Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма
и экскурсий (юных туристов)»
«РАССМОТРЕНА» | «УТВЕРЖДЕНА» |
на Методическом совете | Директор МБУ ДО ЦДЮТур |
МБУ ДО ЦДЮТур | ______________ В.И. Колесник |
Протокол № 2 от 06.09.2021 г. |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
Срок реализации – 1 год
Возрастная категория детей – 6 – 18 лет
Составитель:
педагог-организатор
Боярских Н.Н.
г. Ростов-на-Дону
2021 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Сведения об авторе: | ФИО: Боярских Н.Н. |
Место работы: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | |
Адрес ОУ: 344019, Ростов-на-Дону, ул. Каяни, 14 | |
Телефон служебный: 8(863) 251-42-10 | |
Должность: педагог-организатор | |
Нормативно-правовая база: | - Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - областной закон от 25 декабря 2014 № 309-ЗС «О государственной молодежной политике в Ростовской области»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Методические рекомендации «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» (письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №101/28-16); |
Год разработки, корректировки | 2021 г. |
Структура программы | Титульный лист Паспорт программы Пояснительная записка План работы на учебный год Основные направления деятельности педагога-организатора Основные документы педагога-организатора Условия реализации программы Список литературы |
Направление | Разработка и проведение массовых мероприятий, участие в организации работы детских объединений, работа с педагогами дополнительного образования, анализ процесса и результатов реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ |
Возраст учащихся | дети 6 – 18 лет |
Этапы реализации | В течение учебного года согласно графику работы |
Актуальность | На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Возникает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами являются: массовые мероприятия: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины и т.д. |
Цель | Создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие социализации ребенка. |
Задачи: | - повышение уровня художественного развития учащихся; - развитие интереса учащихся к культуре и истории родного края; - популяризация туристско-краеведческой деятельности; - выявление одаренных и талантливых учащихся; - привлечение учащихся к изучению истории, возрождению культуры и традиций Донского края, сохранение исторической памяти; - развитие творческих способностей, социализация учащихся; - совершенствование нравственного воспитания учащихся; - воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; - развитие гражданственности и национального самосознания учащихся; - формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины; - формирование у учащихся информационной активности и медиаграмотности; - развитие и совершенствование культуры речи учащихся; - профессиональная ориентация учащихся. |
Ожидаемые результаты: | результат, выраженный в предполагаемом образе выпускника МБУ ДО ЦДЮТур, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим потенциалом и на достаточном уровне овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития. Сформированный у учащихся нравственный потенциал, широкий кругозор, коммуникативный потенциал, развитая потребность к самовыражению, познавательной, творческой активности. |
Формы подведения итогов реализации | Аналитическая деятельность, отчет о деятельности за учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи учащимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей, становление их самосознания и самоопределения.
На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.
Возникает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами являются: массовые мероприятия: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины и т.д.
Педагогическая целесообразность программы. Главный акцент работы педагога-организатора делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности, создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей, развитие предметных и содержательных связей между детьми в процессе творческой деятельности. Такой подход позволяет выделить из массы детей наиболее одаренных, что поможет педагогам ДО в их работе. Участие в воспитательно-досуговых мероприятиях позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.) не только каждого творческого коллектива, но МБУ ДО ЦДЮТур в целом. Участие в досуговой деятельности помогает безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков.
Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие социализации ребенка.
Задачи:
- повышение уровня художественного развития учащихся;
- развитие интереса учащихся к культуре и истории родного края;
- популяризация туристско-краеведческой деятельности;
- выявление одаренных и талантливых учащихся;
- привлечение учащихся к изучению истории, возрождению культуры и традиций Донского края, сохранение исторической памяти;
- развитие творческих способностей, социализация учащихся;
- совершенствование нравственного воспитания учащихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- формирование у учащихся информационной активности и медиаграмотности;
- развитие и совершенствование культуры речи учащихся;
- профессиональная ориентация учащихся.
Адресат программы: учащиеся МБУ ДО ЦДЮТур, учащиеся образовательных учреждений города, педагоги.
Объем программы. Программа рассчитана на учебный год.
Формы организации: очные, заочные, дистанционные.
Ожидаемый результат: результат, выраженный в предполагаемом образе выпускника МБУ ДО ЦДЮТур, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим потенциалом и на достаточном уровне овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития. Сформированный у учащихся нравственный потенциал, широкий кругозор, коммуникативный потенциал, развитая потребность к самовыражению, познавательной, творческой активности.
Ведущими функциями педагога-организатора являются:
1. Воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития учащихся.
2. Защитная функция содействует реализации прав и свобод, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению учащихся от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.
3. Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, секций и помогать им в реализации своих целей.
4. Методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, руководителям детских и молодежных общественных объединений. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
5. Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала учащихся и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
Основные формы проведения мероприятий: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины.
ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Деятельность | Сроки |
1 | Разработка / корректировка положения Конкурса фотографий «Россия – Родина моя» | сентябрь |
2 | Разработка / корректировка положения Городского этнографического фестиваля | сентябрь |
3 | Участие в проведении педагогического совета Центра | сентябрь, май |
4 | Участие в организации комплектования групп учащихся | сентябрь – октябрь |
5 | Участие в проведении Конкурса фотографий «Россия – Родина моя» (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | сентябрь |
6 | Разработка / корректировка положения Городского этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» | октябрь |
7 | Участие в проведении Городского этнографического фестиваля (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | октябрь |
8 | Разработка положения Конкурса патриотической песни | ноябрь |
9 | Участие в проведении Городского этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | ноябрь |
10 | Разработка / корректировка положения Городского краеведческого конкурса детского творчества «Воспевая край Донской» | ноябрь |
11 | Участие в проведении Конкурса патриотической песни (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | декабрь |
12 | Разработка / корректировка положения Городского конкурса «Мой друг - книга» | декабрь |
13 | Участие в проведении Городского краеведческого конкурса детского творчества «Воспевая край Донской» (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | январь |
14 | Разработка / корректировка положения Городского конкурса «Символы моей Родины» | январь |
15 | Участие в проведении Городского конкурса «Мой друг - книга» (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | февраль |
16 | Разработка / корректировка положения Городского конкурса юных экскурсоводов | февраль |
17 | Участие в проведении Городского конкурса «Символы моей Родины» (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | март |
18 | Разработка / корректировка положения Городского краеведческого конкурса рисунков «Мой край Донской» | март |
19 | Участие в проведении Городского конкурса юных экскурсоводов (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | апрель |
20 | Участие в проведении Городского краеведческого конкурса рисунков «Мой край Донской» (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа со сводными протоколами, составление итогового приказа) | май |
21 | Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню защиты детей | май - июнь |
22 | Заполнение таблицы баллов по индивидуальным показателям работы педагогических работников КЭО | декабрь, май |
23 | Сбор данных по диагностике знаний учащихся детских объединений КЭО, аналитическая деятельность | октябрь, январь, май |
24 | Подготовка и проведение викторин различной тематики | в течение учебного года |
25 | Публикация информации в инстаграм-аккаунте Центра | в течение учебного года |
26 | Участие в профессиональных конкурсах | в течение учебного года |
27 | Участие в семинарах, вебинарах, конференциях | в течение учебного года |
28 | Участие в составе жюри при проведении детских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности (по запросу проводящих организаций) | в течение учебного года |
29 | Систематизация и подготовка к хранению конкурсных работ | в течение учебного года |
30 | Информирование по различным вопросам педагогов ДО КЭО | в течение учебного года |
31 | Разработка и выдача документации, различных материалов для педагогов ДО КЭО | в течение учебного года |
32 | Участие в ведении и анализе мониторинга деятельности педагогов ДО и учащихся КЭО | в течение учебного года |
33 | Участие в работе методического объединения КЭО | сентябрь, октябрь, март, май |
34 | Взаимодействие с социальными партнерами Центра по вопросам проведения массовых мероприятий | в течение учебного года |
35 | Участие в проведении массовых городских мероприятий, проводимых ТСО | в течение учебного года |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
1. Организация и проведение массовых городских мероприятий:
Участие в разработке положений городских мероприятий;
Участие в планировании массовых городских мероприятий КЭО;
Осуществление документационного обеспечения проведения городских мероприятий КЭО (прием и регистрация заявок, работ участников, подготовка документации для работы номинаций, работа с итоговыми протоколами, составление итоговых приказов);
Участие в подготовке мероприятий КЭО;
Участие в проведении массовых городских мероприятий КЭО;
Курирование одной из номинаций конкурсов КЭО;
Систематизация и подготовка к хранению конкурсных работ.
2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых:
Участие в организации комплектования групп учащихся;
Участие в проведение массовых городских мероприятий МБУ ДО ЦДЮТур совместно с ТСО с целью сохранения числа имеющихся и привлечения новых учащихся (День защиты детей, Городской туристский слет учащихся, мероприятия в рамках празднования Дня города);
Взаимодействие с социальными партнерами МБУ ДО ЦДЮТур по вопросам проведения массовых городских мероприятий (учреждения культуры (музеи, библиотеки), учреждения дополнительного образования);
Помощь методисту в проведении городских семинаров с целью привлечения новых учащихся.
3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности:
Проведение анкетирования участников массовых мероприятий КЭО в целях изучения спроса для выявления тем последующих семинаров;
Работа с педагогическими работниками КЭО МБУ ДО ЦДЮТур (разработка и выдача документации, различных материалов педагогам дополнительного образования КЭО, информирование по различным вопросам педагогов дополнительного образования КЭО, участие в проведение плановых и внеплановых инструктажей педагогов дополнительного образования КЭО);
Планирование и организация совместно с методистом методической работы КЭО МБУ ДО ЦДЮТур (участие в работе методического объединения, ведение протоколов методического объединения);
Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ КЭО МБУ ДО ЦДЮТур (ведение и анализ мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования и учащихся КЭО).
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
- план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;
- отчет о работе за учебный год;
- функционал педагога-организатора;
- план массовых мероприятий МБУ ДО ЦДЮТур на учебный год;
- документация, необходимая для проведения мероприятий;
- документация, необходимая для работы детских объединений;
- отчеты о проведенных мероприятиях;
- аналитаческие справки по результатам мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Письменный стол, оргтехника, шкафы для методической литературы и документации, шкафы для детских работ, материалы для проведения мероприятий, раздаточные и демонстративные материалы, канцтовары.
Информационное обеспечение.
Выход в интернет (доступ к цифровым образовательным ресурсам), методическая и учебная продукция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Организация внеурочной деятельности по технологии в условиях реализации ФГОС (методические рекомендации). – Уфа: изд-во ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2015. 39 с.
Российское педагогическое образование в условиях модерниза- ции: Сборник научных трудов Девятой Международной заочной научно-методической конференции. – Саратов: Изд-во «Издательский Центр «Наука», 2013. – 332 с.
Гальковская Ирина Владимировна, Мордвина Наталья Дмитриевна. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013.
Рожкова Елена Михайловна Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. №5.
Цыбикова Туяна Сандаликовна Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий // Вестник БГУ. 2014. №15.
Колесникова Инна Викторовна Проектирование индивидуального маршрута развития младшего школьника в условиях внеурочного пространства // ЧиО. 2014. №3 (40).
Богданова Раиса Умяровна Об организации воспитательной деятельности в рамках сетевого сотрудничества // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. №2.
Вагнер Ирина Владимировна Социально-педагогическое проектирование воспитательного процесса в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. №3 (123).
Емельянова Ирина Никитична Сущность воспитания в контексте федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. №9.
Иванова Ирина Викторовна, Макарова Валентина Александровна Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник ТГПУ. 2015. №8 (161).
Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. Тюмень: издательство тюменского государственного университета, 2014. 180 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с.
Л.В.Алиева Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. – М., 2007. – 72 с.
А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, Е.К.Степанова, И.И.Фришман. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
Солкин М. С. Особенности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 54–59. –
Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани.-Шуя:Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016.-151 с.
Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
Рылеева А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. 229 с.
Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р.Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2012 год
Холостова Е. И.Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 7е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 800с.
Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.
С.Н.Литвинова. Организация досуга детей и подростков. Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. ФИРО, Москва 2015 год
Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Самоорганизация как перспективная возможность развития дополнительного образования детей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. №2.
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе (методическое пособие)
Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Москва,2013 год.
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.За¬брамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левчен¬ко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие/ Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.- с.