Статья «Интегрированные уроки, как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка»
«Интегрированные уроки, как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка»
Сегодня российское образование характеризуется многообразной инновационной деятельностью. Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.
Идея интегрированного подхода к преподаванию различных предметов в школе не нова, но является и сегодня актуальной. Каковы же причины интереса к интеграции английского языка и других предметов? Во-первых, истинно современное образование определяется как процесс становления развитой личности, и именно поэтому важна такая модель обучения, которая обеспечивала бы восприятие учащимися целостной картины мира. Во-вторых, на интегрированном уроке легче создать проблемную ситуацию, осуществить погружение, обеспечить взаимное обучение. Особенно если это интеграция английского языка и других предметов, когда иностранный язык будет выполнять свою главную роль – служить средством общения и познания. В-третьих, в соответствии с запросами информационного общества учащиеся
должны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретать новые знания, критически, творчески мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути их рационального решения, быть коммуникабельными, контактными, самостоятельно расширять свой познавательный кругозор и работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Предмет «английский язык» имеет много общих тем с другими школьными дисциплинами, т.е. он как бы «полипредметен». Именно, это качество иностранного языка является базой для широкого использования опоры на другие курсы, и это заставляет преподавателей осуществлять межпредметную координацию в процессе обучения иностранному языку. Это могут быть точные и гуманитарные науки, эстетический цикл дисциплин, которые в определенных ситуациях речевого общения составят предмет для коммуникации, повод для разговора. Построение интегрированного курса изучения иностранного языка или урока отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, предусматривает различные режимы работы учащихся и их индивидуальный прогресс в иноязычной речевой деятельности, т.е. их уровень обученности и обучаемости, что создаст очень благоприятную атмосферу для применения языка как средства общения. Учитывая это, интегрированное обучение иностранному языку можно считать одним из наиболее эффективных средств мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку и реализации практической, образовательной, развивающей и воспитательной целей.
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:
-научиться познавать
-научиться делать
-научиться работать в коллективе
Давайте посмотрим, что же такое интегрированный урок. Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Интегрированные уроки:
- повышают чувственно-эмоциональную сторону познавательной деятельности;
- развивают интерес к различным носителям информации;
- расширяют кругозор;
- зарождают стремление к поиску нового, интересного;
- дают широкое и яркое представление о мире;
- способствуют повышению мотивации учения;
- формирую в большей степени общеучебные умения и навыки;
- способствуют осуществление деятельностного подхода в обучении.
Особенности интегрированных уроков:
1) сохраняется самостоятельность каждого предмета, со своими целями, задачами, программой.
2) включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно-двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком
окружающей действительности;
3)предметом анализа содержания изучаемого материала выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Обобщение передового опыта учителей показывает, что уроки иностранного языка в школе, реализующие межпредметные связи, могут быть 3 видов:
фрагментарные – с элементами межпредметных связей, которые используются для раскрытия частных вопросов темы урока (например «Географическое положение Великобритании» в курсе английского языка);
2) «узловые» - включающие межпредметные связи в качестве органической составной части всего содержания урока, например, «Народы и страны» (связь с историей и географией), «Неопознанное и непостижимое» (связь с наукой и сверхъестественными явлениями), «Средства массовой информации: телевидение, радио, пресса, интернет», «Искусство: музыка, театр, кино, изобразительное искусство», «Преступление и наказание» (связь с юрисдикцией).
3) синтезированные – специально организуемые повторительно-обобщающие, на которых концентрируются знания учащихся по разным предметам с целью раскрытия всеобщих законов и принципов, например, «Смоленск – туристический центр» (проект по привлечению в город туристов, в котором сочетаются все области знаний: исторические, географические, литература, математика, окружающий мир и т.д. Учащиеся сами выбирают тематику и работают в группах. У каждой группы своя тематика проекта) или «Сладкий вкус успеха» -10 класс (повторительно - обобщающий урок, сочетающий в себе темы социальной жизни: здоровье, личная жизнь, талант, деньги, творчество; музыки; повторение газетной лексики, литературного анализа газетной статьи.
При проведении интегрированных уроков важно учитывать следующие особенности:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух и более предметов, однако только один предмет является ведущим. Важно правильно определить главную цель интегрированного урока и придерживаться её. Из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
2. Для достижения поставленной цели урока требуется определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Круг предметов, которые могут оказать существенную поддержку при интегрированном обучении иностранному языку можно представить так:
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Опора на русский язык при изучении иностранного необходима для создания благоприятных условий усвоения языковых явлений, что помогает осуществить перенос знаний или избежать интерферирующего взаимовлияния языков. Это помогает учителю в определении путей, способов и приемов введения нового языкового материала, в управлении связной речью, в корректировке и совершенствовании ритмико-интонационных и слухо-произносительных навыков.
Интересны интегрированные уроки по английскому языку и литературе, где рассматривается творчество поэтов и писателей. Учащиеся рассказывают их биографии на двух языках, читают стихи и отрывки из приведений.
Очень эффективны конкурсы стихотворных переводчиков. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения.
На интегрированных уроках английского языка и биологии возможно активное использование проектного обучения. Так, например, в 5 – 6 классах, когда ребята изучают тему «Животные»,они рассказывают о диких и домашних , они могут создавать журналы о своих любимцах, где размещают фотографию домашнего животного, рассказывают о том, как за ними ухаживают. Школьники постарше (8-9 классы) знакомятся с рассмотрением определённых явлений – «парниковый эффект», «озоновые дыры» и др. экологические проблемы. При изучении этих тем возможны интегрированные уроки в виде конференций, круглых столов, где ученики играют разные роли, а учителя предметники помогают им в решении важных проблем. Результатами такой работы могут стать экологические плакаты, буклеты, видеоролики, проекты, творческие работы. Для подготовки к таким урокам можно воспользоваться материалами, представленными на портале Экокласс на двух языках : русском и английском.
Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера «Великобритания», «США», «Австралия» и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (О.Кромвель, адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук).
Дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А иностранный язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому на уроках используются историческое вопросы и географические например, догадайтесь, о ком это было сказано и по какому случаю:
1. «Он был не только великим мореплавателем, но и великим оратором». (Христофор Колумб)
2. В 1498 году, когда Фердинанду было 18 лет, другой португальский моряк … достиг Индии. (Васко да Гама)
3. Он был человеком, кто дал свое имя Новому Свету, который с тех пор назывался Америкой. (Америго Веспучи)
4. Он назвал океан Тихим. (Фердинанд Магеллан)
5. После того, как он составил карту Новой Зеландии и объявил ее британской территорией, он отправился на запад. (Джеймс Кук)
Подобные задания можно предлагать о великих учёных (физиках, химиках)
Интегрированное занятие английского языка и урока изобразительных искусств может быть интерпретировано различными целями и задачами урока. Это могут быть разнообразные темы урока (Семья; Цвета; Спорт; Животные; Цифры; Алфавит и т.д.). Поставленные учителем задачи достигаются многообразием методов обучения. Таким образом, учащиеся укрепляют языковые знания и навыки в области графики и орфографии, фонетики, лексики и грамматики английского языка.
На таких занятиях также можно проводить знакомство с миром зарубежных сверстников, образцами художественного творчества; огромную роль в этом процессе играет то, что с самого детства закладываются основы личности для дружелюбного отношения к представителям других стран. Очевидно, что изучение языка должно и может сопровождаться со-изучением культуры. Кроме того, на протяжении работы учащиеся получают социокультурную информацию о своей стране, своего края, а также о странах изучаемого языка.
Введению интегрированного обучения в младшей школе способствуют многие психологические, педагогические и методологические факторы.
В младшей школе обучение иностранному языку можно осуществлять через разнообразные виды игровой деятельности.
Такие виды деятельности как художественная, музыкальная, трудовая и т.п. при интегрировании их в процесс обучения иностранному языку становится одним из средств решения учебных задач.
В младшей школе возможны следующие варианты интеграции:
1) языковое/речевое действие + музыкальное действие;
2) языковое/речевое действие + музыкальное + игровое действие;
3) языковое/речевое действие + движения;
4) языковое/речевое действие + движения + игровые действия;
5) языковое/речевое действие + театрализованное действие;
6) языковое/речевое действие + рисование.
Формирование произносительных и интонационных навыков в младшем школьном возрасте осуществляется посредством интеграции фонетических упражнений:
1) с игровыми действиями;
2) с подвижными играми/физкультурными занятиями (слова сопровождаются действиями), например
Hands up!
Hands down!
Hands on the hips!
Sit down!
3) с музыкой (звуковые и речевые образцы на распев, разучивание песен):
Clap, clap, clap your hands!
Clap your hands together!
4) с драматизацией (пьески, сценки)
5) с разучиванием рифмовок
6) с ролевыми играми.
Задания по художественной деятельности (лепка, рисование, аппликация) обеспечивают возможность языковой практики в естественных для детей ситуациях. Учитель ведет диалог. В тоже время, работая индивидуально, тренирует детей в употреблении структур, позволяющих им обмениваться впечатлениями. Диалог с учителем благоприятствует изучению лексики. Интеграция обеспечивает усвоение иностранного языка младшими школьниками на соответствующем уровне.
Таким образом, использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельностный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.
Интегрированное обучение - это не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в рамках курса и даже урока.
Интегрированные уроки английского языка и других предметов можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно их проведение в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть времени отводится творчеству учащихся. Учителем используются различные способы воздействия на учащихся: видео – художественный, музыкальный ряд ( телевидение, чтение, и так далее).
Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях каждой школы – это здоровьесберегающий подход в обучении.
В свете всего изложенного можно сказать, что теория интеграции обучения иностранному языку составляет важное и необходимое звено теории современного общения. Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков является необходимым компонентом содержания обучения и способствует более успешной реализации практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения и диктует необходимость установления межпредметных связей с другими предметами гуманитарного цикла.
На этапе изучения иностранного языка младшими школьниками интеграция – одно из необходимых условий обучения, которое обеспечивает освоение иностранного языка детьми.
Для школьников использование интегрированных курсов в изучении иностранного языка создает дополнительные возможности для развития коммуникативных умений школьников, стимулирует учащихся к самостоятельному поиску нового, к использованию разнообразных источников информации (в том числе и на родном языке). Роль же учителя предполагает и деятельность в качестве психолога, она должна быть тщательно продумана и профессиональна.
Целенаправленность же и систематические межпредметные связи практики языка с другими предметами помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творческого мышления, и, соответственно, способствуют повышению качества обучения.
Литература:
1 Ромашова Н.И. - Методические рекомендации по проведению
интегрированных уроков английского языка и предметов школьной
программы.
2. Щербина Л. П – Интегрированный урок.
3.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571770/
4.https://infourok.ru/integraciya-na-urokah-angliyskogo-yazika-456241.html
.
.