Статья на тему «Дополнительное образование детей дистанционно»
Дополнительное образование детей дистанционно
(из опыта работы Ленинск-Кузнецкого муниципального округа)
Дюкова Мария Владимировна, методист,
МБОУ «Дом творчества», Ленинск-Кузнецкий МО
Организация процесса обучения и воспитания, основанного на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять обучение и воспитание на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимся определяется понятием «дистанционное обучение». [4].
Внедрение современных технологий с применением электронного обучения (ЭО) поддерживается государством, так в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) статья №16 полностью посвящена реализации образовательных программ с применением ЭО и дистанционных образовательных технологий.
Воспитанниками МБОУ «Дом творчества» Ленинск-Кузнецкого МО на начало 2019-2020 учебного года являлись 1308 детей. Характерной особенностью реализации программ дополнительного образования на территории округа - географическая удалённость населённых пунктов (68 населённых пунктов входит в состав Ленинск-Кузнецкого муниципального округа). Обучение осуществляется педагогами МБОУ «Дом творчества» на базе общеобразовательных учреждений и учреждений культуры.
В 2020 году при переходе образования, в том числе и дополнительного, в дистанционный режим, прежде всего, педагогам пришлось решать задачи, во-первых, методические: это внедрение новых технологий и инструментов обучения и воспитания. Во-вторых, стала очевидна необходимость существенных изменений дополнительных образовательных программ: постановка новых целей и задач, корректировка ожидаемых результатов по изменению образовательного процесса, ввиду внедрения новых технологий.
Мы с вами понимаем, уважаемые педагоги, что для компетентной и качественной работы в дистанционном режиме обучения детей, чувствуется нехватка как теоретических знаний, так и практических навыков. Формат дистанционной работы стал для нас новым и непривычным.
На данный момент педагогическая деятельность свелась к воспитательной работе. Мы стараемся не потерять контингент обучающихся, вовлекаем их в режиме он-лайн в проектную деятельность, к участию в различных акциях и конкурсах, флеш-мобах и т.д.
Учреждения дополнительного образования, которые проводят работу по дистанционным программам, создают проблемно-ориентированные группы, регулярно проводят обучение педагогов и методистов в этом направлении. Мы оказались в такой сложной ситуации неподготовленными в связи с пандемией в марте 2020 года.
Министерство Просвещения РФ направило Письмо № ГД-39/04 от 19.03.2020 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего среднего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»). Согласно этим рекомендациям нами были откорректированы рабочие программы, созданы простейшие ресурсы с социальных сетях и задания для обучающихся. Конечно же, в силу отсутствия устойчивого интернет – соединения в отдалённых сёлах и деревнях по максиму использовались возможности мобильной связи и мессенджеров.
Во время дистанционного обучения педагогами и методистами Дома творчества были отмечены положительные моменты, например,:
необходимость стартового набора: комплект качественного техническое обеспечение с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося.
интерактивность образовательного процесса: непрерывное взаимодействии всех участников обучающего процесса, где каждый ученик имеет доступ к материалам обучения и самому педагогу, который, в свою очередь открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области.
индивидуализация образовательного процесса: Учителю достаточно просто наблюдать успехи и пробелы в обучении каждого ребёнка, так как весь процесс обучения зафиксирован. И в зависимости от запросов обучающегося и на основе анализа собственных наблюдений применение индивидуальных методик и приемов обучения. [5].
Дистанционное обучение осуществлялось педагогами дополнительного образования Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в форме:
Чат - занятий - учебные занятия с использованием чат- технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к нему.
Форум-занятие - дистанционные уроки, конференции, семинары, игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью ИКТ и других возможностей сети Интернет.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная ёмкость занятий, глубина подачи материала без усиления нагрузки на детей; активизируется самостоятельная деятельность учеников; создаются комфортные условия для углубленного изучения материала, психологическая среда стала более комфортной, так как преобладает конструктивное общение.
Литература
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". - http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html#comments.
Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года (утверждена постановлением правительства Самарской области .№5 от 21.01.2010 г). - http://sam- vneshkolnik.narod.ru/docs.htm.
Словарь по технологиям обучения, 2005 г.
Жидаль Регина Флорисовна Дистанционное обучение школьников,