Инновационные педагогические технологии
Если вы обладаете знаниями,
дайте другим зажечь от них свои светильники.
Томас Фуллер
Общество и время диктует нам свои правила. Правила интенссивно меняются, как и время. Каждый год остается актуальная проблема современного обучения. Сначала учителя переживали период внедрения Федерального Государственного образовательнго стандарта, затем внедрение интерактивных инструментов в образовательный процесс, на смену – пришла пандемия, которая требует от нас дистанционное обучение, ну и, конечно, изменения во ФГОС не дают о себе забывать.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
• предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
• формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Все масштабные изменения диктуют нам изменить педагогический подход к образовательному процессу. Стандартные методологические практики должны уступать место новым инновационным педагогическим технологиям технологиям. Учителям нужно быть всегда в курсе новых открытий и трансформаций образования, а также мы просто обязаны овладевать современными иновационными технологиями и использовать их в своей работе.
Что же такое « Современные инновационные педагогические технологии»?
Современный - Относящийся к настоящему времени, теперешний. (толковый словарь Ожегова) ;
Для понятия «Инновация» существует достаточно много определений. Я выбрала наиболле подходящее мне. Конечно, в словаре Ожегова я уже его не нашла.
Инновация - это — [лат. innovatio обновление < innovare обновлять] 1) введение чего л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа; 2) экон. (чаще мн.ч.) вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только. (Словарь иностранных слов русского языка).
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
В своей педагогической деятельности я ориентирусь на учителей-стажистов и знания, которые получила в период освоения профессии «учитель». А данный период подразумевал только введение ФГОС. Для подготовки к урокам я использовала стандартный набор: бумага, карандаш, клей, ножницы, word и powerpoint. Сейчас мой инструментарий учителя изменился. Хотела бы сегодня вам о нем рассказать. Но хочется сказать, что можно исспользовать «старый» материал по новому.
Многообразие сервисов и сайтов для учителей достаточно масштабное. Если ввести нужный запрос в поисковую систему, то появится большое количество результатов. Среди всего нужно потратить время, чтобы найти подходящий материал для себя. Поделюсь с вами сервисами, которые использую я в своей работе.
Web-cервисы представляющие интерес для образовательной деятельности следующие:
-облачные хранилища;
-конструкторы для создания личных сайтов преподавателей;
-социальные сети и сообщества;
-сервисы для создания тестов, карт, плакатов, схем, кроссвордов и др.;
-сервисы в помощь онлайн-репетитору;
-сервисы для бесплатного и платного дистанционного образования.
Использование интернет – сервисов, позволяет разнообразить дидактические материалы для сетевой учебной деятельности с акцентом на интерактивные формы.
На официальном сайте группы компаний «Просвещение» представлен список, который состоит из сорока сервисов, способных облегчить работу учителя. Большинство сайтов, конечно, платные.
Сервисы, с которыми хочу познакомить вас поподробнее:
LearningApps.org . Данный сервис создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее -- упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения. Сервис можно использовать как на уроках, так и для домашнего задания. Задания похожи на те, которые включены в учебники и проверочные работы. Но представлены в другом виде. Поэтому у детей будет возникать больший интерес к их выполнению.
Coreapp.ai - онлайн-платформа для запуска курсов, которая разработана для создания, совершенствования и эффективной передачи образовательных материалов.
С помощью данной платформы вы сможете:
Создавать интерактивные уроки и использовать функции сторонних сервисов: Wordwall, Learningapps, Trinket и др;
Интегрировать свой аккаунт с такими платформами как Zoom, Tilda, amoCRM, Bothelp, Salebot и др;
Проводить вебинары;
Разрабатывать и запускать курсы;
Использовать внутреннюю аналитику для оценки успеваемости учеников;
Делать выгрузку данных прохождения;
Использовать диалоговый тренажер — игровой симулятор, для интенсивного и интерактивного обучения;
Продлевать и ограничивать доступ к курсу индивидуально для каждого ученика;
Использовать веб-хуки;
https://childdevelop.ru/ - Сайт «Развитие ребенка» – это источник полезной информации. Советы и задания, размещенные на сайте, предназначены для лучших в мире родителей, так как помогают им воспитывать детей счастливыми, выбирая правильный путь их развития. Любовь, забота и радость – чувства, которые необходимы для каждого ребенка. Забота родителей о своем ребенке и полезная информация для них являются залогом формирования умного, всесторонне развитого, довольного малыша. «Развитие ребенка» – лучший сайт для родителей и детей! Сориентироваться в этих категориях заданий для детей помогут подготовленные специалистами разделы нашего сайта. Наведите курсор, и перед вами появятся интересные задания для развития и подготовки к школе:
Детские головоломки – ребусы, пазлы, лабиринты, кроссворды, развивающие у детей логическое мышление, память, внимание, моторику рук.
«Развивалки» для детей. Это несложные лабиринты, картинки с предметами для ассоциаций, инструкции по приготовлению полноценного блюда из ингредиентов, алгоритмы по наведению порядка в шкафу, упражнения на выбор нужной части целого предмета, игры и аппликации. Такие задания учат детей новых навыков, способствуют формированию тех или иных психологических качеств.
Практические задания для детей разного возраста развивают мелкую моторику, внимание, мышление. Это математические задачи, упражнения на проверку правописания, рисования. Задачи по определению геометрических фигур, цветов, количества эффективны для тренировки памяти и мышления детей. В данном сервисе можно создавать различные практические задания по всем учебным предметам, а также и для воспитательной работы.
Google форма – отличная система для экономии времени учителя. С помощью данного сервиса можно организовать проверку знаний по любому предмету в виде опроса. А также можно создавать анкеты для родителей.
Плюсы данной системы:
экономия времени при проверке ( результаты формируются автоматически);
Мотивация, детям нравится работать с электронными ремурсами;
Легко анализировать весь класс, в виде различных диаграм.
Минусы:
Не у всех есть телефон и ПК, поэтому форму можно распечатать.
Использование QR – кода на уроке. Сегодняшние дети с розовыми волосами, длинными челками очень легко справляются с гаджеами и IT технологиями. Нам, учителям, становится сложнее заинтересовать, удивить, втянуть в образовательный процесс обучающихся. QR – код можно использовать для различных заданий:
Создать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые ученикам.
На карте компактно поместить информацию о культуре и истории отдельных мест, ссылки на статьи об объекте или территории.
Создать визитную карточку кабинета. У двери можно повесить простой лист с QR-кодом, ведущим на видеоролик или фотоальбом.
Разместить в библиотеке ссылки на электронные версии текстов и на дополнительную информацию.
Распечатанный QR-код можно приклеить на книгу.
Дополнить школьную выставку QR-кодами, адресующими к интересной информации об экспонатах.
Зашифровать ответы на задачи, а позже предложить ученикам проверить себя, считав код.
Оптимизировать информационные стенды: разместить ссылки на расписание и другую организационную информацию.
Прикрепить в кабинете иностранного языка на разных предметах карточки с QR-кодами, позволяющими ученикам узнать перевод слова (письменный или аудио).
Усложнить игры-квесты, приучая ребят искать с помощью смартфонов полезную информацию. Проводить мгновенные фронтальные опросы.
Чтобы использовть данную технологию:
учителю необходимо в любой платформе создать qr-код с помощью генератора, ввести зашифрованную информацию в виде текста, ссылки и др. ;
установить на устройство детей сканер QR – кода и распечатать его. Дети сканируют код и система их переводит на сгенерированную информацию.
Как пример, использование QR – кода на уроке окружающего мира с сылкой на дополнительную информацию о каких-либо растениях.
Ну и, конечно, мой любимый сервис – Canva. Данный сервис предполагает оплату разных тарифов для обычных пользователей. Но если ты учитель, то canva можно использовать абсолютно бесплатно. Для этого нужно зарегистрироваться, указать с какой целью планируете работать с данным сервисом. Если выбираете раздел образование, то система предлагает загрузить документ, подтверждающий твое образование или место работы. После проверки, все функции данной системы становятся бесплатными. Для чего можно использовать данный сервис?
С помощью данного сервиса можно создавать свои дизайны для образовательного процесса. А именно: рабочие листы, карточки, презентации, обучающие видео, плакаты в класс, планы урока, расписание занятий, диаграммы и многое другое. Теперь необязательно покупать стандартизированные карточки, плакаты для класса в магазине. Вы можете создать свой дизайн, с учетом вашей методики преподавания.
Например, я использую данный сервис для создания рабочих листов по разным учебным курсам: литературное чтение, окружающий мир, русский язык. СЛАЙД (образцы).
Программа Power Point, в которой мы привыкли создавать презентации, конечно, более привычна для нас. Но я использую для презентаций сервис canva. У сервиса больше возможностей и красочных шаблонов, которые учпешнее привлекают внимание детей. Презентация в данном сервисе может быть озвученна вашим голосом. А также демонстрацию можно использовать в режиме докладчика, в режиме чтения и интегрировать с онлайн – платформами, например, zoom и teams.
Конечно, сервисов для работы учителя гораздо больше. Но я привела примеры тех систем, которые мне знакомы, доступны, яркие для использования и просты в работе.
Учитель - это человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы педагога становится его самообразование, целью которого является овладение им новыми различными методами и формами преподавания.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, нам педагогам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Хочется закончить свою работу словами «Учение через удивление». Каждый преподаватель и мастер у/п сталкивается с тем, что сейчас обучающихся очень трудно заинтересовать и удивить, т. к. наши студенты все дети информационного века и имеют огромные (почти неограниченные) возможности к доступу различной информации. А каждый преподаватель озабочен качеством результатов своей деятельности и регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Как сделать урок интересным и полезным?». Вот тогда к нам на помощь и приходят различные интерактивные сервисы, с помощью которых можно разнообразить свой урок, сделать процесс выполнения домашнего задания интересным и легким, заинтересовав тем самым не только обучающихся, но и самих себя! Вот действительно: «Удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать!»