Научная статья на тему «Перспективы дистанционного образования в России»

2
0
Материал опубликован 2 March 2021


Научная статья на тему “Перспективы дистанционного образования в России”

В наши дни неограниченные возможности научно-технического прогресса и доступность сети Интернет послужили стремительному росту рейтинга онлайн образования и обмену прогрессивным опытом обучения в разных странах. Дистанционным образованием считается такая форма обучения, при которой преподаватель отдален от учащихся и пособий по образованию, а связь между ними реализуется посредством компьютеров, телекоммуникационных технологий и других интерактивных средств. Основными целями нашей работы является выявление и анализ сильных и слабых сторон дистанционной формы обучения, предложение путей ликвидации недостатков, рассмотрение возможности повышения уровня качества дистанционного образования и эффективности подачи и усвоения материала на расстоянии.

Предпосылкой создания данной формы обучения послужила корреспонденция, используемая еще в 1840 году Исааком Питманом. Благодаря налаженной регулярной почтовой связи, преподаватели общались с учениками с помощью писем, передавая таким образом учебники и задания. В настоящее время, обучении на расстояние востребовано в плане получения второго образования, повышения квалификации или прохождения профессиональной переподготовки. Документ, выданный по окончанию курса обучения, имеет полную юридическую значимость наравне с обычным дипломом. Временные сроки обучение напрямую зависят от направления и специальности, выбранной учащимся – от 3,5 до 5 лет. Так как план учебы основан на индивидуальной программе, сроки значительно сокращаются.

Так как дистанционное обучение в российской образовательной сфере горячо обсуждается и мнение насчет его введения очень разносторонне, будет уместным привести данные социологического опроса интернет-портала «Fom.ru». В опросе приняли участие 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Пара вопросов из заданных участникам:

Что для вас было (было бы) самым важным при выборе обучающей программы на компьютере или в интернете?

Карточка, не более пяти ответов. Опрашиваемых в данном опросе поделили на две категории: у кого есть опыт дистанционного обучения и, соответственно, у кого его нет.

Сравнивая дистанционную с очной формой обучения, не трудно заметить, что в определенных случаях дистанционная даже выигрывает у очной формы. С точки зрения удобства, демократичного ценообразования и ряда других причин, озвученных университетами в качестве рекламной компании, можно заключить, что очная форма обучения устарела и несопоставима с современными реалиями. Но достоинства, которые нам предлагает обучение на расстоянии, скорее являются бонусами, нежели фундаментальной отличительной чертой, которая призвана поднять образование на новый, более высокий уровень. Делая акцент на новых возможностях, дистанционное обучение совершенно забывает о трёх китах, на которых держится любой образовательный процесс: использование освоенных навыков на практике, индивидуальный подход преподавателя и контроль за усвоением материала. К сожалению, дистанционная форма обучения не в состоянии это обеспечить в полной мере.

Проанализировав ответы на данный вопрос, легко понять, что для абсолютного большинства респондентов понятное изложение материала и удобство пользования программой являются доминантными критериями при выборе обучающей программы. Варианты о наличии сертификатов качества и одобрении образовательными/научными учреждении были не столь популярными при выборе.

Если бы вы выбирали между дистанционным обучением (при помощи компьютерных программ и/или интернета) и очным (т.е. с посещением лекций, уроков и т.п.), то какую форму обучения вы бы предпочли?

Данные вышеприведенного социологического опроса позволили узнать общие тенденции в отношении граждан РФ к обучению с помощью информационно коммуникационных технологий. Подводя итоги, можно с уверенностью подтвердить, что данная форма образования не имеет должную популярность, несмотря на свою распространенность. Сравнивая такие формы обучения, как дистанционное и очное, последнее остается наиболее признанным, причем даже среди тех, у кого уже был опыт в онлайн образовании.

Дистанционное образование – далеко не новая форма обучения для Запада, реализованная в 1960-х годах Михаэлем Янгом в Великобритании, а вот наша страна познакомилась с ней не так уж и давно. Путем бесконечного количества проб и ошибок, европейские университеты отработали ту самую методику качественного дистанционного освоения материала, результаты которого максимально приближены к навыкам студентов очной формы обучения. К сожалению, не все российские вузы могут похвастаться качественным подходом к новой форме обучения. Как и в случае с западным миром, должно пройти время, чтобы сравнение дистанционной формы обучения с очной было практически эквивалентным.

Одна из отличительных черт российского дистанционного образования от западного количество специальностей, которыми можно овладеть на дистанционной основе. Например, в Германии есть возможность прослушать курсы самого разного рода, начиная от медицинских специальностей и заканчивая электротехническими. Однако, стоит отметить, что некоторым профессиям обучаться дистанционно абсолютно нецелесообразно, ведь сложность освоения материала слишком велика и без чуткого личного наставничества здесь не обойтись.

Ранее уже отмечалось, что практика в любом образовательном процессе играет первостепенную роль, а дистанционное образование, к сожалению, в должном объёме её не предоставляет. Но в европейских университетах, часто приходят к следующему решению данной злободневной проблемы: выдача оборудования для практических занятий на дом. Грамотно составленные видео инструкции и печатные наставления могут достаточно быстро обучить студента пользоваться тем или иным прибором, а достаточное время, проведённое с оборудованием, помогает разобраться в сложных вещах более скрупулёзно.

Немаловажным пунктом является разработка специальных учебных материалов и факультативных баз с заданиями, адаптированных под дистанционную форму обучения. Интерактивных видеолекций не всегда хватает для углубленного изучения материала, хотя наглядность и исчерпываемость материала безусловно важна. Европейские университеты немаловажную роль отдают специально написанной литературе, содержащей все нужные аспекты именно для самостоятельного обучения. Принцип объяснения сложных вещей простым языком здесь должен быть отражен как можно более ясно. Хотя многие российские вузы не имеют возможности предоставить личный интерактивный электронный кабинет с большой базой заданий, это не мешало бы сделать, ведь решение дополнительных заданий в качестве факультатива достаточно полезное занятие, демонстрирующее реальные результаты.

И в качестве последней отличительной особенности хотелось бы отметить важность личного присутствия на защите серьёзных работ. Университет может оценить приобретённые навыки студентом без камер и микрофонов. Реальные результаты будут видны преподавательскому составу и при плохой демонстрации полученных знаний существует вероятность немедленного отчисления, ведь неквалифицированный кадр будет только обузой на предприятии. Данный пункт показывает совмещение двух форм обучения в процентном соотношении 20 на 80, где первое число — это очное получение знаний, а второе – дистанционное.

Слаборазвитое социально-экономическое положение в регионах является самой главной причиной застоя в информационном развитии в разных уголках Российской Федерации. Главная цель государства заключается в улучшении уровня жизни населения на всей территории страны, и благодаря корректно направленному вложению бюджетных средств и использованию региональных ресурсов, есть возможность возникновения реальной вероятности покрыть инфраструктурные затраты, решить экономические территориальные проблемы и вложить средства в информационно-коммуникационную отрасль. Как предложения, можно рассмотреть возможность инвестирования в поддержке и создании новых предприятий, основанных на инновационных технологиях, на территории отстающих в развитости регионов, развитии человеческого капитала, вложения в рост мобильности населения и в инфраструктуру.

Несомненно, компьютеры и Интернет на сегодняшний день являются незаменимыми помощниками в коммуникации, учебе, профессиональной деятельности и т.п. Однако, большинство представителей старшего поколения, в том числе и преподаватели высших учебных заведений, либо не осведомлены в новейших возможностях упрощения процесса получения образования, которые представляют ИКТ, либо даже отказываются активно использовать компьютерные технологии в преподавательской деятельности. Следовательно, мы имеем проблему, заключающуюся в дефиците профессиональных кадров, обладающих навыками использования дистанционных технологий. Возможным решением предлагается введение специальных компьютерных курсов для преподавателей, в результате которых будет четко осознана необходимость внедрения инновационных технологий в процесс обучения и усвоены как и базовые навыки владения ИКТ, так и техника преподавания дистанционного обучения.

Как только будет решена проблема с навыком использования дистанционных технологий в сфере образования, на горизонте проявляется следующая трудность – слабая мотивация профессиональных кадров в обучении. Корень данной проблемы заключается в относительно малом размере оплаты труда за дополнительное ведение образовательной программы на расстоянии, так и в отсутствии механизмов защиты электронных курсов и авторских прав. Если с первой первопричиной все предельно ясно, то во второй следует упомянуть о масштабной утечке данных, «пиратстве» в Интернет-просторах и активном распространении нелегально скаченной информации, в том числе и авторских работ преподавателей и их индивидуальной методики преподнесения материала. Решение проблемы слабой мотивации преподавателей заключается в повышении заработной оплаты труда за практику в дистанционном обучении учащихся, а также усиление способов защиты авторских прав и предотвращении кражи информации.

Новейшие технические разработки и дистанционная форма обучения – это абсолютно перекрестные вещи. Не имея должного технического оснащения, образовательные учреждения превращают процесс обучения в тяжкий труд для своих студентов. Использование же передовых технологий помогает сделать обучение не только интерактивным, но и увлекательным, а также более качественным: преподавателям становится намного проще взаимодействовать со своими слушателями, а самим студентам знакомиться с материалом более обширно. Например, закупка профессионального оборудования, выдаваемого учащимся для домашнего ознакомления, могла бы предоставить возможность применения теоретических знаний на практике, а установка smart досок открыла бы кладезь важных для дистанционного образования функций, недоступных меловым аналогам.

Не для кого не секрет, что многие граждане нашей страны оценивает европейское и американское образование намного выше нежели отечественное. Но позволить получить себе диплом иностранного вуза могут далеко не все, ведь цены достаточно высоки. Дистанционная форма обучение является же более доступной, а некоторые курсы авторитетных университетов вообще выкладываются в интернет абсолютно на безвозмездной основе. Так зачем же вообще дистанционная форма обучения существует, если конкурировать ей с западной довольно сложно? Но не стоит забывать, что в России тоже существуют университеты, специализирующиеся только на дистанционном обучении и выпускающие действительно качественные образовательные продукты. Возможность бесплатного пробного периода, как нельзя лучше бы отразилось на доверии потенциального студента, ведь прослушав несколько лекций можно абсолютно точно сказать, нравится тебе такая форма преподавания и подачи материала или же нет.

Дистанционная форма обучения имеет много плюсов, но, к сожалению, еще больше минусов. Абсолютно точно можно сказать только одно – нам есть над чем работать, и, быть может, исправив все шероховатости, новая форма обучения зарекомендует себя как конкурентоспособная альтернатива традиционному для нас получению знаний в привычных лекционных.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.