Статья «Интегрированные конкурсы как средство формирования конкурентной полипредметной среды комплексного применения знаний обучающихся в рамках реализации образовательного проекта ТЕМП»
Интегрированные конкурсы как средство формирования конкурентной полипредметной среды комплексного применения знаний обучающихся в рамках реализации образовательного проекта ТЕМП.
Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации. Формирование конкурентоспособности личности школьника заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Сегодняшним школьникам в недалеком будущем предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в постиндустриальном обществе свободных цивилизованных рыночных отношений. В этой связи одной из приоритетных задач современного школьного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы. Город Магнитогорск и Челябинская область традиционно ориентированы на развитие промышленного сектора экономики и это накладывает заметный отпечаток на характер соответствующих задач перед системой образования и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математической подготовки. Решение этих задач невозможно без интеграции всех уровней образования, производственной и социокультурной сфер, средств массовой информации, родителей и структур, которые потенциально обладают возможностью влиять на изменение качества естественно-математического и технологического образования. Нам представляется необходимым формирование и развитие у обучающихся ценностного отношения к прошлому и настоящему России, воспитание осознанного уважительного отношения к истории, культуре, традициям народов, населяющих город Магнитогорск и Челябинскую область через изучение промышленной, языковой и культурной специфики региона.
Процесс обучения представляет собой образовательно значимое взаимодействие учителя и учащихся. До недавнего времени считалось, что для обеспечения успешности этого взаимодействия достаточно создания адекватной учебным целям системы педагогических условий: материально-технических, учебно-методических, организационных. Сегодня на смену термину «педагогические условия» приходит термин «образовательная среда», поскольку на современном уровне развития общества уже больше нельзя гарантировать, что условия, в которых протекает образовательный процесс, находятся в достаточной степени под контролем учителя и администрации школы. В настоящее время основное влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы самообразования и саморазвития ребенка. Учитель и общение с ним является лишь частью окружающей его среды. Как организовать эффективное и главное сбалансированное взаимодействие всех компонентов? Мы считаем, что интеграция делает возможным решение этой проблемы. Что же такое интеграция? Интеграция – объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом». Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция — средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Мы считаем, что все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом. Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
транс-(кросс) –предметная – является разновидностью межпредметной и означает сквозную связь конкретно-данного предмета с другими предметами (изучение иностранного языка на музыкально-изобразительной основе).
Обычно в межпредметной интеграции различаются слабый, средний и высокий уровни. Слабой (низкой) степенью интеграции обычно считаются межпредметные связи, когда при изучении материала одного предмета эпизодически включается материал другого предмета (факты, иллюстрации, понятия, музыкальные фрагменты и т.д.). При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. Средней степенью интеграции считается интегрированный урок, когда какой-то чрезвычайно сложный для учащихся объект изучается с разных сторон средствами нескольких учебных предметов, но при этом опять же сохраняется в целом самостоятельность каждого предмета. Высокая степень - это создание интегрированных курсов.
Полипредметный урок не является альтернативой традиционным урокам. Он
не должен использоваться в качестве урока первичного представления материала или его отработки, а только в качестве обобщающего урока, урока
закрепления полученных знаний. Кроме того, при проведении полипредметных уроков необходимо учитывать наличие методических и технических средств для его проведения. Поскольку такой урок включает в себя несколько предметных областей, для его проведения необходимо задействовать несколько учителей-предметников. Взаимодействие учителей
возможно только в том случае, если существует внутришкольная модель сетевого взаимодействия учителей. Помимо этого, при проведении полипредметных уроков возникает проблема недостатка времени урока, так как в течение 45 минут необходимо обобщить большой объем знаний. Использование большего количества уроков, как правило, невозможно и по техническим причинам, и по требованиям планирования и выполнения образовательной программы по предметам. Следовательно, для реализации полипредметных уроков необходимо использование технологий, дающих возможность более эффективно использовать время урока и расширять его
границы. Такие возможности представляют полипредметные конкурсные мероприятия.
Организация любого конкурса требует проведения большого количества подготовительных мероприятий. На подготовительном этапе это
формирование органов руководства и методического обеспечения конкурса;
организация работы предметно-методической комиссии (нужно определить зону ответственности каждого участника группы; выработать критерии отбора конкурсного материала);
сотрудничество с информационными партнерами конкурса;
обеспечение организационно-технические условия для проведения конкурса (создать сайт, организовать работу технического исполнителя);
подготовка материала смежных дисциплин, которая начинается с изучения программ по предметам и определением взаимосвязей учебных тем. Это позволяет организаторам изучить учебный материал смежных предметов, получить необходимые консультации у учителей – предметников. Опыт показал, что первоначально надо интегрировать содержание, т.е. учебный материал. Интегрировать можно по 2, 3, 4 и более дисциплин.)
На этапе непосредственного проведения конкурса:
информирование образовательных учреждений о проведении конкурса
участие учащихся образовательного учреждения в конкурсе
организация работы жюри.
В рамках заключительного этапа является важной
обработка полученные результаты;
подведение итогов конкурса;
подготовка отчета о результатах проведения конкурса и анализ участия учащихся образовательных учреждений в конкурсе.
Одной из проблем обучения ИЯ является отсутствие языковой среды. Учитель вынужден создавать ее искусственно на своих уроках и во внеурочной деятельности. В помощь и поддержку педагога в 2015 году возникла идея создания игрового конкурса как части проекта «Вектор: Уральский регион». В контексте данного проекта педагоги в сотрудничестве решают такие задачи как создание условия для формирования у обучающихся представления об Уральском регионе как привлекательном для реализации образовательных потребностей и профессиональных возможностей; развитие лингво-страноведческой компетенции обучающихся 9-11 классов; сформировать у обучающихся 9-11-х классов целостное представление об истории, культуре и промышленности города Магнитогорска и Челябинской области.
Предлагаемые интегрированные конкурсы носят познавательный характер и состоят из следующих содержательных этапов: филологического, направленного на проверку знаний учащихся краеведческого характера и технологического, предполагавшего работу со статистической информацией об ОАО «ММК», представленной в виде схем и инструкций к организации и осуществлению производственных процессов. Задания конкурса предусматривают использование англоязычной языковой среды при проектировании моделей производственных процессов.
Таким образом, содержание всех конкурсных модулей проекта объединены идеями пропаганды и популяризации естественно-научных, технологических знаний, повышения качества математического образования, заложенными в концепции «ТЕМП», с одной стороны, с другой – развитием историко-культурологического кругозора и филологических компетенций обучающихся.