Профессионально – ориентированное обучение как средство повышения мотивации к изучению немецкого языка

0
0
Материал опубликован 1 January 2023 в группе

Профессионально – ориентированное обучение как средство повышения мотивации к изучению немецкого языка.


Кузнецова Л.А.

ГАПОУ ПО ПКАС


Изучение иностранного языка является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования. Навыки общения в профессиональной сфере уже давно стали необходимостью успешного делового поведения в современном глобальном поликультурном мире

Актуальность моей работы обусловлена тем, что профессиональное обучение, обусловленное личностно-ориентированной парадигмой современного образования, создает реальные предпосылки для усиления практической направленности обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях. Владение иностранным языком стало одним из требований работодателей, предъявляемых к молодым специалистам-выпускникам вузов, колледжей, стремящимся к самореализации в разных сферах профессиональной деятельности. Согласно статистике, около 30% работодателей в России и более 60% в странах Европы указывают владение иностранными языками как одно из своих требований к соискателям. Главной целью моей педагогической деятельности является повышение мотивации обучающихся к изучению немецкого языка, как одного из компонентов профессиональной компетентности будущих выпускников специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Пензенский колледж архитектуры и строительства готовит специалистов среднего звена по разным направлениям. В связи с этим возникает необходимость тщательного отбора содержания учебного материала для развития профессиональных и языковых знаний, а также формирования профессионально значимых качеств личности. Актуальной считается проблема недостатка учебников и учебных пособий по иностранному языку.

Изучение иностранного языка в нашем колледже происходит на протяжении всего периода обучения, т.е. с первого по четвертый курс. Проведенный опрос среди студентов показал, что самым сложным этапом в изучении иностранного языка является первый курс. Вызвано это тем, что студенты имеют разный уровень владения языком, что определяется: учебным заведением, где они получили среднее образование, например, обучались в школе или в гимназии; территориально, то есть получили среднее образование в городе или в сельской местности; уровнем компетентности преподавателя иностранного языка школы; желанием, возможностями и способностями обучающего изучать язык и так далее.

Мотивировать студентов, сделать изучение языка интересным, подтянуть знания, а для кого- то заново выучить язык помогает сотрудничество с институтом имени Гёте в Москве, который уже на протяжении 5 лет обеспечивает наш колледж современными, красочными учебными материалами с использованием современных педагогических технологий.

Заложить основы практического владения иностранным языком в своей профессии студентам помогает курс изучения немецкого языка “Mobil mit Deutsch” (Быть мобильным с немецким), занимаясь по которому они усваивают базовую лексику по темам: знакомство, выбор профессии, устройство на работу, общение на рабочем месте. Овладение базовыми навыками общения на иностранном языке служит своеобразной платформой для профессионального становления личности студента.

Дисциплину «Иностранный язык в профессиональной деятельности» студенты начинают изучать со второго курса. Именно на этом этапе становится целесообразным начинать профессионально-ориентированное изучение иностранного языка, особенность которого состоит в том, что оно призвано совместить в себе учет потребностей студентов и учебных заведений с требованиями, диктуемыми федеральным государственным образовательным стандартом и документами Болонского процесса.

Изучая немецкий язык на II курсе по рабочей тетради “Einstieg Beruf. Erste Schritte in die deutsche Sprache” (Введение в профессию. Первые шаги в изучении немецкого языка) студентами специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» пополняется словарный запас по таким темам как: рабочая одежда строителя, строительные машины, на строительной площадке, строительные инструменты и материалы, безопасность и правила поведения на рабочем месте. Работая с текстами, улучшается навык чтения, тренируются базовые коммуникативные ситуации на рабочем месте, студенты понимают и выполняют инструкции по действиям. Все это является основой базовой подготовки к овладению практическими навыками общения на немецком языке в своей профессиональной деятельности.

Для развития компетенций, связанных с профессией студенты III курса обучаются по учебному пособию “Perspektive Deutsch: Kommunikation am Arbeitsplatz” (Перспективный немецкий. Общение на рабочем месте). Данное пособие содержит текстовый материал, сопровождающийся лексическими и коммуникативными упражнениями, выполнение которых не только развивает четыре основных вида речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение), но и способствует формированию общих компетенций независимо от специальности и профессиональных компетенций.

В основу изучения немецкого языка на IV курсе по материалам учебного пособия Anna Saas “Deutsch fűr Beruf und Karriere” (Немецкий язык для профессии и карьеры) входит создание учебной фирмы, работающей в профессионально-деловой сфере. Концепция учебной фирмы – это большая деловая игра, в которой немецкий язык выступает инструментом в формировании компетенций для будущей профессиональной деятельности студентов. Практико-ориентированные задания проекта не только углубляют знания немецкого языка, но и способствуют развитию таких гибких навыков как: коммуникабельность, работа в команде, умение планировать и организовывать, находить и обрабатывать информацию, а также демонстрируют личностные качества.

Каждая фирма имеет свою структуру. Сферу деятельности своей фирмы студенты выбирают согласно своей специальности, придумывают название фирмы и логотип. Каждый студент получает должность и функциональные обязанности, в рамках которых и осуществляет свою профессиональную деятельность. Иными словами, на занятиях обучающиеся воспроизводят повседневную деятельность деловой фирмы, и осуществляют деловое общение на немецком языке.

Студенты, имеющие достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, владеющие иностранным языком, активно и успешно принимали участие в городских, областных, региональных конкурсах и олимпиадах. Так, например, студенты, организовавшие фирму «ART –Landschaft», занимающиеся благоустройством территории, получили грамоту победителя видео-конкурса на немецком языке «Немецкий язык для профессии и карьеры», организованном для учреждений среднего профессионального образования России. Студенты фирмы «Stroj-Dekor» представляли наш колледж на региональный бизнес-ярмарке, которая проходила на немецком языке и были удостоены звания «Самая успешная фирма».

В 2022 году среди студентов выпускных курсов был проведен конкурс резюме на иностранном языке, в котором обучающиеся по строительной специальности прорекламировали свои профессиональные знания, умения и навыки. Итоги конкурса подводило компетентное жюри, состоящее из преподавателей иностранных языков и работодателей - представителей фирм-партнеров региона.

На обобщающем уроке немецкого языка по теме “Messe” (Ярмарка) студенты имели возможность продемонстрировать все навыки и умения, полученные на разных этапах образовательной программы дисциплины «Иностранный язык», а также хороший уровень владения профессиональной терминологией, этикет делового общения и умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Связь немецкого языка с профессией, использование современных технологий практико-ориентированного обучения все это способствует повышению мотивацию студентов к изучению предмета. Только тогда, когда процесс обучения является интересным и познавательным можно добиться хороших результатов. Студенты, занимающиеся по учебным пособиям института имени Гёте, показывают стабильно высокие результаты освоения как иноязычных компетенций в профессиональной сфере, так и навыков, которые помогают им успешно решать важные жизненные задачи. Качество знаний в этих группах составляет 80%, абсолютная успеваемость – 100%.

Список Литературы:


1. Lehrbuch “Deutsch fűr Beruf und Karriere”/ Redaktion: Anne Saas/ Druck: PrintLeto.ru, Goethe- Institut Russland, 2016. –

2. Übungsheft. Einstieg Beruf. Berufsfeld Bau. Erste Schritte in die deutsche Sprache. “KLETT”, 2016. –





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации