Система обучения XXI века опыт прошлого – реализация в будущем

4
0
Материал опубликован 13 February 2022 в группе

Обучение — это средство передачи социального опыта, превращения его

в достояние индивида, подготовки подрастающего поколения к выполнению

социальных функций. [12,с.5]

Система обучения в России складывалась постепенно. Рассмотрим подробнее.

В начале своего становления система начального обучения на Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики (в семье, мастерами грамоты и т. д.).

Первоначальное обучение на Руси начиналось в возрасте 7 лет и продолжалось около двух лет. Изучали азбуку, затем слоги, параллельно с чтением изучалось письмо, счет до 100 или 1000, пение, заучивались молитвы и псалмы. Учиться было тяжело, так как читать учились буквослагательным методом: первый год — названия букв (аз, буки, веди и т. д.), второй год — слоги (сначала 260 двухбуквенных, потом 160 трехбуквенных, 130 четырехбуквенных слогов и так до шестибуквенных), третий — собственно читать (вначале по складам, то есть с называнием букв каждого слога и произнесением каждого слога в отдельности, читать слова с титлами (сокращениями), рукописный текст (слова писались слитно), читать нараспев). Известны буквари того времени, созданные Иваном Федоровым (1574), Василием Бурцевым (1634), два букваря иеромонаха Чудовского монастыря Кариона Истомина (1694, 1696).

Российская система образования развивалась как демократическая. В главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учета знаний учеников, использовалась классно-урочная система. В уездных и заштатных городах и в губернских городах, где недостаточно было одного главного училища, создавались малые народные училища. Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счет, малоимущим помогало государство.

Приходские училища открывались в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Это давало реальную возможность все большему числу детей получить образование. Училища имели две цели: подготовить к продолжению обучения (в уездном училище) и дать детям общеобразовательные знания — Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики. Важным гуманистическим достоинством училищ было предоставление равных возможностей учиться мальчикам и девочкам. Способ обучения в приходских училищах мог быть обыкновенный и по методу Ланкастера (открытому в Великобритании в 1798 г. и предполагающему обучение учителем старшего ученика, а затем под руководством учителя обучение старшим младших).

В XIX в. большой вклад в развитие начального образования внесло общественно-педагогическое движение 1960-х гг., и в частности педагогическая деятельность и гуманистические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1870).

К. Д. Ушинский является автором звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению, который, в отличие от буквослагательного (применявшегося более 400 лет в России и отбивавшего желание учиться), позволил быстрее и легче обучать ребенка, развивать его мышление и речь, погружать в тайны родного языка. Обучение чтению строилось в три этапа: 1) наглядное обучение; 2) подготовительные упражнения в письме; 3) звуковые упражнения, готовящие к чтению. Сначала дети знакомились с гласными, а потом с согласными звуками, далее учились определять их в словах и лишь затем переходили к чтению.

Большое значение для начальной школы имела разработанная Константином Дмитриевичем теория обучения — дидактика, опиравшаяся на открытые к тому времени физиологические и психологические законы развития человека.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что начальное обучение должно быть по преимуществу развивающим и строиться на простом и доступном детям материале. Главная задача — «приучить ученика к отчетливости и основательности в понимании» [6] то есть развить логическое мышление. Для этого необходимо «приучить дитя по возможности долго и сильно сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете». [6] Отсюда основу начального обучения составляет специально подготовленная педагогом наглядность.

«Руководство к обучению грамоте» было составлено им первоначально для обучения его старшей дочери. К. Д. Ушинский высоко оценил значение этой маленькой книжечки ценой в 10 копеек: «Ваше руководство к обучению грамоте имеет чисто практическую цель, и потому вы из самой практики могли убедиться, что оно составлено очень хорошо…[7]

По глубокому убеждению Н. А. Корфа, школа должна не только обучать, но и воспитывать, развивать природные силы ребенка. Осваивая сформулированный К. Д. Ушинским принцип наглядности, Н. А. Корф даже выделяет отдельный предмет — наглядное обучение — и связывает его с обучением родному языку. Основной метод обучения, по его мнению, — развивающий, то есть возбуждающий мышление и самодеятельность. В 1873 г. вышла его книга «Русская азбука для детей» и пособие «Предметы обучения в народной школе». Главными методами обучения в начальной школе он считал наблюдения и выводы, а в качестве основных принципов рассматривал наглядность и последовательность: «Последовательный метод восхождения от частного к общему, от наблюдения к выводу должен быть проведен во всех предметах элементарного обучения… Учась последовательно, дети незаметно усваивают самый метод изучения, а это и есть первое, главное, самое необходимое из всех приобретенных знаний».

В. И. Водовозов отмечал важность выстраивания гуманистических отношений между учителем и детьми, способствующих поддержке классной дисциплины и повышению качества обучения.

Николай Федорович Бунаков (1826–1888) в Вологодском уездном училище и в Воронежской военной гимназии организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, много руководил учительскими съездами и курсами. Главнейшее воспитательное средство, по мысли Н. Ф. Бунакова, — это обучение, содействующее развитию способности к самообучению и самоусовершенствованию. Николай Федорович Бунаков открывает на свои средства начальное народное училище. Обучение в школе продолжалось три года. Н. Ф. Бунаков впервые в русской школе разработал методику объяснительного чтения (чтение — беседа — отчет о прочитанном) как часть общей методики начального обучения.

Н. Ф. Бунаков также предложил методику работы учителя с несколькими классами, эффективную для обучения в сельской школе.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853–1924) написал книгу «Всеобщее начальное обучение». Особенно много внимания В. П. Вахтеров уделял обучению чтению, подробно описывая методику обучения в предисловиях к разным изданиям «Мира в рассказах для детей». В. П. Вахтеров — автор книг для первоначального обучения. Книга «Предметный метод обучения» описывает активный метод наглядного обучения. «В моих руках 200 записок, собранных в обеих школах. В первой обучение природоведению велось по классной книжке… в другой применялось наглядное обучение. И как мы видим, характер преподавания резко отразился на интересах детей». [9]

Каким требованиям должны отвечать содержание, методы и формы обучения в 21 веке?

Прежде всего, это технология развивающего обучения, согласно которой знания являются не целью и конечным результатом обучения, а средой развития у учащихся целостной совокупности личностных качеств (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Именно развивающая среда создает условия для формирования субъектности учения, в ходе чего у ученика формируется познавательная активность и учебная самостоятельность, т. е. он способен научить себя учиться. В этом выражается направленность результатов на собственную регуляцию деятельности: ученик самостоятельно ставит цели, планирует деятельность, рефлексирует, контролирует себя. В условиях традиционного обучения (в отличие от развивающего) этапы регуляции частично или полностью сворачиваются, что приводит к задержке развития учащегося.

Освоение новых технологий обучения и практик “формирующего” оценивания нацеливает педагогов на постоянное самообразование, взаимодействие с профессиональным сообществом и обмен опытом, а администрацию учреждений образования — на создание самообучающегося педагогического сообщества по внедрению инновационного педагогического опыта. Обучение через исследование, персонализация обучения, оценивание для обучения (оценить сегодня, чтобы научить завтра) — вот принципы обучения XXI в., которые определяют векторы развития современного творческого учителя.

Вариативность — один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. [12,с.51]

В условиях увеличения информационных ресурсов возрастает роль ценностной компоненты обучения. Чтобы добиться успеха, необходимо найти новые технологии обучения, способные максимально использовать преимущества процессов цифровизации, и обеспечивающие развитие проектных компетенций обучающихся. Однако добиться реализации данной цели просто на основе обучения проектной деятельности невозможно, необходимы новые образовательные технологии, способные интегрировать развитие ценностной компоненты будущих специалистов с навыками проектной деятельности. [13,с.29]

Особенности современной системы обучения:

1. Обучение должно быть личностно-ориентированным

2. Обучение должно быть совместным

3. Обучение должно быть контекстным

4. Учебные заведения должны быть интегрированы с обществом

Система дидактических принципов формируется в их целостном взаимодействии.


Используемая литература:

1. Педагогика XXI века: теория, практика, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции. 4 июля 2016 г. / Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ООО «Образовательный центр «Инициатива», 2016. – 241 с.

2. Развивающее обучение в цифровую эпоху: Занковские чтения // Сборник статей и методических материалов Международной научно-практической конференции. 18 марта 2021 г. / Под ред. доктора пед. наук, профессора В. Ф. Габдулхакова. Казань: Отечество, 2021. – 463 с.

3. Интерактивное образование Информационно-публицистический образовательный журнал. 2017, № 5 Долгова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века.

4. Мартюшов, Л. Н.История образования в России и на Урале [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мартюшов, М. В Суворов ; Урал. гос.пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017 – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

5.Педагогика начального образования. Под редакцией С.А.Котовой

6.Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 7. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Т. 5. Предисловие к 1-му изд. «Детского мира». — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. С. 76.

7. Песковский М. Л. Барон Николай Корф. Его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк М. Л. Песковского. — М.: Директ-Медиа, 2014.

8. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. С. Аранский / Под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.

9.Вахтеров В. П. Предметный метод обучения. — М., 1918.С. 272–273.

10.Е.А.Гулецкая Навыки человека ХХI века в школьном образовании.

11. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (21)).

12. Борытко, Н. М.Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 72 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика».Вып. 5).

13. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020 – 186 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.