Статья на тему «Инструментарий учителя МХК в области дистанционного образования»

4
0
Материал опубликован 16 August 2022

Инструментарий учителя МХК е области дистанционного
образования

Денисков Дмитрий Александрович
учитель истории, обществознания и МХК

ГБОУ гимназия № 41 им. Э. Кестнера

В статье рассматриваются возможности различных интернет-ресурсов дистанционного образования. Приводятся примеры работы с документами, презентациями, таблицами, формами, рисунками и прочими инструментами при изучении мировой художественной культуры.

Стремительные перемены, происходящие в обществе на наших глазах, ставят ряд сложнейших вопросов, однозначный ответ на которые не всегда представляется возможным. Одной из наиболее острых проблем является возможность адаптации образовательного процесса к реалиям современности. И, возможно, от решения именно этой проблемы будет зависеть будущее школы как социального института.

Сформулированные известным британским исследователем в сфере образования Кеном Робинсоном тезисы актуальны и для российской действительности:

«1. Мы живём в революционную эпоху, когда совершается полный переворот в человеческих представлениях о времени и пространстве.

2. Если мы собираемся пройти все испытания и всё-таки достичь успеха, то должны научиться иначе относиться к своим способностям и использовать их с максимальной отдачей. 3. Для этого следует кардинально изменить систему управления нашими организациями и особенно системой образования» [Робинсон К. Образование против таланта. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. С. 21.].

Глобальные процессы в сфере образования постепенно уводят в прошлое классно-урочную систему, на смену которой приходят интерактивные формы взаимодействия учителя и учащегося: парковый урок, видеоурок, дистанционные курсы. На смену прочно ассоциирующимся со школой доске, мелу, тетради и учебнику — информационные технологии. Они открывают новые возможности, формируют новые потребности, позволяют создавать, хранить, обрабатывать и передавать информацию. В свою очередь, информатизация образования лишь продолжает уже начатый в 1960-е гг. процесс, характеризующийся «уменьшением доминирующей роли обучающего, использованием в учебном процессе взаимодействия обучающихся, попытками сделать обучением живым, целостным и практически ориентированным» [Тюляева Т. И. Изменения в образовательном процессе и создание оптимальных условий обучения // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М.: «Русское слово — РС», 2012. С. 9.]. Описанный выше процесс постепенно снимает с учителя функцию единственного источника знаний и делает его по отношению к ученику экспертом-консультантом, помогающим грамотно ориентироваться в информационных потоках.

Ключевая особенность мировой художественной культуры как дисциплины — многоканальность восприятия информации (текстуальной, аудиальной, визуальной, тактильной). Использование в образовательных целях всех каналов, за исключением последнего, доступно в интернет-среде. Информационные технологии в изучении мировой художественной культуры помогают эффективно организовать работу, активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают их к планированию, анализу собственной работы и презентации её результатов, использованию цифровых средств и медиа для общения и взаимодействия, в том числе дистанционного, способствуют формированию ключевых компетенций, определенных стандартами нового поколения.

Однако безграничный по своим возможностям интернет создаёт иллюзию простоты применения его ресурсов в образовательном процессе. С сожалением приходится признать, что русскоязычная доля мировой Сети является вторичной по отношению к англоязычной. Отсюда некоторая запоздалость в применении технологий и методик, уже опробованных зарубежными коллегами. Следствием описанного явления стало слабое распространение русскоязычных специализированных площадок, адаптированных под нужды педагогов и позволяющих наладить процесс дистанционного обучения. Для сравнения отметим лишь наиболее популярные из зарубежных интернет-сервисов дистанционного образования.

Полноценные образовательные системы дистанционного типа — одно из наиболее быстро развивающихся направлений дистанционного обучения. Одна из таких образовательных систем, Eliademy, сравнительно недавно была переведена на русский язык, а потому подробно будет рассмотрена нами ниже.

Привлечение дополнительных источников информации — прекрасная возможность разнообразить учебный процесс, а получение информации «из первых уст» особенно ценится учащимися. Конференция TED — «Технологии. Развлечения. Дизайн» (англ. «Technology. Entertainment. Design»), имеющая за плечами почти тридцатилетнюю историю, в 2007 г. обрела своё интернет-пространство. Портал TED представляет собой базу данных с короткими (до 18 минут) выступлениями экспертов на различные темы, при этом существенно важно, что большинство докладов снабжены субтитрами на русском языке.

Диапазон представленных в разделе «Art» («Искусство») тем очень широк: от наиболее общих (например, о восприятии цветов человеком [Нил Харбиссон: Я слышу цвет — Электрон, дан. — TED: 2013 — Режим доступа: http://www.ted.com/talks/neil harbisson i listen to color.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ., рус.]) до узкоспециализированных (о том, как в действительности выглядел Леонардо да Винчи [Зигфрид Вольдхек показывает, как он обнаружил истинное лицо Леонардо — Электрон, дан. — TED: 2013 — Режим доступа: http://www.ted.com/talks/sieqfried woldhek shows how he found the true face of leonardo.html, свободный. Загл. с экрана. — Яз. англ., рус.]).

В дополнение к вышеназванному сервису сравнительно недавно был создан Ed.TED.com, отличающийся сугубо педагогической направленностью. По содержанию Ed.TED наиболее близок к специализрованным образовательным системам. Учебные материалы, объединённые вокруг видеолекции состоят из вопросов по теме (открытого и закрытого типа), дополнительных материалов и инструмента для обратной связи. Часть материалов, снабжённая русскоязычными субтитрами неоднократная применялась автором этой статьи в работе, а яркая подача материала вместе с информационной насыщенностью, запоминающейся инфографикой нашла живой отклик учащихся.

Стремительно обрастающий террабайтами излишней информации интернет сегодня превращается в хитроумный лабиринт, найти нужные сведения в котором становится всё сложнее. Своего рода «нитью Ариадны» стал образовательный поисковый сервис Noodle.org [Educational search by Noodle — Электрон, дан. — Princeton: 2013 — Режим доступа: http://www.noodle.org/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.], позволяющий учащимся облегчить процесс поиска по заданной теме. Система фильтрует информацию в зависимости от уровня автора запроса (школьник, студент, преподаватель) и отвечает потребностям каждого. В ответ на запрос «Pablo Picasso» на уровне «ученика» система выдала перечень образовательных фильмов и лекций специалистов, статей, книг о художнике. В ходе поиска внутри записей система обнаружила тему, посвящённую творчеству художника в соответствующем онлайн-курсе по истории искусства и предложила записаться. Однако Noodle — не просто очередной «поисковик»: если требуются уточнения, система задаёт дополнительные вопросы, а для полноты картины к результатам поиска прикладывает персональные рекомендации (на
основе опыта пользователей, которым можно доверять).

Пребывающие сегодня на пике популярности социальные сети часто критикуются за подмену реальности виртуальным пространством. Впрочем, по своей сути такие сети всё же остаются социальными, удовлетворяя важную потребность человека в общении. В 2009 г. был создан сервис OpenStudy, отсеявший излишнюю с точки зрения образования информацию, но сохранивший социальный аспект. На OpenStudy учащийся может обращаться за советами в той области, где испытывает трудности, делиться тем, что знает сам, и устраивать дискуссии с другими знатоками в комментариях, как и положено в социальных сетях. Однако OpenStudy — не банк готовых ответов, система только координирует поиск, но не даёт решения. Об этом говорится в «Кодексе поведения»: «Как студент OpenStudy, я буду приветливым — положительным, дружелюбным и не злым. Я буду не давать ответы, а помогать — вдохновлять и направлять других людей, а не просто давать им готовое решение. Я буду благодарен за потраченное время и силы» [Ориг.: «As an OpenStudier, I will: stay positive, be friendly, and not mean; Give Help, Not Answers; encourage and guide those needing help, and not just give them an answer; thank people for taking the time and effort to help me» // OpenStudy Code of Conduct — Электрон, дан. — Inquus: 2013 — Режим доступа: http://openstudy.com/code-of-conduct, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.]. Для сравнения, русскоязычные сервисы схожего характера (к примеру, Ответы@Mail.ru) со временем превращаются в многопредметную базу готовых домашних заданий. Это довольно частый итог работы неспециализированных платформ, педагогические цели для которых не являются приоритетными.

Современное социальное пространство становится всё более визуально-ориентированным, что даёт дополнительные возможности преподавателям МХК. Создатель сервиса электронных портфолио Pathbrite, Хизер Хилее, считает, что для хорошей самопрезентации сегодня мало одних только дипломов и грамот, а потому к ним следует добавить, например, фотографии с соревнования, видеозапись доклада, эссе или песню собственного сочинения [7 Pathbrite for Teachers — Электрон, дан. — San Francisco: 2013 — Режим доступа: http://pathbrite.com/educators/k-12/teachers, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.]. Использование многоплановых материалов позволяет легко адаптировать сервис Pathbrite к нуждам учебного процесса. Отдельно стоит отметить внешнюю привлекательность ресурса: основатели Pathbrite признаются, что при разработке руководствовались принципами, по которым сделать некрасивое портфолио было бы просто невозможно.

Педагогу, решившему создать поле для дистанционного обучения и взаимодействия с учащимися, в первую очередь предстоит решить несколько основополагающих задач: выбрать платформу для дистанционного обучения, создать учебные материалов различного характера, а также инстументы взаимодействия учителя и учащегося. Ниже мы подробно рассмотрим эти задачи и соотнесём их с возможностями, которые дают сервисы русскоязычного интернета.

Итак, первоочередным для дистанционного образования, безусловно, является процесс создания площадки («виртуального кабинета»). В русскоязычном интернете реальными на сегодняшний день представляются четыре варианта: а) сообщество в социальной сети; б) блог, размещённый на бесплатном сервисе; в) независимый блог на платной основе; г)специализированные образовательные системы. Отметим, что за исключением последнего варианта, все площадки являются неадаптированными специально для педагогических целей. Работа с ними напоминает «укрощение» и представляет собой творческий, трудоёмкий, хотя, безусловно, полезный процесс.

Использование в образовательных целях популярных социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook) наряду с огромным несомненным плюсом — практически стопроцентной посещаемостью — обладает рядом существенных недостатков: учащиеся используют социальную сеть в большей степени для развлечения и неформального общения, а потому возможности сфокусироваться на учебной деятельности минимальны; интерфейс таких сетей предельно стандартен и не допускает отклонений, не каждый учитель видит свой образовательный ресурс именно таким; социальные сети имеют серьёзные ограничения на размещаемые материалы, что практически не позволяет применять наработки современных интерактивных методик.

Другим возможным каналом взаимодействия учителя и учащегося являются блоги (Blogger, LiveJournal, WordPress). Они представляют собой регулярно обновляемую ленту записей, новостей, событий. Изначально блоги ориентированы, прежде всего, на обмен информацией (статья автора блога и комментарии читателей к ней). Как правило, блогосервисы, предлагают своим пользователям наиболее широкие свободы в оформлении, что, несомненно, делает их привлекательней для собственного образовательного ресурса. К важным плюсам блога как образовательной платформы относится его открытость: для доступа к материалам, размещённым учителем, не нужна регистрация.

Развивающиеся за рубежом образовательные системы постепенно проникают в Россию. Одной из первых в этом направлении стала Eliademy, о которой уже говорилось выше. Амбициозная цель создателей сервиса — продолжить дело Платона, основавшего первую в мире Академию в оливковом саду (греч. еАю) и положившего начало формализованному образованию на века вперед [Eliademy: About us — Электрон, дан. — СПб. : 2012 — Режим доступа: https://eliademy.com/about, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ., рус.]. Она представляет собой платформу для преподавателей и учеников, которая позволяет создавать онлайн курсы и управлять ими (мгновенно создавать и изменять образовательные курсы, форумы и проверочные задания, делиться дополнительными документами и встраивать дополнительный материал из внешних Интернет-источников). Eliademy позволяет менять оформление «виртуального кабинета», однако относится это в лишь к некоторым деталям (фон, заголовок, меню).

По образцу зарубежных аналогов в русскоязычном интернете постепенно появляются собственные специализированные образовательные системы. Среди наиболее успешных — система LMS42 [LMS42 — свободная образовательная электронная система — Электрон, дан. — М. : 2010 — Режим доступа: http://lms42.ru, свободный. — Загл. с тит. экрана. — Яз. рус.], которая предоставляет учителю возможность создания собственного набора учебных материалов (тексты, графики, иллюстрации, презентации, полезные ссылки). Интерактивный компонент представлен разделами «Вопросы и ответы» (учащиеся могут задавать вопросы учителю посредством специального интерфейса, ответы учителя прикрепляются в уроку), «Задания» (список заданий развёрнутого типа, которые необходимо выполнить для успешного завершения урока), «Тесты» (представляют собой элемент самоконтроля учащихся) и «Контрольные работы» (элемент контроля и проверки усвояемости со стороны учителя: контрольная работа назначается учителем в определённое время, учащиеся до начала работы не имеют доступа к ней и к вопросам, в неё включённым).

Недостатки вышеназванных специализированных образовательных систем, в целом, схожи и свойственны этому направлению вообще. Так, стандартное для всех предметов оформление накладывает определённые трудности для творчества как учителя, так и учащегося. Проверка умений, навыков и знаний учителем МХК не всегда исчерпывается выбором между развёрнутым ответом и тестом. Процесс обучения остаётся строго иерархичным, взаимодействие учащихся в рамках платформ не предусмотрено, и более того, — работая на этих платформах, учащийся остаётся реципиентом информации (читает подготовленные для него материалы, работает с составленными для него тестами, контрольными, обратное воздействие со стороны учащегося возможно лишь через вопросы), не может создавать собственные материалы, что накладывает существенные ограничения на процесс освоения мировой художественной культуры.

Как видно из представленной ниже сравнительной таблицы, на сегодняшний день блог представляется наиболее свободной и удобной средой для организации дистанционного обучения.


Критерий

Социальные сети
(на примере
Вконтакте,
Одноклассники,
Facebook)

Образовательный
блог
(на примере
LiveJournal,
Blogger,
WordPress)

Специализирован
ная
образовательная
система
(на примере
Eliademy, LMS42)

Доступность
информации для
учащихся,
открытость
платформы

Ограничена
(необходима
регистрация)

Свободная

Ограничена
(необходима
регистрация)

Использование
различных по
характеру
материалов
(аудио-, видео-,
текстовых)

Близкое к
свободному
(использование
некоторых
материалов
ограничено)

Свободное

Близкое к
свободному
(использование
некоторых
материалов
ограничено)

Использование
интерактивных
методик обучения

Серьёзно
ограничено

Свободное

Ограничено

Изменение
оформления и
приведение его в
соответствие с
нуждами учителя

Невозможно

Свободное

Невозможно

Возможность для
создания личного
пространства
учащегося

Ограничена

Присутствует

Ограничена

Взаимодействие
учащихся между
собой

Свободное

Свободное (через
комментарии и
блоги друг друга)

Не предусмотрено

Решение
вопросов,
лежащих за
пределами
образовательного
процесса

Возможно

Возможно

Не предусмотрено

Конечно, единого мнения о платформе для дистанционного обучения быть не может. Одни платформы проще и доступней, но идут вразрез с этикой учителя. Другие платформы полностью соответствуют нормам, однако требуют от учителя серьёзного багажа знаний и под силу далеко не каждому. Одно не вызывает сомнений: при желании каждый педагог подберёт вариант, соответствующий его возможностям, потребностям, задачам и целям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.