Мастер – класс «Эффективность инновационных методов обучения»
Мастер – класс
«Эффективность инновационных методов обучения»
Подготовили
Мещерякова Наталия Владимировна,
преподаватель филологии;
Пастухов Иван Алексеевич
преподаватель филологии.
Цель мастер- класса
Создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса, через демонстрацию педагогического опыта.
Задачи мастер – класса:
популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогов;
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму...
Какие ассоциации вызвало у вас это высказывание?
Ответы слушателей
Выслушав ваше мнение по данному вопросу, приходим к общему выводу: НИЧТО НЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ НИОТКУДА И НЕ ИСЧЕЗАЕТ В НИКУДА.Прогрессоры и Регрессоры
Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. Образование переживает процесс модернизации.
Всё что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование стало неожиданно «нелепым», «старомодным», «неэффективным».
Готовы ли мы к переменам и сможем ли выступить в роли «Прогрессеров», как в книге братьев Стругацких, и направить образование к прогрессу в нужном направлении? Или наоборот, не умея руководствоваться новыми технологиями выступим в роли «Регрессоров» и только навредим сложившейся системе образования?
Многие видят крайнюю необходимость внедрения новых образовательных технологий. С учётом изменения мышления разумно строить образовательные технологии, которые будут отвечать требованиям времени.
Технологии
К современным инновационным образовательным технологиям относятся:
- технология проектно-исследовательской деятельности;
- технология дистанционного обучения;
-технология развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- разноуровневое обучение;
- технология модерации;
- технология профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод);
- технология интеллект-карт;
- информационно-коммуникационные технологии ( IT –технологии);
- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- технология использования в обучении игровых методов;
- технология развития критического мышления;
- технология АМО (активных методов обучения);
- здоровьесберегающие технологии
О некоторых выше перечисленных педагогических технологиях поговорим подробнее, а о других технологиях вы сможете прочитать в информационном буклете.
КЕЙС – МЕТОД
Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий является «кейс» - технология.
Историческая справка
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения
Кейс-технология - это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов)
Практическая часть по созданию кейса
Уважаемые участники, перед вами лежит кейс, который необходимо решить.
Прочитайте ситуацию и выполните задания кейса.
Пути решения могут быть различными (графические, письменные)
Тип кейса: практический
Содержание кейса: Описание ситуации «Как помочь Пете?»
Попрощавшись с товарищем, Петя пришел домой, сделал уроки, успел поиграть в компьютерную игру и стал дожидаться друга. Он решил приготовить чай к его приходу, поставил на газовую плиту чайник, вернулся в комнату и чтобы скоротать время взял книжку. Время незаметно пролетело, стук в дверь возвестил о приходе друга. Войдя в дом, Гена как-то странно себя повел, нюхал воздух и смешно морщил нос.
- Что с тобой? – спросил Петя - Почему носом пыхтишь?
- Что-то у тебя странно пахнет? – сказал Гена.
- Что тут может пахнуть. Краской?... нет…, цветами? … тоже нет…, даже чаем … Ой!!!
Петя оборвал свою речь на полуслове и стремглав побежал в кухню.
В кухне творилось что-то невообразимое. Комната была полна пара, пахло горелой резиной. Запах щипал глаза, въедался в легкие. А на плите стоял злополучный чайник. Генка, побежавший следом за Петей, увидел, как из глаз друга текли слезы.
-Понимаешь, хотел тебя чаем напоить. А тут вот как вышло – тихо сказал Петя.
- Что чайник ставил, вижу, а дальше? – нетерпеливо спрашивал Генка.
- Книжку сел почитать.
- И забыл?
- Забыл! – обреченно ответил Петька.
Выделение основной проблемы.
- Почему чаепитие сорвалось?
- Кто виновен в сложившейся ситуации?
- Как не допустить повторение ситуации?
Предложение концепций.
Участники отвечают на проблемные вопросы, предлагают решение проблемы. Коллективное обсуждение и общий вывод.
Анализ решений.
Группы представляют свои работы.
Решение кейса.
1. Проблема
Почему чаепитие сорвалось? | Кто виновен в сложившейся ситуации? | Как не допустить повторение ситуации? |
| | |
2. Концепция (пути решения)
3. Итог работы
Итак, в итоге мы получили памятку, как не допустить подобной ситуации у себя дома. Данная технология дает возможность ученикам усвоить информацию, отрабатывает умение работать с текстом, создавать авторский продукт, повышать уровень коммуникативных навыков.
Практическая часть по созданию интеллект – карт
В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии.
В основу положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони БьЮзена.
Использование этого метода способствует:
Избавлению от огромного количества лишней работы.
Фокусирование на задаче для наилучшего результата.
Хороший метод анализировать свои мысли..
Разберем на практике основные этапы составления интеллект-карт
Этап 1-й: Выбор темы
Я предлагаю взять для рассмотрения фрагмент урока- обобщения на 1 курсе по русскому языку «Существительное»
В центре листа напишите существительное. Обведите слово в рамку- это основное понятие.
Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака
На данном этапе предлагается каждому участнику, написать слова, связанные с данным понятием на листе.
Объедините слова в группы, дайте название каждой.
От понятия проведите столько стрелок, сколько групп.
По одному участнику от группы рассказывают, что получилось у них.
Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты
Наши умные головы собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. И теперь создаете общую интеллект-карту.
Самое главное на этом этапе:
Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда.
Здесь вы необходимо согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.
Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать.
По одному участнику от группы выходят и показывают, что получилось у них
Этап 4-й: Инкубация
Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому наши умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают. А в это время их бессознательное будет потихоньку работать.
Этап 5-й: Вторая редакция
-Сейчас я попрошу дополнить свою карту, рядом мыслей, пришедших во время периода «инкубации». Внимательно рассматриваем общую карту, добавляем идеи, пришедшие во время «Инкубации».
По одному участнику от группы выходят и показывают, что получилось у них.
В ваших картах собрана информация по теме.
Таким образом, что ее можно будет обозреть одним взглядом. Как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе составления интеллект-карт, то с ними гораздо удобнее работать, ни одна не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые.
Заключение.
В недалёком будущем в учебном процессе будут активно применяться IT-технологии. Может быть, будут широко использоваться программы, которые смогут проверять эссе, распознавать изображения, оценивать степень участия в коллективной работе, и собирать данные об успехах в течение всего учебного процесса.
Жертвуя консервативной частью обучения и включая максимально- инновационное мышление, мы не будем бороться с изменившимся мышлением учеников, а будем восполнять то, чего они лишены: путешествия, музыка, театры, рисование, а главное - обычное живое общение.
Ни одна реформа образования не может быть успешной, если она не состоится в голове каждого преподавателя. Для того, чтобы учителя не «вымывались», потребуется немало средств не только на оснащение школ новым оборудованием, но и на поддержку профессиональных кадров.
Учителя, которые готовы комбинировать накопленный педагогический опыт и будущие технологии, получат весьма впечатляющие результаты.
Что касается традиционной классно-урочной системы, она, возможно, отомрёт, и каждый сможет учиться в своём темпе, по личному учебному плану.
Рефлексия
Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями от мастер-класса:
1. Свое настроение и эмоциональное состояние выразите с помощью картинки с изображением лица.
2. Оцените свою деятельность с помощью «Дерева успеха»: зеленый лист – все удалось, желтый лист – испытывал небольшие затруднения.
3. Продолжите предложение
- Сегодня я
понял_______________________
узнал________________________
разобрался___________________
- После занятия мне захотелось________________________
Литература
Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2020. С. 63-64.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011. 145 с.
Власова Т.А. Личностно ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности [Электронный ресурс] Сборник научных материалов научно - практической конференции «VI Знаменские чтения». - Ч. 1. - Сургут, 2019.//www.Planetadissertachi.r
Гузь В.В. Формирование профессионально личностной устойчивости учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2021. - 20 с.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. - М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.
Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб.: Питер, 2012.
Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения //Вестник образования России. - 2005. № 7-8. С. 35-58.
Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы //Акмеология. - 2008. - № 1. С. 22-32.
Петренко А.А. Концепция модернизации образования. – М., 2010.
Ссылки:
https://school323.ru/?download=st6.pdf
https://media.foxford.ru/articles/kak-ispolzovat
https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/