12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна2847
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 42 года. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
9

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ (по правилам дорожного движения) 4 класс УМК «Школа 2100»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложе­нии с бессоюзной связью. Правила дорожного движения.

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ

(по правилам дорожного движения)

4 класс УМК «Школа 2100»

Составила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

г. Лахденпохья

2016/2017

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложе­нии с бессоюзной свя­зью. Правила дорожного движения.

Задачи:

  • Развивать умения находить сложное предложение, отличать его от простого предложения с однородными членами, составлять схемы этих предложений, пунктуационно их оформлять.
  • Формировать готовность к грамотному поведению на дороге.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие гостей глазками.

Задать вопросы:

- Для чего люди изучают русский язык? (чтобы грамотно писать)

- Где ещё нужно быть грамотными?

- Откройте тетрадь. Напишите дату и «Классная работа».

2 слайд.

- Начнем урок с минутки чистописания

- Отгадайте шараду.

Начало - нота, (до)

Потом оленя украшение. (рога)

А вместе - место
Оживлённого движения. Дорога.

- Напишите правильно и красиво строчную букву д (5раз).

- Напишите правильно и красиво прописную букву Д (5раз).

- В каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная?

- Запишите слово дорога (1 раз).

- Подберите однокоренные слова и запишите их (дороженька, дорожка, дорожный, подорожник, бездорожье, дорожник, придорожный, дорожница). Докажите, что они однокоренные.

- Что такое дорога? (путь сообщения для передвижения людей и транспорта)

3 слайд.

- Назовите синонимы слова дорога. (Путь, тракт, шоссе, колея, трасса, автомагистраль, стезя, серпантин, проспект)

- Значение каких слов вы не знаете?

- Запишите 2 слова шоссе и трасса. Что общего у их написания? (удвоенная согласная)

4 слайд.

- Познакомьтесь с ключевыми словами урока.

Простое предложение с однородными членами, сложное предложение, запятая, правила дорожного движения.

- Над чем мы будем работать на уроке? (мы будем вспоминать правила дорожного движения, повторять, что такое сложное предложение, простое предложение, простое предложение с однородными членами знаки препинания в сложном предложении и в предложениях с однородными членами).

 

Словарная работа.

5 слайд.

а) Вставьте пропущенные буквы:

Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, тр…мвай, а…тобус, св..тофор, в…дитель.

- Проверьте написанное.

б) С данными словами составьте словосочетания, учитывая тему урока (устно)

(Широкое шоссе, велосипедист на дороге, скользкая дорога, неуправляемый автомобиль, перепуганные пассажиры, дисциплинированный пешеход, светофор на перекрёстке, внимательный водитель).

в) Составьте предложения, используя как можно больше словарных слов (устно).

 

Зрительная гимнастика

1. Мы выехали на дорогу,

впереди нас стоит машина.

Прикладываем палец к носу

2. Машина от нас удаляется.

Медленно отодвигаем палец от носа вперёд, продолжая смотреть на него.

3. Машина затормозила, развернулась и возвращается к нам.

Палец снова приближаем к носу, следя за ним глазами

- Наша школа и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. По ней движутся легковые и грузовые автомашины, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Мне хочется, чтобы вы не только грамотно писали, но были грамотными и на дорогах.

Задать вопросы:

- Где нужно ещё быть грамотными?

- Кто из вас знает и соблюдает правила дорожного движения?

- Составьте и запишите предложение, которое подтверждает, что мы знаем и соблюдаем правила дорожного движения.

Мы знаем и соблюдаем правила дорожного движения.

- Какое это предложение? Докажите. (Простое, с однородными сказуемыми).

- Подчеркните грамматическую основу, запишите, какими частями речи выражены все слова, составьте схему предложения.

- Найдите в этом предложении слова, в которых звуков больше, чем букв (знаем, соблюдаем, движения). Докажите.

- Назовите слова, в которых все звуки твёрдые (мы, знаем, дорожного), звонкие (мы, знаем, дорожного, движения).

- Где ходят пешеходы, а где движутся машины?

- Ответив на мои вопросы, составьте и запишите сложное предложение.

Пешеходы ходят по тротуару, машины движутся по проезжей части.

- Докажите, что вы составили сложное предложение (состоит из 2 предложений).

- Подчеркните грамматическую основу, запишите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое, составьте схему предложения.

- Чем связаны простые предложения?

- Чем отличаются простые предложения от сложных предложений?

Простое предложение с однородными членами предложения

Сложное предложение

одна грамматическая основа

две и более грамматические основы

все однородные члены отвечают на один вопрос,

зависят от одного члена предложения

каждая часть самостоятельное предложение

Для чего нужно анализировать структуру предложения? (Чтобы не ошибиться в пунктуации)

- Что такое пунктуация?

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания, а также сама система знаков препинания.

Знаки препинания – это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи. 

В русском языке существуют следующие знаки препинания:

1) Знаки конца предложения: точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения предложений и частей предложения: запятая, тире, двоеточие и точка с запятой.

 

Физкультминутка «Веселые пешеходы»

«Пешеход проснулся» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в стороны, 1-2 – поднять прямые руки вверх, посмотреть на ладошки, 3-4 – исходное положение

«Увидел в окно регулировщика» И.П.: - ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вниз, 1-2 – меняем положения рук: правую вперед-вниз, левую вперед-вверх,

«Нет ли машин?» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – поворот вправо, руки в стороны, 3- 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

«Шагаем по переходу» И.П.: - ходьба на месте

Беседа по вопросам.

- Скажите, когда вы идёте по улице, кем вы являетесь по правилам дорожного движения? (пешеходами)

- А если вы едете за рулём автомобиля, автобуса и другого транспортного средства, кем тогда являетесь? (водителями)

- Как вы думаете, кто должен соблюдать правила дорожного движения?

- Кто следит за правилами дорожного движения на дорогах? (инспектор ГИБДД)

- Что означает аббревиатура ГИБДД? (ГИБДД - Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения)

- Что такое аббревиатура? (Аббревиатура - это сокращённое название слов в словосочетании. Чаще всего состоит из первых букв слов или из начальных частей слов. Аббревиатура обычно записывается заглавными буквами).

- Чем занимается инспектор ГИБДД? Основная задача инспектора ГИБДД – это обеспечение соблюдения всеми участниками дорожного движения (будь то автомобилист, или пешеход) соблюдения правил дорожного движения (ПДД) и профилактика дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

6 слайд.

- Прочитайте предложение.

Инспектор ГИБДД обеспечивает соблюдение правил дорожного движения автомобилистами и пешеходами.

- Что вы скажите про это предложение? (Простое предложение с однородными второстепенными членами)

- Спишите предложение, сделайте синтаксический разбор, составьте схему. (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое - осложнено второстепенными членами предложения).

- Проверьте.

- А кто из вас хочет после окончания школы работать инспектором ГИБДД?

- Почему вы сделали такой выбор?

 

Пальчиковая гимнастика «Гонки» (с использованием маленьких машинок)

1,2,3,4,5 можно гонки начинать.

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большо­го пальца.

По кругу, по кругу,

Вперед и назад.

По кругу в одну и другую сторону затем вперёд и назад.

Пальцы машину мою тормозят, закрылись.

Сжимают машинку в кулак.

Машина стоит в гараже, фары не светят уже.

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке

7 слайд.

- Я предлагаю вам текст. Вставив пропущенные слова, я узнаю, кто из вас правильно переходит дорогу.

Прежде чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись у … тротуара: прислушайся, посмотри внимательно в … стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по … . Вот так ты научишься переходить … .

Слова вставок: края, обе, дорогу, безопасное, прямой.

8 слайд.

Прежде чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара: прислушайся, посмотри внимательно в обе стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Вот так ты научишься переходить дорогу.

 

9 слайд.

Итог урока.

- Что мы сегодня на уроке делали? Какие умения развивали?

- Вспомните ключевые слова урока.

- Что вы можете сказать по схемам о предложениях?

1) [– =], [– =].

2) [– =].

3) [– = и =].

4) [– = и ]

 

10 слайд.

Домашнее задание.

Написать маленькое сочинение на тему «Я – пешеход». Сочинение может быть написано в разных стилях: повествование, описание или рассуждение, может сочетать в себе и повествование, и рассуждение, и описание.

11 слайд.

Рефлексия

«Что я за птица?»

Критерий

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал на уроке

Усвоен хорошо

Усвоен частично

Усвоен слабо

Объяснить тему товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы.

3-5б – Вы воробей, собираете знания по зернышку.

6-7б – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим.

8-9б – Вы орел, для вас открылись тайны знаний.

12 слайд.

Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!

Будьте грамотными не только на письме, но и на дорогах!

На память об уроке – игра Дорожное лото»

 

Приложение.

Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта.

Тракт - улучшенная грунтовая дорога, большая наезженная дорога, большак.

Шоссе (фр. chaussée) или шоссейная дорога — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания.

Трасса – это дорога в самом широком смысле слова (есть автомобильная воздушная, горнолыжная).

Шоссе – это трасса

Колея — углубление в грунтовой дороге от колёс.

Автомагистраль — широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным движением транспорта.

Автомагистраль от обычной дороги отличается следующим:

1)  Проезжие части, предназначенные для движения в разных направлениях, должны быть отделены друг от друга разделительной полосой или каким-то другим сооружением;

2)  На автомагистрали не должно быть никаких пересечений в одном уровне ни с другими дорогами, ни с железнодорожными и трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками.

Кроме того, автомагистрали оборудуются специальными ограждающими сетками, исключающие выход на дорогу домашних или диких животных.

Серпанти́н (лат. serpent — змея) — извилистая горная дорога или её участки, образующие крутые витки, петли, опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как серпантин.

Прое́зжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Путь — это расстояние, которое прошло тело.

Стезя - (устар.) путь, дорога.

Проспект – прямая длинная и широкая улица в городе.

Карточка ученика ________________________________________

1. Записать слова, вставляя пропущенные буквы

Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, тр…мвай, а…тобус, св..тофор, в…дитель.

2. Вставьте пропущенные слова.

Прежде чем перейти дорогу, найди__________________________ место для перехода. Остановись у ____________тротуара: прислушайся, посмотри внимательно в ____________стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по________________ . Вот так ты научишься переходить ______________________ .

Слова вставок: края, обе, дорогу, безопасное, прямой.

 

«Что я за птица?»

Критерий

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал на уроке

Усвоен хорошо

Усвоен частично

Усвоен слабо

Объяснить тему товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

 
Интегрированный урок русского языка и ОБЖ
PPT / 2.5 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.