Статья «Интеграция на музыкальных занятиях как основной элемент формирования целостной картины мира у дошкольников»
Интеграция на музыкальных занятиях как основной элемент формирования целостной картины мира у дошкольников.
Формирование целостной картины мира дошкольника, определяется заказом общества, отраженном в ФГОС дошкольного образования и возросшими требованиями к познавательному развитию ребенка при поступлении в школу. В ФГОС ДО идет речь об использовании элементов интеграции в образовательном процессе современного образования, который дает обучающимся возможность изучения окружающего мира во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей. В процессе интегрированного обучения постепенно из разрозненных частей мозаики складывается базовая картина мира в сознании ребенка, которая дополняется по мере его взросления.
Психолог А.Н. Леонтьев считает, что: «Картина мира выступает неким методологическим инструментом построения целостного проблемного поля современного знания, служит способом его структурирования». «Ключевой функцией целостного образа мира является самоотражение мира субъектом, т.е. познание мира через свою собственную деятельность». Опираясь на данные высказывания, становление целостного образа мира – это открытие мира для себя через собственные действия. В дошкольном возрасте такими действиями являются ощущения, восприятие, представления. Образ мира в сознании малыша формируется в результате поиска причин и объяснения смысла происходящих явлений. Желание постичь неясное ставит ребенка в позицию исследования, в позицию поиска. Жажда познаний приводит к взрослому, который, в представлениях маленького человека, обладает всеми знаниями об объектах действительности, а значит, может разрешить любую возникшую задачу. Это позволяет дошкольнику устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире и способствует развитию интереса к дальнейшему познанию.
Следовательно, одна из важнейших задач дошкольного образования – обеспечение видения ребенком целостной картины мира.
Понятие «целостность» тесно связано с понятиями «гармония» и «интеграция». По определению С. Д. Сажиной, гармония –это «стройная, сообразная согласованность целого и входящих в него частей, компонентов». Интеграция в образовании – это не только объединение, но и гармоничное взаимослияние, взаимопроникновение составляющих, несущих в себе информацию об одном и том же объекте с различных сторон. Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского (1592-1670 гг.), утверждавшего: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук».
На основание вышеизложенного, интеграция, как взаимодействие, взаимопроникновение элементов друг в друга, ведет к целостному представлению образа мира у дошкольников.
Дети дошкольного возраста не выделяют внутренних связей и компонентов предметов и явлений и поэтому очень важно развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное, чтобы образ изучаемого предмета или явления приобрел в мыслительных операциях ребенка целостную форму. Необходимо обозначить главные внутренние связи компонентов исследования, сделать их в его глазах более выпуклыми. Это дает ребенку глубину и прочность новых познаний и закладывает новые возможности для будущих познавательных действий. Распахнуть перед ребенком мир, научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи в единстве – основная задача педагога дошкольного образовательного учреждения, в том числе музыкального руководителя.
Музыкальные занятия в ДОУ состоят из разных видов музыкальной деятельности: музыкальное восприятие, музыкально-игровое творчество, музыкально-ритмические движения, пение и игра на детских музыкальных инструментах. Как видно из вышеперечисленного, само по себе занятие содержит разнообразные виды музыкальной деятельности, и каждый ребенок может получить удовольствие от какого-либо более привлекательного для него действия. Задача педагога не только научить ребенка петь и развить его музыкальные способности, но и, в первую очередь, заинтересовать, увлечь, заложить в маленькую личность неудержимое желание познания огромного неизведанного еще им мира – мира завораживающих мелодий, музыкальных образов, новых чувств и ощущений.
Основываясь на уже имеющемся музыкально-слуховом опыте детей, педагог постепенно расширяет их кругозор и знания об окружающем мире на художественно-образной основе. При этом каждый новый этап музыкального занятия задействует восприятие, сенсорные ощущения, детское воображение, речь, мелкую моторику и размышления самого ребенка. Все это организуется на фоне положительной эмоциональной атмосферы, создаваемой музыкальным руководителем. Он не загружает воспитанников словесными объяснениями музыки, так как это мало что дает детям данного возраста, а включает их в непосредственную интегрированную музыкальную деятельность, создавая тем самым особую мотивацию, соответствующую познавательной цели.
Для развития чувственного опыта ребенка восприятие музыки тесно связывается с восприятием близких, созвучных по характеру и настроению картин художников. При этом используется резонансно-ассоциативный метод, разработанный Н.П. Шишлянниковой. Суть его заключается в том, что к определенному музыкальному произведению подбирается ни одна картина художника, а несколько. Среди них есть картины, созвучные с музыкой, и явно несоответствующие по характеру и настроению. Дети в процессе звучания музыки смотрят на картины и выбирают именно ту, которая с их точки зрения соответствует музыке. При наложении слухового и зрительного образов происходит их слияние в восприятии детей… эффект резонанса. Музыка выступает как ассоциативная зацепка, способ «оживления» живописи, символ ее эмоционально-смысловой наполненности, как синтезирующий стержень, на который нанизываются разнообразные впечатления детей, складывающиеся затем в целостную художественно-образную картину живого мира. При этом детям дана свобода выбора того, что резонирует с их внутренним слышанием и видением.
Например, при знакомстве с музыкой изобразительного характера проводим прямую параллель между музыкой Э. Грига и миром бабочек. Все начинается с музыкального восприятия. Необходимо дать прочувствовать детям всю красоту и необычность произведения норвежского композитора Э.Грига Этюд «Бабочка», устремляя внимание детей на яркие интонационные мелодические обороты. При этом можно расширить знания детей о том, что в мире бабочек больше сотни тысяч разных видов и что нет ни одной бабочки в точности похожей на другую. Художница-природа постаралась и так разрисовала бабочек, что не встретишь во всем мире и двух одинаковых. Все это подтверждается и обговаривается с детьми с помощью ассоциативного ряда художественных картин. Пополняя словарный запас детей, можно придумать много эпитетов сравнения музыкального и художественного образа бабочки: легкие, воздушные, красивые, грациозные, обворожительные, игривые и т.д. Для полноты ощущений предлагаем детям «превратиться» в таких маленьких прозрачных насекомых: под музыку «полетать» или «потанцевать» по залу; перебирая «лапками-пальчиками» щекотно «поползать» по голове друг у друга; вдохнуть «цветочный аромат» и съесть «капельку росы». Для этого педагогу предстоит достаточно потрудиться, готовя элементы костюмов и создавая предметы и атрибуты цветочного луга. Но самое главное в занятии – это завораживающий голос, который по мановению ока может «превратить» даже самых непоседливых сорванцов в восхищенных и податливых зрителей или участников. Все дети любят волшебство. И, создав «волшебную» обстановку на музыкальном занятии, педагог через удивление ребенка, его чувства и сравнения всегда достигнет того результата, которого ожидает. Закрепляем новые знания и ощущения творчеством на бумаге, предложив детям нарисовать ту красивую бабочку, которой они только что себя ощущали.
Таким образом интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений мира с разных сторон. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой).
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что интегрированный подход в проведении музыкальных занятий в детском саду приводит к важному познавательному результату – развитию стойкого интереса к познанию окружающего мира, что непосредственно способствует формированию целостного образа мира у ребенка дошкольного возраста.
Библиографический список
Данилова E.Ю. Интеграция в музыкальном воспитании как фактор становления целостного образа мира у детей дошкольного возраста УДК 45.01 ББК 784:8
Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ / С.Д. Сажина:Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
Данилюк А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000. – 440 с.
Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. –М., 1993.– 272 с.
Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 1994.– 412 с.
Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: Метод.рек. для студ. ф-тов дошк. и соц. педагогики и психологии / под ред. Н. А.Каратаевой, Т. М. Киселевой. – Шадринск, 2002. – 213 с.
Шишлянникова, Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников / Н.П. Шишлянникова. – Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. – 127 с.
Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей / Т. С. Комарова //Детский сад от А до Я. – 2004. – №6. – 14–24 с.