Интегрированный урок географии и информатики «Анализ динамики численности населения Земли в XXІ веке» (10 класс)
Интегрированный урок. География – информатика
Тема урока: Анализ динамики численности населения Земли в XXІ веке. Применение электронных таблиц MS Excel для графического представления демографических данных.
Предмет: география и информатика
Класс: 10
Тип урока: обобщения и систематизации
Вид урока: Бинарный урок-модуль, интегрированный (география и информатика).
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и программным обеспечением MS OFFICE; таблицы, иллюстрации, журналы «Вокруг света», учебник «География.10-11 классы/ В.П. Максаковский, атласы.
Метод: практический, наглядно-иллюстративный.
Цель: закрепить знания о причинах возникновения, особенностях проявления и последствиях глобальной демографической проблемы; умение анализировать графики и диаграммы, отражающие размещение населения на планете, и рассчитывать показатели темпа роста и прироста населения; анализировать динамику численности населения Земли, регионов и стран. Обучение школьников применению современного программного обеспечения в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
учебная: изучение и закрепление понятий, связанных с типами воспроизводства населения и основных навыков работы с электронными таблицами;
воспитательная: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;
развивающая: развитие внимательности, логического мышления и расширения кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.
Ход урока:
1. Организационный момент
1.1. Взаимное приветствие.
Здравствуйте, ребята!
1.2. Проверка присутствующих.
1.3. Сообщение цели занятия.
На этом уроке мы с вами проведем анализ динамики численности населения Земли в XXІ веке, с применение электронных таблиц Microsoft Excel для графического представления демографических данных.
1.4. План проведения урока.
1. Организационный момент
2. Мотивационное начало: постановка цели урока
3. Объяснение учителя (география)
4. Объяснение учителя (информатика)
5. Деление класса на две группы: практикум по географии - информатике (перемена групп)
6. Практикум по информатике - географии
7. Подведение итогов урока.
I I. Актуализация знаний.
Актуализация опорных знаний. Чтобы вспомнить изученный материал, Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Дайте определение понятия «демографическая проблема».
2. Назовите причины возникновения и особенности проявления демографической проблемы.
3. Что диаграмма? Какие виды диаграмм вы знаете?
4. Вспомните способ записей формул в электронных таблицях?
5. Когда мы применяем автозаполнение?
6. Что такое форматирование?
7. Выполнение практической работы
8. Проводится инструктаж по выполнению работы и ТБ. Выполнение практической работы производится по группам 1 и 2. Задания выдаются.
III. Используя статистические данные таблицы
- Введите в электронную таблицу данные (см.таблицу 1 «Динамика численности населения мира, по крупным регионам и крупнейшим по численности населения странам мира»),
- Постройте с помощью Мастера диаграмм:
1. график динамики численности населения мира с 1950 по 2015 год (вертикальный масштаб: в 1 см – 500 млн. чел.);
2. столбчатые диаграммы численности населения по крупным регионам мира за 1900, 1950 и 2000 года (вертикальный масштаб: в 1 см – 200 млн. чел.);
3. графики динамики численности населения Китая и Индии с 1950 по 2015 год (вертикальный масштаб: в 1 см – 100 млн. чел.);
4. круговую диаграмму, отражающую долю крупных регионов мира в общей численности населения Земли в 2015 году.
III. Выполните расчеты:
1. темпа роста и прироста численности населения Земли с 1950 года по 2000 год;
2. темпа роста и прироста численности населения Китая и Индии с 1950 года по 2000 год.
(Темп роста (сокращения) равен разности двух значений одной величины – начальной и конечной, поделенной на начальное значение этой величины; темп роста выражается в процентах.
Прирост населения - от темпа роста (сокращения) вычитается 100.
Например, темп роста 105.2%. Тогда темп прироста равен 105.2-100 =5.2%)
IV. Вывод:
Проанализировав графики и диаграммы, отражающие динамику численности населения Земли, регионов и стран, темпы роста численности населения Земли и крупнейших стран мира по численности населения можно сделать выводы, что .
V. 1. Какое значение, на ваш взгляд, имеют данные о динамике численности населения?
2. К каким последствиям, на ваш взгляд, может привести глобальная демографическая проблема?
Преподаватель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, подводит итоги урока, оценивает знания учащихся.
Таблица 1 - Динамика численности населения мира, по крупным регионам
Мир Азия Сев. Америка Лат.
Америка Европа Африка Австралия Китай
Индия
1900 1 650 947 133 408 74 82 6
1950 2 518 1 398 221 547 167 172 13 541 379
1955 2 755 1 541 247 575 191 187 14 601 405
1960 3 020 1 701 277 604 218 204 16 652 445
1965 3 334 1 899 313 634 250 220 18 712 492
1970 3 692 2 143 357 656 285 232 19 807 547
1975 4 068 2 397 408 676 322 243 22 908 614
1980 4 434 2 632 470 692 361 256 23 975 689
1985 4 830 2 888 541 706 401 269 25 1043 773
1990 5 265 3 168 622 722 442 284 27 1127 861
1995 5 673 3 430 707 727 481 299 29 1198 951
2000 6 070 3 680 795 72 520 316 31 1257 1044
2005 6 324 3 788 888 725 558 332 33 1299 1135
2010 6 889 4150 1044 735 580 344 36 1334 1239
2015 7 310 4393 1186 738 597 357 39 1367 1303
и крупнейшим по численности населения странам мира (млн. чел)