Выступление «Возможности инновационных педагогических технологий в формировании и развитии УУД»
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УУД.
Л.В.Федотова, учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1», г. Шадринска
Мы живём в постоянно меняющемся мире, в век информационных технологий и высоких достижений. Сегодня общество запрашивает человека умеющего принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям. Неудивительно, что образовательное пространство должно совершенствоваться. На сегодняшний день важно не столько вооружить ученика большим объёмом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий.
В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных технологий, которые способствуют тому, чтобы сделать урок современным, деятельностным, развивающим.
Я считаю, что использование системно-деятельностного подхода к обучению обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний, создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Нового Закона “Об образовании в Российской Федерации”.
«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», эти слова Конфуция как нельзя лучше характеризуют системно-деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков, я использую методы и приёмы следующих современных образовательных базовых технологий системно-деятельностного подхода:
1. Технология проблемно-диалогического обучения.
2. Технология проектного обучения.
3.Информационно-коммуникационные технологии.
4. Технология развития критического мышления.
Более подробно об использовании данных технологий.
Технология проблемно-диалогического обучения
Создание на уроках проблемных ситуаций, формулирование проблемных вопросов активизирует мыслительную деятельность учащихся, настраивает на самостоятельное открытие новых знаний.
На смену монологу приходит диалог.
Я использую побуждающий диалог, который состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы, обеспечивает «открытие» путём проб и ошибок. В формировании проблемы нам помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
На этапе поиска решения я использую и подводящий диалог, выстраивая логическую цепочку к новому знанию.
В своей практике использую проблемные ситуации с удивлением и проблемные ситуации с затруднением.
На уроках русского языка применяю приём столкновения разных мнений учеников с помощью вопроса или ситуации, содержащих практическое задание "на ошибку". Для уроков математики в основном создаю проблемные ситуации с затруднением, таких как практическое задание не выполнимое вообще, задание не сходное с предыдущим. На уроках литературного чтения обсуждаем позиции учёных (критиков) и разные мнения детей с одновременным предъявлением противоречивых фактов.
Фрагмент урока с использованием приёма на столкновение разных мнений.
Русский язык, 2 класс.
Классу предъявляются слова с пропущенными буквами (ь и ъ).
Учитель: - Запишите слова, правильно подобрав букву. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.)
Учитель: - Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Среди записанных слов есть те, которые записаны по-разному. Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора той или иной буквы.) Какой будет тема урока?
Ученики: - Правописание ь и ъ.
Результатом обучения с помощью технологии проблемно-диалогического обучения является развитие универсальных учебных действий:
регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
познавательные универсальные действия:
общеучебные универсальные действия (формулировка проблемы, поиск информации, умение строить высказывание, смысловое чтение, моделирование, рефлексия деятельности);
логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели);
коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.
личностные: способность ребёнка к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
2. Технология проектного обучения.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы.
Создавая проект, мы проходим несколько последовательных этапов:
· выбор темы проекта;
· выдвижение первоначальных идей;
· выбор лучшей идеи;
· планирование проектной деятельности;
· оценка и самооценка проекта.
· презентация проекта
Обучая школьников проектной деятельности, я использую методы наблюдения, демонстрации, самостоятельную работу с литературой, упражнения, а также метод мозговой атаки, информационной поддержки, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация.
В современных учебниках по окружающему миру, в частности по УМК «Перспектива», в каждом разделе предполагается работа над проектом. По русскому языку я предлагаю детям поработать над проектом во время изучения разделов о частях речи, собирая информацию об определённой части речи, сочиняя стихи, сказки, придумывая различного рода задания, школьники учатся использовать различные источники информации, творчески подходить к презентации своего труда.
Формируемые универсальные учебные действия:
регулятивные УУД: определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
познавательные УУД: отбор необходимых источников информации, сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников;
коммуникативные УУД: организация взаимодействия в группе (т.к. проекты могут быть и групповые), оформление своих мыслей в устной и письменной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
личностные УУД: в зависимости от выбранной темы.
3. Информационно-коммуникационные технологии
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Учитель просто обязан активно применять при обучении детей информационно-коммуникационные технологии. Считаю, что уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, мобильными, продуманными, особенно для младших школьников. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
В своей работе я использую следующие направления применения ИКТ:
подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, личные презентации, электронные учебники и уроки с применением интерактивной доски, работа и создание разного рода тестов, кроссвордов в программах My test, Генератор кроссвордов );
создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
составление отчётов, графиков, диаграмм;
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
электронная почта;
изучение основ информатики и вычислительной техники;
поиск и использование информации из сети – интернет для подготовки уроков, проектных работ, практических работ по окружающему миру, для внеурочной и воспитательной работы;
проведение родительских собраний в разных формах;
виртуальные путешествия, посещения музеев;
социальные проекты;
тренажёры по предметам;
развивающие игры по предметам.
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные УУД: критическое отношения к информации и избирательность её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
регулятивные УУД: оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим учеником, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
познавательные УУД: поиск информации; фиксация информации с целью дальнейшего использования записанного; структурирование знаний, построение моделей объектов и процессов;
коммуникативные УУД: создание сообщений, общение в цифровой среде.
Ещё хотелось бы рассказать об одной технологии, используемой мной с недавнего времени, но уже достаточно эффективно.
4. Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и достаточно часто используются мной на уроках. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); стадии осмысления содержания (получение новой информации) и стадии рефлексии (осмысление, рождение нового знания). Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
На стадии вызова достаточно часто я использую следующий приём. Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе «Живая и неживая природа».
Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)
Учитель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит листочек, на нем кружочки-бусинки. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и раскрашиваете бусинку в зеленый цвет, если вы верите, или в красный, если не верите.
1.Растения, животные, человек – это живая природа.
2. Солнце, камни, вода – это неживая природа.
3.Живая и неживая природа не связаны между собой.
- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
На стадии осмысления приём «Плюс – минус - интересно».
Учитель: - Работа в группах. Лидер возьмёт карточку с названием формы земной поверхности, о которой и нужно будет заполнить таблицу.
+ |
- |
? |
|
|
|
- «Плюс» (+) записываете те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываете все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих вас фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Обсуждение работы 4 групп по оврагу и терриконе. Выяснение, того, что минусов больше, поэтому необходимо бережно относиться к земной поверхности.
На стадии рефлексии приём «Синквейн» – стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение.
Урок окружающего мира 2 класс «Календарь – хранитель времени».
Календарь.
Отрывной, православный.
Хранит, определяет, сторожит.
Календарь – хранитель времени.
Система счисления.
Применение приемов технологии РКМЧП обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование
познавательных универсальных учебных действий: осознание познавательной задачи; чтение и слушание, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно нахождение её в материалах учебников, рабочих тетрадях; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, умение обобщать и делать выводы;
коммуникативных универсальных учебных действий: обеспечение умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
По результатам мониторинга, проведённого в начале и в конце 2014-2015 уч. г., по методическим материалам, рекомендованным авторским коллективом под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой, общие показатели сформированности метапредметных и личностных УУД в моём классе выросли.
Таким образом, базовые образовательные технологии, используемые мной при системно-деятельностном подходе, помогают учащимся осознать роль самостоятельного добывания знаний в жизни и обучении – знания в этом случае становятся средством успеха и в образовании, надеюсь, и в дальнейшей жизни.
Лихина Елена Викторовна
Федотова Людмила Васильевна
Горбачёва Марина Юрьевна