и обычаи своей страны, а также родной язык изучаются активно.
5. Теория и практика. Теорию обязательно должна дополнять практика, потому что мы должны применять полученные знания в деле. У студентов вузов на старших курсах обязательно имеется практика. Это очень важно.
- Основа педагогики. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Человек должен изучаться всесторонне, в ракурса многих наук (философия, психология и т.д.). Сейчас в вузах активно изучаются эти предметы.
7. Воспитание. «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д. Действительно, воспитание – основа всего. Невоспитанный человек и в наши дни не будет высоко оценён.
8. Воспитание нравственности. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. В наше время в школах очень активно проводится патриотическое, нравственное и гражданское воспитание, ведь очень важно формировать личность человека с малых лет.
9. Женское образование. Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский К. Д. Раньше женщины не могли учиться, а теперь всё изменилось. Они обучаются наравне с мужчинами и могут занимать руководящие должности. Равноправие полов реализуется в наше время.
- Ушинский о педагоге. Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой». Конечно, в наши дни учителей становится всё меньше и меньше. Но тот, кто пришёл в школу по собственному желанию, действительно личность высоконравственная, искренняя, честная, стремящаяся к далёким высотам.
Использованная литература:
Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 20.02.2022).