Мастер – класс «Эффективность инновационных методов обучения»

0
0
Материал опубликован 3 November 2022

Мастер – класс

«Эффективность инновационных методов обучения»

 

Подготовили

Мещерякова Наталия Владимировна,

преподаватель филологии;

Пастухов Иван Алексеевич

преподаватель филологии.


Цель мастер- класса

Создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса, через демонстрацию педагогического опыта.

Задачи мастер – класса:

популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогов;

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;


Звезда, упавшая с небес

Погасла, но не умерла

Сменила форму...


Какие ассоциации вызвало у вас это высказывание?

Ответы слушателей

Выслушав ваше мнение по данному вопросу, приходим к общему выводу: НИЧТО НЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ НИОТКУДА И НЕ ИСЧЕЗАЕТ В НИКУДА.



Прогрессоры и Регрессоры


Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. Образование переживает процесс модернизации.

Всё что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование стало неожиданно «нелепым», «старомодным», «неэффективным».

Готовы ли мы к переменам и сможем ли выступить в роли «Прогрессеров», как в книге братьев Стругацких, и направить образование к прогрессу в нужном направлении? Или наоборот, не умея руководствоваться новыми технологиями выступим в роли «Регрессоров» и только навредим сложившейся системе образования?


Многие видят крайнюю необходимость внедрения новых образовательных технологий. С учётом изменения мышления разумно строить образовательные технологии, которые будут отвечать требованиям времени.


Технологии


К современным инновационным образовательным технологиям относятся:

- технология проектно-исследовательской деятельности;

- технология дистанционного обучения;

-технология развивающего обучения;

- проблемное обучение;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- разноуровневое обучение;

- технология модерации;

- технология профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод);

- технология интеллект-карт;

- информационно-коммуникационные технологии ( IT –технологии);

- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- технология использования в обучении игровых методов;

- технология развития критического мышления;

- технология АМО (активных методов обучения);

- здоровьесберегающие технологии



О некоторых выше перечисленных педагогических технологиях поговорим подробнее, а о других технологиях вы сможете прочитать в информационном буклете.


КЕЙС – МЕТОД

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения


Кейс-технология - это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов)

Практическая часть по созданию кейса


Уважаемые участники, перед вами лежит кейс, который необходимо решить.

Прочитайте ситуацию и выполните задания кейса.

Пути решения могут быть различными (графические, письменные)


Тип кейса: практический

Содержание кейса: Описание ситуации «Как помочь Пете?»


Попрощавшись с товарищем, Петя пришел домой, сделал уроки, успел поиграть в компьютерную игру и стал дожидаться друга. Он решил приготовить чай к его приходу, поставил на газовую плиту чайник, вернулся в комнату и чтобы скоротать время взял книжку. Время незаметно пролетело, стук в дверь возвестил о приходе друга. Войдя в дом, Гена как-то странно себя повел, нюхал воздух и смешно морщил нос.

- Что с тобой? – спросил Петя - Почему носом пыхтишь?

- Что-то у тебя странно пахнет? – сказал Гена.

- Что тут может пахнуть. Краской?... нет…, цветами? … тоже нет…, даже чаем … Ой!!!

Петя оборвал свою речь на полуслове и стремглав побежал в кухню.

В кухне творилось что-то невообразимое. Комната была полна пара, пахло горелой резиной. Запах щипал глаза, въедался в легкие. А на плите стоял злополучный чайник. Генка, побежавший следом за Петей, увидел, как из глаз друга текли слезы.

-Понимаешь, хотел тебя чаем напоить. А тут вот как вышло – тихо сказал Петя.

- Что чайник ставил, вижу, а дальше? – нетерпеливо спрашивал Генка.

- Книжку сел почитать.

- И забыл?

- Забыл! – обреченно ответил Петька.

Выделение основной проблемы.

- Почему чаепитие сорвалось?

- Кто виновен в сложившейся ситуации?

- Как не допустить повторение ситуации?

Предложение концепций.

Участники отвечают на проблемные вопросы, предлагают решение проблемы. Коллективное обсуждение и общий вывод.

Анализ решений.

Группы представляют свои работы.

Решение кейса.

1. Проблема

Почему чаепитие сорвалось?

Кто виновен в сложившейся ситуации?

Как не допустить повторение ситуации?




2. Концепция (пути решения)

3. Итог работы

Итак, в итоге мы получили памятку, как не допустить подобной ситуации у себя дома. Данная технология дает возможность ученикам усвоить информацию, отрабатывает умение работать с текстом, создавать авторский продукт, повышать уровень коммуникативных навыков.


Практическая часть по созданию интеллект – карт


В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии.


В основу положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони БьЮзена.


Использование этого метода способствует:

Избавлению от огромного количества лишней работы.

Фокусирование на задаче для наилучшего результата.

 Хороший метод анализировать свои мысли..


Разберем на практике основные этапы составления интеллект-карт

Этап 1-й: Выбор темы

Я предлагаю взять для рассмотрения фрагмент урока- обобщения на 1 курсе по русскому языку «Существительное»

В центре листа напишите существительное. Обведите слово в рамку- это основное понятие.

Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака

На данном этапе предлагается каждому участнику, написать слова, связанные с данным понятием на листе.

Объедините слова в группы, дайте название каждой.

От понятия проведите столько стрелок, сколько групп.

По одному участнику от группы рассказывают, что получилось у них.

Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты

Наши умные головы собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. И теперь создаете общую интеллект-карту.

Самое главное на этом этапе:

Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда.

Здесь вы необходимо согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.

Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать.


По одному участнику от группы выходят и показывают, что получилось у них


Этап 4-й: Инкубация

Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому наши умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают. А в это время их бессознательное будет потихоньку работать.

Этап 5-й: Вторая редакция

-Сейчас я попрошу дополнить свою карту, рядом мыслей, пришедших во время периода «инкубации». Внимательно рассматриваем общую карту, добавляем идеи, пришедшие во время «Инкубации».

По одному участнику от группы выходят и показывают, что получилось у них.

t1667490748aa.gifВ ваших картах собрана информация по теме.


Таким образом, что ее можно будет обозреть одним взглядом. Как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе составления интеллект-карт, то с ними гораздо удобнее работать, ни одна не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые.


Заключение.


В недалёком будущем в учебном процессе будут активно применяться IT-технологии. Может быть, будут широко использоваться программы, которые смогут проверять эссе, распознавать изображения, оценивать степень участия в коллективной работе, и собирать данные об успехах в течение всего учебного процесса.

Жертвуя консервативной частью обучения и включая максимально- инновационное мышление, мы не будем бороться с изменившимся мышлением учеников, а будем восполнять то, чего они лишены: путешествия, музыка, театры, рисование, а главное - обычное живое общение.

Ни одна реформа образования не может быть успешной, если она не состоится в голове каждого преподавателя. Для того, чтобы учителя не «вымывались», потребуется немало средств не только на оснащение школ новым оборудованием, но и на поддержку профессиональных кадров.

Учителя, которые готовы комбинировать накопленный педагогический опыт и будущие технологии, получат весьма впечатляющие результаты.

Что касается традиционной классно-урочной системы, она, возможно, отомрёт, и каждый сможет учиться в своём темпе, по личному учебному плану.


Рефлексия


Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями от мастер-класса:

1. Свое настроение и эмоциональное состояние выразите с помощью картинки с изображением лица.

2. Оцените свою деятельность с помощью «Дерева успеха»: зеленый лист – все удалось, желтый лист – испытывал небольшие затруднения.

3. Продолжите предложение

- Сегодня я

понял_______________________

узнал________________________

разобрался___________________

- После занятия мне захотелось________________________



















Литература

Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2020. С. 63-64.

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011. 145 с.

Власова Т.А. Личностно ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности [Электронный ресурс] Сборник научных материалов научно - практической конференции «VI Знаменские чтения». - Ч. 1. - Сургут, 2019.//www.Planetadissertachi.r

Гузь В.В. Формирование профессионально личностной устойчивости учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2021. - 20 с.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. - М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.

Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб.: Питер, 2012.

Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения //Вестник образования России. - 2005. № 7-8. С. 35-58.

Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы //Акмеология. - 2008. - № 1. С. 22-32.

Петренко А.А. Концепция модернизации образования. – М., 2010.


Ссылки:

https://school323.ru/?download=st6.pdf

https://media.foxford.ru/articles/kak-ispolzovat

https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.