Статья «Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО»

4
0
Материал опубликован 9 September 2021 в группе

Е.Л. Куприянова

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции», преподаватель

Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

Аннотация: в данной статье рассматривается дистанционное обучение как инновационная технология реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. В статье раскрываются основные черты технологии дистанционного обучения. Статья описывает проблематику использования BYOD-технологии в образовательном процессе. Изложены основные принципы использования и проведен анализ перспектив дальнейшего применения данной технологии в среднем профессиональном образовании. Цель статьи выявить преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным.

Abstract: this article deals with distance learning as an innovative technology for the implementation of Federal state educational standards of secondary vocational education. The article reveals the main features of distance learning technology. The article describes the problems of using BYOD-technology in the educational process. The basic principles of use are stated and the analysis of prospects of further application of this technology in secondary vocational education is carried out. The purpose of the article is to identify the advantages of distance learning in comparison with traditional.

Ключевые слова: мотивация обучения, личностно-ориентированное обучение, BYOD – технология, удаленный доступ, современные образовательные технологии.

Keywords: motivation for learning, student-centered learning, BYOD – technology, remote access, modern educational technologies.


В условиях формирования информационного общества происходят значительные модернизации во всех сферах общественной жизни. Возникла потребность в том, чтобы информация для студентов стала удобна в использовании и доступна.

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации - насущная необходимость, поскольку колледж несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации образовательной программы, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения [1].

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации становится единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

На базе учебного заведения СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» уже несколько лет успешно используется система дистанционного обучения Moodle. Она применяется как в учебном процессе (в виде лекций, заданий на лабораторные работы и т.д.), так и для контроля знаний и организации самостоятельной деятельности студентов.

Очевидно, что в последние годы уровень посещаемости занятий, особенно у студентов старших курсов, заметно снизился. Система Moodle позволяет отчасти решить эту проблему, т.к. используется как для поддержки очного обучения, так и для организации дистанционных курсов.

Использование дистанционного обучения учащихся, которые на могут посещать колледж в связи с заболеванием, является отличной альтернативой посещения занятий, т.к. курсы, организованные в системе Moodle обеспечивают организацию учебного процесса (в виде лекций, заданий на лабораторные работы и т.д.), самостоятельную деятельность студентов и контроль знаний. Дистанционная форма обучения подростков с ОВЗ, является основной и наиболее эффективной. Индивидуальный подход в обучении таких студентов, это основа их обучения.

Система Moodle позволила модернизировать систему под требования образовательных программ нашего учебного заведения и организовать обучение путем совместного решения учебных задач.

Одно из достоинств Moodle - широкие коммуникационные возможности: поддерживается обмен файлами любых форматов между преподавателем и студентом, встроенный сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех учащихся о новых событиях [3].

В рамках одной дисциплины для каждого конкретного вида занятий в каждой группе формируется отдельный курс Moodle. Управление этим курсом (лекции, задания, аттестация, посещаемость, активность студентов, время их учебной работы в сети) осуществляется преподавателем, ведущим занятия по данному курсу.

Метакурсы Moodle используются для предоставления контента, предназначенного для студентов различных групп, изучающих одноименную дисциплину.

Система Moodle требует от преподавателя достаточно большой затраты сил при подготовке разделов курса и, как правило, должна предваряться дополнительным обучением работе в системе, однако в дальнейшем позволяет значительно облегчить работу по итоговой аттестации студентов и делает возможным унифицировать в масштабах колледжа преподавание одной дисциплины несколькими преподавателями.

Преимущества применения дистанционного обучения:

более высокая адаптивность к уровню подготовки и способностям обучаемых, их здоровью;

повышение качества образовательного процесса за счет использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;

оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса;

повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации.

К минусам дистанционного обучения можно отнести отсутствие личного контакта преподавателя и студента, но дистанционное обучение позволяет студенту, который не может посещать колледж на протяжении нескольких месяцев, вернуться к обычному обучению [2].

Кроме того, отсутствие личного контакта компенсируется общением на форумах, организованных в рамках курсов, где студенты могут получить консультации по выполнению заданий. Такая форма общения привычна современным подросткам.

Таким образом, использование дистанционного обучения учащихся, которые на могут посещать колледж является отличной альтернативой посещения занятий.

Реализация возможностей современных информационных технологий на занятиях расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятия с использованием современных информационных технологий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию индивидуальности, профессиональной реабилитации.

Опыт использования системы Moodle показал, что она предоставляет необходимый набор инструментов по сопровождению курсов и повышает их эффективность.

Особенность Moodle как педагогической системы заключается в распространении получения знаний посредством действия и вовлечении обучающихся в процесс их формирования. Этот особый подход к обучению, который называется "социальной конструктивной педагогикой", позволяет вывести образовательный процесс на инновационный уровень.

Сегодня учебные курсы создаются и доступны не только на специальных веб ресурсах со стационарных компьютеров, но и в виде мобильного приложения. Мобильный формат учебного курса открывает новые возможности их применения, расширяя спектр заданий и предоставляя новые способы реализации интерактивности как в традиционном классе, так и в любом удобном для студентов месте.

Moodle Mobile является официальным бесплатным мобильным приложением. С его помощью студенты могут просматривать содержимое курсов, даже в автономном режиме. Получать мгновенные уведомления о сообщениях и других событиях. Бесплатное мобильное приложение Moodle Mobile для Android и IOS полностью поддерживают СДО СПб ТКУиК, что позволяет преподавателю систематизировать все дополнительные и мультимедийные материалы мобильного формата, мобильные задания, а также мобильные коммуникативные инструменты в одном доступном и удобном в применении ресурсе - что способствует эффективной организации учебного процесса.

Своевременность применения мобильных технологий в образовательной среде обусловлена следующими предпосылками: высокий уровень и динамика распространения мобильных устройств (не редкость, когда один пользователь является владельцем двух и более устройств), устойчивый интерес к их применению, возможностью превратить в медиаконтент и сопутствующее содержание в инфраструктуру образовательного и научно-исследовательского пространства [4].

На сегодняшний день существуют две основные концепции применения мобильных устройств в образовании: BYOD (bring your own device) и GYOD (give your own device). BYOD - “принеси свое собственное устройство“, концепция, в которой учащиеся приносят свои собственные устройства. GYOD - “дай мне свое устройство”, учащимся выдают мобильные устройства.

BYOD (Bring Your Own Device) – технология, составляющая неотъемлемую часть так называемого мобильного обучения (mobile learning). Данная технология была заимствована из сферы предпринимательства. Поначалу рассматриваемая как метод рационализации использования ресурсов предприятия, BYOD – технология проникает в самые разные области жизнедеятельности, в том числе, в образовательные учреждения.

Само понятие BYOD (Bring Your Own Device) – технология появилось в 2005 году, когда вышла работа Рафаэля Баллагаса «BYOD: Bring Your Own Device», где прозвучал впервые этот термин. Переводится он «принеси с собой своё устройство» и означает возможность пользоваться своими гаджетами в официальных организациях.

Очевидными достоинствами новой технологии являлись следующие факторы:

Удобство использования для пользователя уже знакомого ему устройства;

Мгновенный удаленный доступ к корпоративным ресурсам всем «мобильным» сотрудникам, а не только тем, у кого есть корпоративное устройство для доступа в сеть;

Сотрудники предпочитают пользоваться личными устройствами – компания экономит на приобретении техники;

К личному имуществу более бережное отношение, чем к корпоративному;

Однако сразу же были отмечены и недостатки. В статье Брайена Бергштейна “IBM Faces the Perils of “Bring Your Own Device” говорилось, что внедрение BYOD в 2010 г., позволившее сотрудникам использовать в корпоративных целях любые устройства, не принесло реальной экономии средств, но серьезно затруднили работу системных администраторов, которым пришлось разбираться с «зоопарком» приложений и программного обеспечения, которые оказались вне контроля ИТ-службы. В рамках решения данных проблем в компании составили гид по приложениям, которые можно использовать. Чтобы снизить заинтересованность в использовании потенциально опасных сервисов (таких как файлообменники, торренты и т.д.), в IBM разработали собственные аналоги данных сервисов. Большая часть сотрудников отнеслась лояльно к требованиям безопасности.

Если рассматривать понятие BYOD с точки зрения организации образовательного процесса, то оно будет близко к понятию методического приема, так как мобильные устройства, принесенные студентами с собой на занятия, выступают средством достижения определенной цели в предметной области. Однако с содержательной точки зрения BYOD может выступать в качестве технологии или концепции при условии массовости и системности его использования, а также для расширения потенциала преподавателя при планировании и проведении занятий. С технологической точки зрения BYOD предполагает использование персональных мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков) студентами и преподавателями для доступа к общесетевым и специализированным ресурсам образовательного учреждения.

Как указывает Д. А. Иванченко в работе «Применение подходов BYOD для построения стратегии информатизации высшего учебного заведения», успешность использования BOYD обусловлена рядом факторов, среди которых:

Высокий уровень и динамика распространения мобильных устройств в студенческой и преподавательской среде;

Существенный когнитивный потенциал аудитории, гибко реагирующей на изменения в практике организации образовательного процесса;

Легкость преобразования учебных материалов в медиа-контент и их интеграции в инфраструктуру образовательного пространства.

Наряду с положительными моментами, есть ряд негативных факторов:

Проблемы с совместимостью устройств, программных продуктов и т.д.

Проблемы с контролем и безопасностью, что играет важную роль в применении данной технологии в среднем профессиональном образовании

Принципы потенциального использования BYOD-технологии были сформулированы С. Г. Гусевой в работе «Использование BYOD-технологии в образовательном процессе»: студенты и преподаватель в любое время и в любой точке имеют доступ к курсу/ модулю в системе электронного обучения учебного заведения с любого мобильного устройства. Встроенные функции образовательной системы должны позволять координировать работу, обеспечивать доступ к материалам и заданиям, в том числе интерактивного характера, для всех участников образовательного процесса. Гибкость и высокая степень адаптивности ресурсов позволяет реализовывать индивидуализацию образовательного процесса. Индивидуализированность мобильных приложений и устройств способствует дифференциации обучения, так как каждый студент знает технические характеристики личного мобильно устройства и может варьировать настройки звука, изображения, способ доступа к учебному материалу.

Проведенные среди студентов и сотрудников учебных заведений исследования показали, что использование BYOD-технологии рационально с точки зрения экономии ресурсов и повышает мобильность участников образовательного процесса.

Использование мобильных приложений в образовательном процессе является актуальным направлением развития, так как гарантирует гибкость и мобильность образовательного процесса, позволяет оптимизировать финансовые затраты на обеспечение образовательного процесса учебно-методической и учебной литературой, способствует эффективному встраиванию новых направлений развития мировой системы образования.

Список литературы

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов и др. – М.: ИИО РАО, 2006. – 374 с.

Мясникова Т.С., Мясников С.А. Система дистанционного обучения MOODLE.- Харьков, 2008.-232 с.

Иванченко Д.А., Хмельков И.А. Применение подходов BYOD для построения стратегии информатизации высшего учебного заведения / Д.А. Иванченко, И.А. Хмельков, Д.Ю. Райчук, А.М. Митрофанов, А.В Самочадин, П.А. Рогов. СПб: Научно-технические Ведомости СПбГПУ, 2013, 174 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации