Презентация по математике «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница»
Пояснительная записка к презентации
Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна
Должность: преподаватель математики
Место работы: ГПОУ «Ижемский политехнический техникум», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.
Предмет: математика
Уроки 234 - 235
Тема урока | Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока | ввести понятие интеграла и его вычисление по формуле Ньютона-Лейбница, используя знания о первообразной и правила ее вычисления; проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции; закрепить изученное в ходе выполнения упражнений. | ||
Задачи урока | Образовательные: сформировать понятие интеграла; формирование навыков вычисления определенного интеграла; формирование умений практического применения интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, развивать математическую речь, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к предмету с помощью ИКТ. Воспитательные: активизировать интерес к получению новых знаний, формирование точности и аккуратности при вычислении интеграла и выполнении чертежей. | ||
Образовательные ресурсы | ПК, операционная система Microsoft Windows 2000/XP, программа MS Office 2007: Power Point, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. учебник Колмагорова А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. | ||
План урока | Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Изучение нового материала: Понятие интеграла. История происхождение понятия «интеграл». Формула Ньютона-Лейбница. Первичное осмысление и закрепление изученного. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. | ||
Технологии обучения | Технология развития критического мышления - Синквейн | ||
Методы обучения | Проблемный диалог, фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. | ||
Формы обучения | Интерактивный, проблемно-поисковый, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. | ||
Основные понятия | интеграл, формула Ньютона-Лейбница, площадь | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
правильно употреблять в речи термины интегрального исчисления. находить для функций их первообразные, используя знания предыдущей темы (таблицы). выполнять правильно необходимые вычислительные действия при решении заданий. решать задачи с применением знаний из геометрии и по изученной теме. | Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. | смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОУД | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный момент | 3 мин | Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание. Проверка домашнего задания. Раздает опорный конспект. | Слушают, записывают дату. | фронтальная, индивидуальная | Формируем умение слушать и понимать других. | проверка домашнего задания |
II. Актуализация знаний, целеполагание и мотивация | 5 мин | Актуализация опорных знаний и субъектного опыта с выходом на цели урока. | Слушают, записывают тему урока в тетради. Активно включаются в мыслительную деятельность. Анализируют, сравнивают, делают выводы с выходом на цели занятия. | фронтальная, индивидуальная | Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | беседа, опрос |
III. Изучение нового материала | 10 мин | Определение интеграла (слайд 3) Даёт определение. ИКТ Что такое криволинейная трапеция? | Слушают, записывают, отвечают на вопросы преподавателя. Фигуру, ограниченная графиком функции, отрезком [a;b] и прямыми x=a и x=b. | фронтальная, индивидуальная, парная | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Аргументация своего мнения. Осознание ответственности за заданное дело. | беседа, сопутствующий опрос |
Обозначение интеграла (слайд 4) Вводит обозначение интеграла и то, как он читается. | Слушают, записывают. | |||||
История интеграла (слайды 5 и 6) Рассказывает историю термина «интеграл». | Слушают, коротко записывают. | |||||
Формула Ньютона – Лейбница (слайд 7) Дает формулу Ньютона – Лейбница. Что в формуле обозначает F? | Слушают, записывают, отвечают на вопросы преподавателя. Первообразная. | |||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 20 мин | Пример 1 (слайд 8) Разбирает решение примера, задавая вопросы по нахождению первообразных для подынтегральных функций. | Слушают, записывают, показывают знание таблицы первообразных. | фронтальная, индивидуальная, парная | Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста. Формируем умение анализировать текст. Формируем умение на основе новых полученных знаний делать выводы. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение использовать знания по изученной теме. | опрос, решение практических задач |
Пример 2 (слайд 9). Примеры для самостоятельного решения обучающимися. Контролирует решение примеров. | Выполняют задание по очереди, комментируя (технология индивидуального обучения), слушают друг друга, записывают, показывают знание прошлых тем. | |||||
Пример 3 (слайд 10) Разбирает решение примера. Как найти точки пересечения оси абсцисс с графиком функции? | Слушают, отвечают на вопросы, показывают знание прошлых тем, записывают. Подынтегральную функцию приравнять к 0 и решить уравнение. | |||||
Пример 4 (слайд 11) Разбирает решение примера. Как найти точки пересечения (абсциссы) графиков функций? Определите вид треугольника ABC. Как находиться площадь прямоугольного треугольника? | Слушают, отвечают на вопросы. Приравнять функции друг к другу и решить получившееся уравнение. Прямоугольный. где a и b- катеты прямоугольного треугольника. | |||||
Разбирает решение примера, задавая вопросы по нахождению первообразных для подынтегральных функций. | Слушают, записывают, показывают знание таблицы первообразных. | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | 6 мин | Оценивает работу обучающихся на уроке, анализирует. Организует работу по составлению синквейна. | Слушают. Участвуют в составлении синквейна. Анализируют, сравнивают, делают выводы по теме. | фронтальная, индивидуальная | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Осознание ответственности за общее дело. | диалог |
Домашнее задание | 1 мин | Дает задание на дом, объясняет. | Слушают, записывают. | фронтальная, индивидуальная | Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Приложение 1 Опорный конспект по теме «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».
1. | Определение: Пусть дана положительная функция f(x), определенная на конечном отрезке [a;b]. Интегралом от функции f(x) на [a;b] называется площадь её криволинейной трапеции. | |
2. | Обозначение: Читается: «интеграл от a до b эф от икс дэ икс» | |
3. | Формула Ньютона - Лейбница | |
4. | Пример 1. Вычислить определённый интеграл: Решение: | |
5. | Пример 3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями и осью абсцисс. Решение:
y x | |
6. | Пример 3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями и . Решение: |
Приложение 2. Домашнее задание по теме «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».
Критерии оценки домашнего задания:
На оценку «3» надо выполнить верно задания 1 уровня сложности при двух недочетах.
На оценку «4» надо выполнить верно задания 1, 2 уровней сложности при двух недочетах.
На оценку «5» надо выполнить верно все задания при двух недочетах.
1 уровень сложности. Вычислите интегралы и выберите вариант ответа:
А) | Б) | В) | Г) |
Д) | Е) | Ж) | З) |
Ответы: | а) 4; | б) 18; | в) 1; | г)6; | д) 0,5; | е) 5; | ж) 12; | з) 6,6 |
2 уровень сложности. Вычислите площадь фигур, ограниченных линиями:
А) | , , и ; |
Б) | , , и ; |
В) | , и ; |
Г) | , , и . |
3 уровень сложности. При каких a будет верно равенство: