12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хабалова Наталья Асламбековна85 |
Интегрированный урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №38 (многопрофильная)
Методическая разработка
Урока в 11-ом классе.
Тема сталинских репрессий в живописи, художественной литературе и музыке.
Учитель: Хабалова Н.А.
Владикавказ 2021 г.
Тема: Тема сталинских репрессий в живописи, художественной литературе и музыке.
Цель урока: проанализировать роман К.Дзесова «Рубцы на сердце»;
познакомить учащихся с работами И.П. Обросова и И.Джанкишиева по данной тематике;
прививать гуманистические чувства;
развивать устную связную речь.
Форма урока – интегрированный урок.
Оборудование: рабочий стенд с репродукцией картин вышеназванных художников, грамзапись песни В.Высоцкого, портрет К.Дзесова.
Учитель литературы:
«Надо разоблачать весь сталинский ужас!» «…ибо дремота совести и беспамятство чреваты возвратом к казарменному обществу, в котором фельдфебели от идеологии заставляли вытягиваться культуру в струнку, требуя от неё в ответ только «Есть!» и «Будет исполнено!» - вторит белорусскому поэту осетинский современный писатель Георгий Тедеев.
Поэтому произведения искусства разных жанров, способствующие нашему исцелению от гражданской летаргии, найдут для себя место на нашем уроке.
И начнем с живописи.
Сообщение учителя изобразительного искусства:
Замечательный русский художник Игорь Павлович Обросов начал делать графическую серию, посвящённую событиям 1937 г., ещё в 60-ых годах.
Триптих – это арест отца. Это попытка осмыслить час горьких испытаний. Горе обрушивается на семью – фигуры застывают. Час морока. Скупая черно-белая палитра Обросова здесь идеально исполняет свою роль. Прощание – и дом родной приобретает для уходящего строгие очертания отстранения. Отдаляющаяся семья – жена, дети, беременная родственница, фигуры знаменуют начало трагедии. Продолжение вскоре – преждевременные роды. Недавно Обросов отмечал 50-летие родившегося тогда хилого мальчика, ныне доктора геологии.
Что он знал об отце? Что тот был талантливым учёным и большевиком, членом РСДРП с 1902 года. Что он основал в Омске мединститут и достаточно много сделал для развития медицины в Сибири.
Обросов пытается объяснить самому себе, почему пламенные большевички пассивно ожидали ареста и уничтожения. Суть 1-ой части триптиха в том и заключается: отец и мать в ожидании тревоги. «Того взяли, того взяли», - сообщал отец, приходя с работы. В ряду причин Обросов находит и следующую: они глубоко вросли в миры своих домов, семей, кресел и проблем. Им было что терять. И своего отца художник изображает не героем, а человеком высокого достоинства. Центральная часть: последний взгляд, печаль и боль за остающихся.
Триптих был написан, но осталось неудовлетворение. Создавая триптих, Обросов наливался соками свежих мыслей, тяжело переворачиваясь с центрифугой меняющегося времени. Трагедия требовала борьбы, противостояния. И он написал новую картину – четвертую часть. Две силы перед нами: отец, который не только нацелен на противников, но и переживает «борение с самим собой», и допрашивающие – два лика, выбитые на скале эпохи. Низколобый, жестокий садист и ловкий подлец – хитро обтесавший себя политический чиновник системы НКВД. Последний пришёл в картину из 60-ых годов. Напряжение черного и белого, сражение правды и нечисти. Смысл пластичен. И поэтому художник не вникает в детали, он устремлён к обобщению, чтобы сразу свет – и виден убегающий или иммигрирующий бандит.
Иногда художник рисует себя на своих картинах. Вот он, худенький мальчишка, провожает взглядом арестованного отца.
«Трагедию 1937 года заслонила война», - говорит художник. И это так. В заключение хочу сказать, что Обросов чувствует в себе силу правды, потому что он человек чести.
Обсуждение триптиха и четвертой части картины Обросова.
1 часть – «Ожидание»
2 часть – «Арест»
3 часть – «Семья»
4 часть – «Признать себя виновным»
Учитель литературы:
- Какие мысли и чувства вызывает у вас работа народного художника РСФСР И.П.Обросова?
- Что вы можете сказать об авторе полотен как о гражданине?
- Можете ли вы назвать другие работы зарубежных или местных художников, в которых бы нашло отражение трагедии 30-ых годов, трагедии многонационального народа.\
Ученик:
Да, например картина балкарского художника Ибрагима Джанкишиева «Красные скалы» и его диптих «Остывший очаг. Смерть поэта».
Учитель литературы:
Бесспорно, в картинах И.Джанкишиева – трагедия народа, но она относится к другому периоду, к 40-ым годам, речь идёт о репрессии в 1944 году балкарского народа. Вот как об этом вспоминает сам художник:
«…И однажды ночью меня разбудила мама. В комнате я увидел каких-то солдат с винтовками и автоматами. Меня быстро одели, вывели на улицу и посадили в кузов грузовика. Вокруг шумят, ругаются, несколько солдат лучом прожектора освещают склоны прилегающих гор. Боялись, наверное, «энкаведешники», что наши начнут в темноте разбегаться. А кому убегать было – женщинам от своих детей или старикам от своих внуков?... Таков был путь на нашу Голгофу…»
В связи с этим я хочу порекомендовать прочитать публицистический очерк молодого балкарского писателя Владимира Лукьяева «А вы вернётесь, верьте мне…» в журнале «Юность» 1989 г.
Я стар и мне не вернуться,
А вы вернётесь, верьте мне.
Берегите веру и душу,
Чтобы было с чем возвращаться и для чего возвращаться.
Не таите злобу,
Нет в ней смысла,
Оставляю вам завещание:
Спасение – в единении и надежде
Этим стихотворением мудрого балкарского поэта Кязима Мячиева, чья могила затерялась где-то там в казахских степях под Талды-Курганом, заканчиваю первую часть нашего урока. Но вопрос В.Лукьяева, который поставлен в очерке «За что? За что с нами так поступили? За что хотели сжить со свету наш народ, которого не хватило бы даже на то, чтобы заполнить трибуны довоенного стадиона «Динамо»?», всегда меня мучает.
Учитель литературы
- А теперь перейдем к обсуждению романа Кудзага Дзесова «Рубцы на сердце»
Сообщение учащейся:
- Дзесов Кудзаг Габрелович (1905-1981) - видный осетинский писатель старшего поколения. Родился в селении Едыс Южной Осетии. Здесь окончил трёхклассную школу, продолжал обучение в школе селения Дзау. С 1923 по 1925 годы, Дзесов учился во Владикавказе в первой опытно-показательной школе.
С 1925 г. Работал в газете «Растдзинад»
С 1926 по 1928 г.,учился в Московском государственном институте журналистики.
Член СП с 1934 г., делегат I Всесоюзного съезда советских писателей.
С 1936 по 1957 г., был лишен возможности заниматься литературной деятельностью, был объявлен «врагом народа». Об этом периоде своей жизни К.Г.Дзесов рассказывает в книге «Рубцы на сердце».
Беседа по содержанию романа
Вопросы:
- Вы все прочитали это произведение. Почему именно об этой книге у нас сегодня речь?
-Давайте вместе с героями романа пройдём их нелегкими дорогами. Докажите, опираясь на текст, что сталинский террор стал массовым явлением и нанес ущерб экономике страны, а главное подорвал основы духовного здоровья общества.
- Найдите в тексте и прокомментируйте описания тяжелейших моментов следствия, обратитесь к тем страницам, где автор рассказывает о нравах и быте заключённых, устроенных таким образом, чтобы превратить человека или в сильно жестокого зверя или в робкую скотину.
- В романе много действующих лиц, у каждого из них своя судьба, своя статья. О ком бы из них вам хотелось рассказать?
- Каков нравственный облик главного героя книги?
Как ему удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
Какие черты характера героя достойны уважения?
-Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственная сила не могут устоять под давлением внешних обстоятельств. Приведите примеры из текста.
- В чем была вина «врагов народа» - «без вины виноватых»?
Вина!
Она была, конечно,
Мы были той виной сильны.
Нам виноватым, было легче,
Чем взятым вовсе без вины.
(Анатолий Жигулин, репрессированный в 50-ые годы).
«Мы были той виной сильны». Это и о героях романа «Рубцы на сердце». Как вы понимаете эту строчку?
Возможный ответ:
Под пытками не выдали никого, выжили, вернулись из ада сталинских лагерей несломленными. Выжили потому, что думали о судьбе Родины и своего народа. Вот в том-то и была их «вина» (перед властью), которая давала им силы.
-Расскажите о патриотических чувствах заключённых во время Великой Отечественной войны.
-Какие несчастья эта война принесла не только народу, но и полит.заключенным? Прочитайте об этом в тексте.
-Какие нравственные уроки нужно извлечь из романа К.Дзесова «Рубцы на сердце»?
Обобщения, данные учащимися:
В стране, в которой взаимоотношения между человеком и государством определены идеологией «тотализированной империи», жить сложно. Кажется, что ни о каком добре и свободе речи не может быть. Тогда во имя чего жить? Через страдания, сомнения героев автор приводит читателя к мысли: человек должен стремится к свободе.
Дзесов, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского долга, достоинства каждого человека.
Несмотря на то, что в романе много трагических эпизодов, ситуаций, судеб, в челом мироощущение Кудзага Дзесова вселяет веру и оптимизм.
Учитель музыки:
- Вера и оптимизм необходимы человеку в любой ситуации, иначе нельзя никак.
Владимир Высоцкий. Песня «Банька по-белому».
В этой глубоко трагичной песне В.Высоцкий уловил важную общественно-политическую причину преступных деяний – утрату людьми веры в справедливость, в закон:
Сколько веры в лесу повалено…
-Да, - продолжает учитель литературы, - эпоха создаёт общества, но как поступить в них, определяет сам человек
Время? Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в этом времени.
(Наум Коржавин, репрессированный поэт)
Задание для самостоятельного прочтения:
Советую прочитать о своих сверстниках в годы сталинщины:
В. Макшеев «И видеть сны…» журнал «Октябрь» №4 1989г. Повесть о судьбе латыша.
А. Алексин «Игрушка»
Р.Гибизов «Белые ночи»