12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыкина Ольга Николаевна121
учитель изобразительного искусства, черчения, МХК и технологии МБОУ-СОШ №33 г. Орла, высшая категория, лауреат городского конкурса "Учитель года-2006",победитель областного конкурса "Учитель года -2006" в номинации "Лучшие традиции в образовании".
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Инновационные подходы к тестопластике.


Выполнение изделий из соленого теста - один из самых увлекательных и доступных для детей и взрослых видов творческой деятельности. Но даже такой простой и доступный материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его красоту, захотите научиться работать с ним.


Что необходимо для работы?

Соленое тесто.

Набор инструментов.

Красители.

Материалы для оформления композиции.


Как приготовить тесто?

Классический рецепт:

Мука – 300 грамм

Соль- 300 грамм

Вода – 200 грамм


Муку лучше всего купить белую пшеничную высшего сорта. В ней достаточно клейковины, да и цвет изделия порадует глаз. Для того, чтобы изделия имели ровную и гладкую поверхность и хорошо держали форму при лепке, лучше использовать самую мелкую соль – «Экстра» и желательно йодированную. Вода должна быть чистой, холодной и желательно фильтрованной. Чем холоднее будет вода, тем эластичней будет тесто.

Замешивать тесто лучше всего в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку.

Качество материала можно улучшить, добавив в классический рецепт 1 столовую ложку крахмала картофельного, предварительно просеяв его или добавив 1-2 чайные ложки обойного клея.

Тесто должно вымешиваться довольно крутым, поэтому разминать его удобнее на столе, не забывая посыпать поверхность стола мукой, чтобы тесто не прилипало. Разминать нужно тщательно, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если оно начинает крошиться, то в него добавляют воду, если становится очень мягким, досыпают муку и обязательно соль, сохраняя пропорции. Вымешивать тесто нужно до тех пор, пока оно не станет эластичным, однородным и податливым. Готовое тесто необходимо на пару часов положить в холодильник (можно оставить и на ночь).

Для задуманной вами композиции иногда недостаточно теста одного цвета. В этом случае тесто придется окрасить. Существуют два вида окрашивания-окрашивание после просушки (роспись) и окрашивание на стадии замешивания и вымешивания теста.




Можно вводить дополнительные цвета, добавляя в тесто какао-порошок (обязательно просеянный через сито). Вместо какао можно добавить кофе (предварительно растворить в кипятке и остудить). Количество кофе и какао зависит от того, какой цвет вы хотите получить. Также для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят очень редко. Можно получить сначала основные цвета – красный, синий и желтый, а затем путем их смешивания, получить большее количество необходимых цветов и оттенков. Работая с цветным тестом нужно учитывать, что при высыхании оно немного посветлеет.


Хранение соленого теста.


Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Для цветного теста надо подобрать отдельные баночки с крышками. При длительном хранении тесто отсыревает. Оно приобретает некрасивый оттенок, поэтому максимально допустимый срок хранения - 3 дня.


Инструменты для работы.


Инструменты настолько разнообразны, практически все вы можете найти на кухне, фантазия неограниченна. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, ситечко, кисточка для смачивания теста, чесноковыжималка, разнообразные формочки для теста, фольга, ножички, стеки и т.д.- все это может пригодиться в работе. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи зубочисток, расчесок, пуговиц с рельефным узором, насадок для кондитерских шприцев, колпачков ручек, фломастеров, стержней авторучек и т.д.


Овладение приемами лепки.


Тренировка на небольшом кусочке. Избегать появления трещин и морщинок. Лепить надо на ровной плоскости (противень или поднос, застеленный фольгой).

Лепить нужно только из прохладного теста. Остальное тесто необходимо держать в холодильнике.

Сначала надо лепить простые элементы (колбаски, колобочки, кулечки и т.д.)

Если вы не закончили лепить начатое изделие, то во время перерыва его нужно накрыть полиэтиленовым пакетом. Иначе тесто покроется корочкой.

Если возникнет необходимость вырезания нескольких одинаковых элементов сложной формы, можно сделай предварительно шаблоны из картона или тонкого пластика. Края ровнять стеком и водой.




Когда лепка изделия будет завершена, можно создать красивую фактуру при помощи штампиков. Если для композиции это необходимо.

Для имитации шероховатой поверхности, меха, прически и т.д. помогут чесноковыжималка и ситечки.

Скрепление деталей между собой выполняется при помощи зубочисток, кисточек и воды.

Прежде чем поставить изделие в электропечь для запекания и подрумянивая, подсушите их несколько дней в комнате в теплом месте. Зимой это можно сделать на батарее, летом помогут солнечные лучи.

Переворачивая фигурки, можно при помощи ножичка аккуратно вынуть лишнее тесто. Это значительно уменьшит вес изделия и сократит время для сушки и запекания. Но не старайтесь извлечь слишком много теста, так как изделие может потерять прочность.


Нанесение защитных составов.


Если просушенное изделие выполнялось не из цветного теста, его необходимо раскрасить. Для этого можно использовать обычную гуашь. Кроме того, можно использовать элементы росписи, что значительно украсит изделие и сделает его индивидуальным и неповторимым. Для окрашивания используем кисти №2-5, Для росписи №1-2.. После росписи необходимо еще раз изделие подсушить.

Чтобы защитить работы от внешних воздействий, можно покрыть их лаком. Лак нужно выбирать бесцветный. Они бывают глянцевые, матовые и полуглянцевые. Лак наносят щетинной кисточкой среднего размера равномерно по всему изделию. Изделия, в которые добавлялось какао или кофе, можно покрывать грунтовкой, их поверхность станет бархатистой, и после обработки будет напоминать глину.


Оформление работ.


От сборки и оформления работ во многом зависит успех работы. Неумело подобранная рамка может испортить всю задуманную композицию. При создании композиции из соленого теста нужно продумать, для какого помещения она будет предназначена. Выбрать тему композиции вам поможет интерьер помещения, в котором она будет находиться. Поэтому предварительно нужно выполнить эскиз своей композиции в натуральную величину и изготовить необходимые шаблоны. Также сразу необходимо подумать о материале для фона. Для небольших работ можно использовать цветную бумагу, картон. Для более крупных - цветные ткани и мешковину. Иногда хорошим дополнением к оформлению изделия послужит тесьма, тонкое кружево, кусочки ткани и т.д.





В качестве фона можно использовать заранее выполненную аппликацию из тканей, но она должна точно соответствовать стилю и замыслу всей композиции. Рама подбирается к фону и к композиции в целом.


Сборка изделия.


Имея перед собой все детали будущей композиции, можно приступать к сборке. На подготовленный фон наклеиваются по очереди все составляющие детали композиции. Многие используют клеи ПВА и «Момент». Я считаю, что лучше всего клей «Титан», поэтому и использую его. Он универсальный, морозоустойчивый, создает водонепроницаемый абсолютно бесцветный шов, быстро высыхает, не оставляя никаких следов. Рамы можно подбирать деревянные и пенопластовые. Можно их окрасить и покрыть лаком, если есть такая необходимость.


Кружок «Радуга».


В планировании работы моего кружка «Радуга» (возраст детей 9-12 лет), работа с соленым тестом приходится на 3 четверть. За это время (1 час в неделю-всего 10 часов) дети выполняют небольшие индивидуальные работы, а также обязательную коллективную работу, для которой разрабатывается эскиз совместно с педагогом. Каждый ребенок имеет право лепить детали по эскизу, но для оформления коллективного панно будут отобраны самые лучшие. Из оставшихся изделий дети выполнят индивидуальные работы.

Работа с соленым тестом благотворно влияет на психику, развивает мышечную систему и мелкую моторику, доставляет эстетическое наслаждение. А если работа получает награду на выставке (что ежегодно у нас и происходит на городской выставке детского творчества), происходит дальнейшее стимулирование активности и интереса детей к данному виду деятельности.



Календарно-тематическое планирование занятий

кружка «Радуга».

1 четверть

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.


Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ. Инструмены и материалы.

1

2.


Цветовые упражнения (разнообразие материалов:акварель, гуашь и т.д.)

1

3.


Беседа о народных промыслах, связанных с росписью.

1

4.


Выполнение простейших элементов росписи.

1

5.


Подбор материалов для изделия и выполнение эскиза на бумаге для росписи разделочной доски.

1

6.


Выполнение эскиза в карандаше (композиция, движение и т.д.)

1

7.


Выполнение эскиза (цветовок решение).

1

8.


Перенос эскиза на изделие.

1

9.


Прокладка локальных цветов.

1

2 четверть

10.


Работа над изделием . Техника безопасности.

1

11.


Работа над изделием.

1

12.


Работа над изделием.

1

13.


Проработка и уточнение деталей.

1

14.


Завершение работы. Техника безопасности. Подготовка к покрытию изделия (разделочной доски) лаком.

1

15.


Оформление работы. Подготовка в выставке.

1

16.


Выставка работ.

1

3 четверть

17.


Лепка из соленого теста. Вводный урок. Рецепты ихзготовления теста.

1

18.


Техника безопасности. Лепка (элементы).

1

19


Составление эскиза ( композиция).

1

20.


Лепка изделия по эскизу.

1

21.


Лепка изделия по эскизу.

1

22.


Лепка изделия по эскизу. Сушка.

1

23.


Роспись изделия. Техника безопасности.

1

24.


Роспись изделия. Завершение работы.

1

25.


Оформление изделия. Подготовка к выставке.

1

26.


Выставка работ .

1.

4 четверть.

27.


Бумажная пластика. Свойства бумаги. Техника безопасности.

1

28.


Возможности аппликации. Разнообразие приемов.

1

29.


Выполнентие эскиза объемной аппликации.

1

30.


Выполнение изделия.

1

31.


Выполнение изделия.

1

32.


Выполнение изделия. Детали.

1

33.


Завершение работы. Оформление работ к выставке.

1

34.


Итоговая выставка всех работ обучающихся.

1









Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях по тестопластике.


В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья ребенка. Одним из таких перспективных методов признана работа с соленым тестом. Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все возрастающие негативные воздействия среды, включаю плохую экологию и напряженность в человеческом обществе (особенно связанную с пандемией).

Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое , но и на физическое здоровье детей.

В ходе занятий лепкой хорошо использовать соответствующий музыкальный фон. Импульсивных и неусидчивых детей спокойная релаксирующая музыка настроит на работу. Слишком скованных, склонных к депрессивному поведению детей, подтолкнет к работе освободит эмоционально фортепианная музыка( например вальсы Ф. Шопена).

Необходимо организовывать на занятиях физкультминутки для глаз. Особенно это полезно при росписи мелких деталей.


Физкультминутка для глаз.


Глаза устали. Им необходимо отдохнуть. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на 1 секунду. Затем перевести глаза вправо, зафиксировать положение на секунду. Затем до упора влево, также на секунду зафиксировать. Глаза при этом нужно держать широко раскрытыми. Выполнить данное упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

Также на занятиях можно проводить физкультминутки для пальцев рук со стихотворными сопровождениями и без них


Пример:

Стихотворение Б.Заходера (строки)

Действия ( по строкам)

Пусть не сердятся родители,

Дети грозят указательным пальцем

Что измажутся строители,

Отряхивают с одежды воображаемую пыль

Потому что тот, кто строит,

Ударяют кулачком о кулачок поочередно о сверху , то снизу

Тот чего-нибудь да стоит!

Хлопают в ладоши. Затем выбрасывают рукми вперед в поднятым большим пальцем.

Можно повторить упражнение несколько раз.




t1604561532aa.jpg

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (3)

Татьяна Николаевна Сульгина, 05.11.20 в 19:41 1Ответить Пожаловаться
Отлично! Я использую с детьми подсолнечное масло вместо муки.
Стрельцова Наталья, 11.11.20 в 13:22 0Ответить Пожаловаться
Соль+ подсолнечное масло???
Татьяна Николаевна Сульгина, 11.11.20 в 15:16 0Ответить Пожаловаться
Нет, я так поняла что вы тесто мукой посыпаете, чтобы лучше работать, а мы руки увлажняем маслом. Тоже отлично
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.